Урок по чтению на тему Звуки [х], [х^], обозначение их буквой хХ (ха) (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Звуки [х],[х′], обозначение их буквой х Х «ха». Чтение-сопоставление прямых и обратных слогов, слов с буквой х. Выразительное чтение восклицаний со звуками [х], [х′]. Беседа о хлебе, хлебных изделиях, хлеборобах. Рассказы детей об их впечатлениях от вкуса и запаха разных хлебных изделий.

Цель: познакомить учащихся со звуками [х], [х′] и буквами хХ; учить выделять эти звуки в речи, находить буквы в словах, читать слова с новыми буквами; формировать умение проводить звукобуквенный анализ слов; совершенствовать технику чтения, выразительность речи; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережливое отношение к хлебу, уважительное - к хлеборобам.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник «Букварь», иллюстративный материал, листок бумаги в виде квадратика, смайлики в виде солнышка и тучки.

Ход урока



  1. Организационный момент.

  1. Слушание стихотворения.

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в мое окно,

На ладони появилось рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,

Тонкий лучик золотой.

И как с первым лучшим другом

Поздоровалось со мной.

- Давайте, улыбнемся солнышку. А теперь повернемся к нашим гостям и подарим им свои солнечные улыбки. От ваших улыбок всем станет теплее и уютнее.

- А теперь повернемся ко мне и представим, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.

- Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение и улучшает здоровье, и люди от этого становятся добрее. Это солнышко будет светить нам, согревать нас на протяжении всего урока.

2. Настрой на урок.

Игра «Доскажи словечко» .

Глазки смотрят и все видят … (видят),

Ушки слушают и все … (слышат),

Голова хорошо … (думает).



  1. Актуализация опорных знаний.

- Урок начнем с разминки «Эрудит».

- На какие две группы можно разделить все звуки? (Гласные и согласные.)

- Как отличить гласные звуки от согласных? (Гласные поются, а согласные не поются.)

- На какие группы можно разделить все согласные звуки? (Твердые и мягкие.)

- Какие гласные указывают на твердость согласных? (а, о, у, ы)

- Какие гласные указывают на мягкость согласных? (и, е, ё, я)

3. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и задач урока.

- Солнышко к нам пришло с сюрпризом. А каким мы узнаем в конце урока. А теперь давайте определим тему рока. Перечислите, что изображено на картинках? ( Хоккей, петух, халат, хлопушка, орехи, хорек, хомяк)

- Определите, какие одинаковые звуки есть в словах? (Одинаковые звуки [х],[х′].)

- Как вы думаете, какова тема урока? (Знакомство с буквой Хх.)

- Какую цель поставим? (Познакомиться с новыми звуками [х], [х′] и буквой Хх.)

- Зачем нужно знакомиться с новым звуком и буквой? (Будем читать слоги, слова, предложения с новой буквой.)

4. Изучение нового материала.

1. Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на доску. Кого вы видите? (Слон и лиса.)

- Верно ли, что нам предстоит работа со словами «слон» и «лиса»? (Нет. Нам предстоит работа со словами «хобот» и «хвост».)

- А почему? (Потому что в словах «слон» и «лиса» нет звуков [х],[х′].)

2. Выполнение звукобуквенного анализа слов.

(Самостоятельно, по вариантам, 2 ученика у доски.)

1-й вариант - составляет звуковую схему слова «хобот»;

2-й вариант - составляет звуковую схему слова «хвост».

- Скажите, пожалуйста, а данная схема подходит к слову «орехи»?

3. Игра «Поймай звук».

- Если услышите в слове твердый звук, ставите на стол кулачок, если мягкий - кладете руки под голову, как подушечку: поход, хитрец, успех, хомяк, схема, хихикать, храбрость, хор, хитрый.

4. Конструирование буквы «ха».

- Загадаю вам загадку, выполняйте по порядку.

Раз - листочки поднимаем,

Два - листочки загибаем,

Три - еще один разок свернем,

На четыре - развернем.

Буква спряталась внутри,

Кто догадлив - назови!

5.Знакомство с буквой хХ.

- Звуки [х],[х′] обозначаются буквой хХ «ха».

- На что похожа буква Х?

«Х» на ножницы похожа,

Но в работе, а не лежа,

Хочешь - режешь, хочешь - шьешь,

Хочешь - сам себя стрижешь.

6. Физкультминутка «Хомка».

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

1,2,3,4,5 -

Хочет хомка сильным стать.

7. Работа с учебником (с. 98).

а) чтение слоговой таблицы (коллективное, по рядам, парами, индивидуально);

б) чтение слов в столбцах. Выборочное чтение.

● В каких словах есть буквосочетание ух? (Пух, петух) Ох? (Мох, охрана, плохой).

● Найдите и прочитайте слова со звуком [х′] (В стихе, тихий).

● Перед какими буквами буква «ха» обозначает мягкий звук?

● Прочитайте те слова, в которых буква «ха» стоит в конце (в середине, в начале).

в) выразительное чтение восклицаний.

- Когда произносят эти слова? (Когда чувствуем боль, усталость, испытываем восторг, смеемся.)

8. Физкультминутка для глаз.

Плавно глазками моргаем,

А потом их закрываем.

Чтобы было больше силы,

К ним ладошки приложили.

Раз, два, три, четыре, пять!

Глазки можно открывать».

9. Беседа о труде хлеборобов, бережном отношении к хлебу.

а) отгадывание загадки.

Отгадать легко и просто:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

б) беседа о хлебе, труде хлеборобов.

- Каким бывает хлеб? (Душистый, мягкий, пышный, свежий, хрустящий, ароматный.)

- Скажите, дети, как нужно относиться к хлебу? Почему?

- Для людей хлеб - это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его - хлеб - кормилец, батюшка. Он всегда на столе - и в будни, и в праздники. Хлебом и солью встречают самых дорогих и почетных гостей. Во все времена люди берегли хлеб. И вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство. Так поступают только самые чуткие и добрые люди.

в) чтение слов, связанных по смыслу с хлебом. (с. 99) Составление предложений со словом хлеб.

г) развитие речи. Рассказы детей о тех ощущениях, которые они испытывали когда ели теплый, свежий хлеб.

5. Подведение итогов урока.

1. Беседа по ключевым словам.

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я поделюсь…

2. «Салют» из солнышек или тучек.



Новопавловская ОШ 1-3 ступеней

Открытый урок

по русскому языку (чтение)

в 1 классе

Подготовила и провела учитель начальных классов

Бариева Сурия Шевкетовна

2013 - 2014 учебный год

© 2010-2022