- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок математики по теме «Вычисление площади прямоугольника»
Урок математики по теме «Вычисление площади прямоугольника»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Красилова Э.В. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 100 г.Сочи Краснодарского края
Урок математики в 3 классе
УМК: Перспективная начальная школа
Учитель начальных классов Красилова Эльвира Владимировна
Email: [email protected]
Тема урока: Вычисление площади прямоугольника
Цель урока: создать условия для успешного усвоения нового материала
Задачи урока.
Обучающие: научить определять площадь прямоугольника с помощью формулы.
Развивающие: развитие математической речи; логического мышления; формирование вычислительных навыков.
Воспитывающие: воспитывать интерес к предмету, повышая мотивацию к учению.
Формирование УУД.
Личностные
- формирование значимости изучаемого материла в жизни учащегося
Познавательные
- формирование умения выдвигать гипотезы; находить пути решения проблемы;
- формирование умения делать выводы и использовать умозаключения в практической деятельности;
- формирование умения работать с таблицей.
Регулятивные
- формирование умения формулировать цель с помощью учителя; проговаривать порядок работы на уроке;
- формирование умения контролировать и корректировать свою деятельность
Коммуникативные
- формирование умения взаимодействовать в паре; умение слушать других, высказывать доказательно свою точку зрения, используя математическую терминологию
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник «Математика» А.Л.Чекина 2-я часть, прямоугольники, листы с заданиями
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Технология системно - деятельностного подхода
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности (1 - 2 мин)
- Древнеримский писатель Петроний сказал: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя». Как вы понимаете это высказывание? (Слайд 1)
- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
- Я желаю вам удачи на пути приобретения знаний!
II. Актуализация. Целеполагание (6-7) мин)
- Ребята, в математике очень часто слова заменяют знаками и символами. Какие слова заменили эти символы? (Слайд 2)
(= Предполагаемый ответ: прямоугольник, площадь, квадратный см)
S
см2
- Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему урока. Одно слово на доске, это ВЫЧИСЛЕНИЕ … … . (Если учащиеся затрудняются, то на слайде появляются символы, а затем тема урока)
ВЫЧИСЛЕНИЕ S . (Слайд 3)
ВЫЧИСЛЕНИЕ площади прямоугольника. (Слайд 4)
- Возвращаясь к словам Петрония, скажите, какую цель для себя вы можете поставить на сегодняшнем уроке? (Предполагаемые ответы уч-ся: научиться вычислять площадь прямоугольника; научиться применять эти знания в жизни)
- Как вы думаете, где могут в жизни вам пригодиться эти умения? (Предполагаемые ответы учащихся: при решении задач; когда будем делать ремонт дома)
- Прежде, чем приступить к новому, я предлагаю в памяти воспроизвести ранее изученное.
1) Игра «Я знаю таблицу умножения»
Учащиеся 1-го ряда - 1-й множитель, 2-го ряда - 2-й множитель, 3-го ряда - значение произведения.
По-очереди учащиеся 1-го и 2-го рядов встают и называются какими-либо однозначными числами, а учащиеся 3-го ряда называют полученное значение произведения. Например, «Я - первый множитель 5, я - второй множитель 3, я - значение произведения 15 и т.д.»
2) Найдите площадь фигур, если сторона каждого квадрата 1 см, а если сторона квадрата 1 м? 1 км? (Слайд 5)
III. Проблемное объяснение нового материала (6 мин)
- Возьмите на столах прямоугольник № 1, определите его площадь. (24 см2)
- Как вы узнали его площадь? = С помощью палетки.
- А теперь найдите поверхности прямоугольной формы в классной комнате.
= Поверхность классной доски, потолка, пола, стен, шкафов и т.д.
- Найдите площадь пола. (Затруднительная ситуация). Можете ли вы найти с помощью палетки? = Нет.
- Нам необходимо найти другой способ. Вернитесь к прямоугольнику № 1. Приложите ещё раз палетку. Сколько квадратов в одной полосе? = 6. Сколько таких полос? = 4. (Слайд 6)
- Кто догадался, как можно найти площадь этого прямоугольника, выполнив вычисления? = 6 4 = 24 см2
- Скажите, что значит число 6 для этого прямоугольника? = Его длина.
- Что значит число 4? = Его ширина.
- Что обозначает 6 4? = Произведение длины и ширины, т.е. площадь прямоугольника.
- Сделайте вывод, как найти площадь прямоугольника. (Ответы учащихся) Сравните ваш вывод с выводом учебника. Этот вывод можно записать на математическом языке в виде формулы S = a b, где S - площадь, a - длина, b - ширина прямоугольника. (Слайд 7) (Учащиеся записывают формулу в тетрадь).
Физминутка (2 мин)
- Упражнения для глаз. Нарисуйте глазами в воздухе, не поворачивая голову, геометрические фигуры: сначала окружность, затем треугольник и прямоугольник)
- Упражнения для снятия утомления туловища. Руки за головой, наклон головы вперёд, повороты головы вправо влево. Руки за спиной в замке, небольшой наклон туловища вперёд.
IV. Первичное закрепление (5 мин)
- Применяя формулу, вычислите площадь прямоугольников из № 277. (Сильные учащиеся выполняют на доске под контролем учителя)
V. Самостоятельная работа учащихся с самопроверкой(10-12 мин)
- А теперь вы можете найти площадь пола классной комнаты? (Учитель формирует на уроке одну группу учащихся для нахождения площади пола (5 уч-ся), вторую - для нахождения площади парты (5 уч-ся), остальные работают в парах с моделями прямоугольников на своих местах (Приложение 1)).
- Определите порядок выполнения работы. (Предполагаемые ответы учащихся:
1. Измерить длину и ширину. 2. Вычислить площадь по формуле. 3. Записать ответ.)
- Определитесь, какие единицы для измерения вам лучше выбрать.
Группы учащихся работают самостоятельно, учитель контролирует и корректирует работу учащихся. Учащиеся заносят данные в таблицу.(Приложение 2)
Отчёт групп. (Называют длины сторон, способ нахождения площади, ответ)
- Группам необходимо продолжить свою работу.
Группе, которая находила площадь пола, решают задачу следующего содержания.
На 1 м2 пола уходит 200 г краски. Сколько краски потребуется, чтобы покрасить весь пол?
Группа, которая находила площадь поверхности парты решают свою задачу.
На 1 дм2 поверхности парты требуется 25 г лака. Сколько необходимо купить лака, чтобы покрыть 10 таких парт?
Остальные учащиеся работают с прямоугольником, у которого стороны 10 см и 5 см.
Учащимся дали задание покрасить лист № 4. Макнув кисточку один раз в краску, можно покрасить 5 см2. Сколько раз потребуется обмакнуть кисточку в краску, чтобы выкрасить весь лист?
Группы продолжают вести записи на листах (Приложение 2)
Отчёт каждой группы.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторений (2 мин)
- Молодцы все! Скажите, с какой профессией или профессиями связана наша тема урока?
(= Предполагаемые ответы учащихся: с профессией строителя, маляра и др.)
- Какие данные должны быть известны в задании для того, чтобы найти площадь прямоугольника?
= Длина и ширина.
- Скажите, как найти площадь прямоугольника, используя эти данные?
= Длину умножить на ширину.
- В каких единицах измеряют площадь прямоугольника?
= В мм2, см2, дм2, м2.
VII. Итог урока. Рефлексия (2 мин)
- Ребята, давайте обратимся снова к изречению Петрония. Кто сегодня на уроке учился для себя? И кто для себя сделал открытие? Кто достиг цели, поставленной в начале урока?
Закончите предложение
Сегодня я узнал …
На уроке мне было …
Я ещё хочу узнать о …
Оценивание учащихся.
VIII. Запись домашнего задания (2 мин)
Знать формулу. Выполнить задание в тетради на печатной основе на стр. 61 № 146, 147 и дополнительно 149 и 150 (для желающих задания повышенной сложности
Приложение 1
6
№ 14
8
№ 2
4
10
№ 45
4
№ 3
4
Приложение 2
I группа
1. Вычислите площадь поверхности пола классной комнаты
Длина (а)
Ширина (b)
Площадь (S)
2. Решите задачу
На 1 м2 пола уходит 200 г краски. Сколько краски потребуется, чтобы покрасить весь пол?
II группа
1. Вычислите площадь поверхности парты.
Длина (а)
Ширина (b)
Площадь (S)
2. Решите задачу
На 1 дм2 поверхности парты требуется 25 г лака. Сколько необходимо купить лака, чтобы покрыть 10 таких парт?
Для работы в парах
1. Вычислите площади прямоугольников № 2, 3, 4.
Длина (а)
Ширина (b)
Площадь (S)
№ 2
№ 3
№ 4
2. Решите задачу, используя только данные прямоугольника № 4
Учащимся дали задание покрасить лист № 4. Макнув кисточку один раз в краску, можно покрасить 5 см2. Сколько раз потребуется обмакнуть кисточку в краску, чтобы выкрасить весь лист?