Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Конспект + презентация + мини проект урока по теме: «Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы»Окружающий мир. 4 класс. Развивающая система Л.В. Занкова.

Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы.

Цели и задачи:

Образовательные:

  • познакомить с функциями нервной системы, её строением;

  • вспомнить виды анализаторов, виды клеток;

Развивающие:

  • развивать умения пользоваться полученными ранее знаниями;

  • способствовать расширению кругозора учащихся;

Воспитательные:

  • способствовать формирование положительной мотивации к предмету;

  • умения выслушивать мнение одноклассников, доказывать свое собственное мнение.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийный доска, проектор, компьютер, программа PowerPoint, слайдовая презентация, раздаточный материал (задания для закрепления), журнал «Человеческое тело» (Нервная система).

Технология личностно-ориентированная (ИКТ).

I. Организационный момент.

- Желаю Вам хорошего настроения, творческой активности, продуктивной работоспособности!

II. Проверка усвоения предыдущей темы.

Соедини стрелочками.

Вкус

Глаза

Осязание

Уши

Обоняние

Кожа

Зрение

Язык

Слух

Нос

Сообщения детей по группам органы чувств:

1 о зрении; 2 слухе; 3 обонянии и вкусе; 4 об осязании.
Самостоятельная работа. Проверка в парах.

- Как вы считаете, какие органы чувств важнее всех?

III. Целевая установка.(Слайды Сеченова и Павлова).

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

-Чьи портреты вы видите на экране?

- Чем знамениты эти люди?

Великие физиологи нашей Родины. Русские учёные Иван Михайлович Сеченов и продолжатель его идей Иван Петрович Павлов. Павлов установил, что именно нервная система обеспечивает приспособление организма к внешней среде. Нервная система напрямую связана с органами чувств человека. Но начало этому процессу дают органы чувств.

- Как вы думаете, какой объект для изучения будет главным на уроке?

Сам человек, его нервная система.

- Назовите самый главный орган нервной системы.

Это головной мозг.

- Определим задачи нашего урока. О чём бы вы хотели узнать?

- что входит вЦНС

- её роль и значение

IV. Изучение нового материала.

Группы

Задание.

Источники информации.

1.

Устройство головного мозга.

Учебник - стр. 28 и доп. материал.

2.

Масса головного мозга.

Учебник - стр. 28 и доп. материал.

3.

Как попадает информация в головной мозг?

Учебник - стр. 28 - 29 и доп. материал.

4.

- Какую роль играет спинной мозг?

Учебник - стр. 29 и доп. материал.

Рефлексия.

- Как же попадает информация в головной мозг?

Эту работу выполняют нервы. По одним нервам информация о внешней среде от органов чувств идёт в головной мозг. Он принимает, и его команда по другим нервам идёт к мышцам. Пример - красный свет светофора.

Пауза для отдыха.

Масса головного мозга. Гимнастика для головного мозга.
1. "Ухо-нос". Левой рукой беремся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши и поменяйте положение рук так, чтобы уже правая держалась за кончик носа, а левая - за противоположное, т.е. правое ухо.
2. "Колечко". Поочередно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.



  • Головной мозг новорожденного имеет массу 400г, в возрасте 1 год - 800г, у учеников 1-4 классов - около 1300г., у взрослого человека 1450. Средний вес головного мозга мужчин - 1375г, у женщин на 10% меньше. Если мозг имеет массу ниже 1000г у взрослого человека, то умственные способности резко падают. На питание мозга расходуется 1/5 всей крови в организме человека. Чем больше мозг содержит нервных клеток, тем с более сложными задачами способен человек справиться. Человеческая речь, использование ее мозгом для своей работы - вот главное, чем отличается наш мозг от мозга любого животного.

  • Исследования ума животных показали, что самыми умными являются обезьяны, дельфины и бурые медведи, второе место заняли волки, красные лисицы, собаки. Из птиц самыми умными считаются вороны. Довольно сообразительными оказались черепахи, зеленые ящерицы и крысы. А вот земноводные и рыбы не могут решать даже самые простые задачи.

Пауза для отдыха.

- Какую роль играет спинной мозг?

Гимнастика для головного мозга.

1. Прогнуться вперёд.

2. Прогнуться назад.

3. Потянуться.

Если головной мозг сравнивают с командным пунктом организма человека, то спинной мозг - с диспетчером. Часть информации проходит по спинному мозгу. Вместе они образуют центральную нервную систему, которая обеспечивает слаженную работу всего организма.

- Как доказать, что нервы пронизывают всё тело?

Если ущипнуть, уколоть - больно. Во всём теле есть нервные окончания, чувствительные к боли. Но зачем человеку боль? Чувство боли - это реакция организма, которая предупреждает об опасности.

Остановка работы нервных клеток может привести к параличу - потере подвижности части тела!Нервы не только тянутся к мышцам. Они, словно тоненькие провода, отходят от всех твоих органов и проходят в мозг. По таким нервам к нему идут сведения о работе желудка, кишечника, сердца, легких и почек. Мозг похож на центр управления твоим организмом. Он постоянно получает информацию о его состоянии и контролирует работу тела.

Это нервные окончания, через которые передаётся информация в виде импульсов. Как вы думаете, где находятся нейроны, в какой части человеческого тела? (по всему телу человека)

Провести опыт.

Мы учили различные виды клеток. Вспомнить. (Эпителиальные, нервные, костные, клетки крови). Как вы думаете, какие клетки могли бы передавать информацию? (нервные) Еще нервную клетку называют нейроном.Вспомним строение этой клетки (ядро, отростки). Отростки - это очень важный элемент нервной клетки. Они есть у каждой клетки. Зачем они нужны? (чтобы соединяться друг с другом)А зачем им соединяться друг с другом?Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведем небольшой опыт. Возьмемся за руки, так, чтобы были задействованы все в нашем классе.(Дети берутся за руки. Первый передает «сигнал», пожав руку соседа. Так сигнал передается самому последнему участнику.)

Звуковой сигнал. Обрабатывается информация в головном мозге. Сигнал передаётся по нейрону, к мышцам рук и руки поднимаются. (Нейроны - это дети)

Прослушаем проект. Заполним схему.

Мини - проект «Центральная нервная система».

Нервная система

нервы

Головной мозг

Спинной мозг

- Объясните, чем и почему головной и спинной мозг хорошо защищены от внешней среды, а множество нервов не имеют такой защиты.

V. Закрепление темы урока.

Разбор примеров работы нервной системы.

Все сообщения в мозг и от мозга передаются по нервам, как по проводам. Сигналы по нервам бегут с огромной скоростью, она достигает 120 м в секунду.Очень сложные задачи может решить только человек, потому что у него самый развитый головной мозг.

Чувствительные

Сочный арбуз.

Вы увидели сочный арбуз. Этот сигнал сразу передался по нервам мозгу. Он приказал глазам не выпускать из виду арбуз, а ногам - идти к арбузу. Вы подошли. Глаза сообщили мозгу: арбуз рядом. Мозг дал команду рукам: взять поднести ко рту, рту - открыться, зубам - откусить, языку - попробовать. Язык сообщает: очень вкусно. Но вы уже и раньше об этом догадывались. Потому что глаза передали, что арбуз красный, зрелый, а память напомнила: август, сентябрь, ягода созрела. Пальцы рук подтвердили: мякоть мягкая - значит, сочная. Нос добавил: душистая. Мозг сделал вывод: будет сладко! И дал приказ слюнным железам и железам желудка: приготовиться принять вкусную пищу!

Пример, какие задачи решает спинной мозг.

Двигательные

Дотронулись до раскалённого утюга.

Вы случайно дотронулись до раскалённого утюга. Не успели почувствовать боль и испугаться, как рука сама отдёрнулась. Как это произошло?

Чувствительные клетки руки почувствовали страшный жар. Опасность! Сообщение об этом понеслось в спинной мозг. Там мгновенный приказ: всем мышцам руки немедленно сократиться. Рука отдёрнулась. Когда спинной мозг сообщил об этом головному мозгу, вы начали чувствовать боль и стали думать, как помочь больной руке.

Рефлексия.

Задачи урока.

Ответили ли мы на поставленные вопросы?

- что входит в ЦНС

- её роль и значение

Стр. 30 -31. Есть информация, которую мы сегодня не обсуждали. Найти новые сведения в тексте.

Как вы думаете, устаёт ли наш мозг?

Оценивание работы в группе.

Если довольны, удовлетворены, разочарованы тем, как проходят наши занятия, то отметьте ваше отношение к элементам урока в соответствующей клетке анкеты.

Элементы урока

Довольны

Удовлетворены

Разочарованы

Комментарии и замечания

"5"

"4"

"3", "2"

Понятны ли были задания

Насколько комфортно вы себя чувствовали во время занятия

Как вы оцениваете свою работу на занятии

ФИ, заполнившего____________________________________________________________

Домашнее задание.

1, 2 - Как вы думаете, устаёт ли наш мозг?

3,4 - Какую роль играет кровь в работе мозга?

Источники информации:

x-medik.ru/node/85- гимнастика для мозга.

festival.1september.ru/articles/586986/

Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х частях Авторы: Дмитриева Н.Я. / Казаков А.Н.

Журнал «Человеческое тело».



© 2010-2022