Разработка по русскому языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель МАОУ «СОШ №10» г. Перми Бондаренко Аполлинария Александровна (Городской проект «Урок в подарок»)

Тема урока: Правописание частицы НЕ с глаголом. Цель урока: создать условия для изучения и первичного закрепления орфограммы "Частица не с глаголами". Задачи урока: Предметно-содержательная: формировать умение написания частицы не с глаголами. Деятельностно - коммуникативная: развивать орфографическую зоркость, речь учащихся. Ценностно-ориентационная: способствовать воспитанию доброжелательности, взаимопонимания через организацию работы в парах, группах. Универсальные учебные действия: Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: уметь самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем формулировать учебную проблему; Коммуникативные: уметь слушать и понимать других и вступать в диалог; оформлять свои мысли Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; уметь перерабатывать информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Планируемые результаты: Научиться безошибочно писать «не» с глаголами. Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний учащихся. Оборудование: учебник «Русский язык», 3 класс Р.Н. Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной (2 часть), компьютер, проектор, смарт доска, документ-камера, карточки с заданиями, рисунки для проведения работы в группе.

Использованная литература:

  1. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык 3 класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2007 - 208 с. ( ОС «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

  2. Вронский Юрий. Стихи. murzilka.org/izba-chitalnya/stikhi-i-rasskazy/jurijj-vronskijj/ (дата обращения 16.03.2015)

  3. Медникова А.Н. Рефлексивная деятельность младшего школьника. Ж-л «Наука и школьная практика» №1, 2008

  4. Самарова Н.Н. Формирование навыков работы с информацией как средство развития критического мышления младших школьников. Журнал «Начальная школа: + до и после», 2010 №1

  5. Толковый словарь В.И. Даля slovari.yandex.ru/ (дата обращения 16.03.2015)

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Предлагаю Вам сегодня совершить экскурсию в мир знаний урока русского языка. Усаживайтесь на свои места. Запишем дату «Тринадцатое марта. Классная работа».

  1. Словарная работа.

В «минутке чистописания» напишем соединение букв НЕ. (Показ правильного написания и соединения). Охарактеризуем эти звуки (НЬ - согласный, мягкий, непарный звонкий, сонорный; Э - гласный, ударный, обозначающий мягкость согласного)

- Дети, я Вам предлагаю группу словарных слов. (На экране картинки коссовок, костюма)

К…стюм, кр………овки, (По какому признаку объединены эти слова? Продолжите ряд. Предполагается слово «пальто» и дополняем ряд новым словом «платок».

Выясним значение слова (Подготовленный ребёнок сообщает информацию из толкового словаря. Даль В.И. Толковый словарь русского языка.

Платок,-тка,м.

  1. Предмет одежды - кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы. Головной платок. Пуховый платок.

  2. То же, что носовой платок. Кармашек для платка. Уменьш. Платочек, -чка,м. Устаревшее слово «плат» - платье, платать - латать, чинить одежду.

Ребята! Составьте словосочетания со словом «платок», употребив разные части речи. Слайд… со словами: глагол+платок, прил.+платок, сущ.+ платок. Выслушиваются ответы детей. -Какие части речи употребили? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлоги). III. Введение в тему урока. - С какой частью речи мы сейчас подробно знакомимся? (Глагол) - Что знаем о нём? (выслушиваются ответы) На экране даны слова. Распределите данные слова по группам частей речи: до, игра, из, же, платить, быстрый, не - К какой группе частей речи отнесём слово «не»? (Постановка проблемы) Оно сегодня нам уже встречалось. (Служебные) - Почему? (т.к. самостоятельно они не могут употребляться) Ребята работают в смарт презентации, распределяя слова по группам. Послушайте стихотворение Ю.Вронского: Завести велели мне Новые привычки: Никогда девчонок НЕ Дёргать за косички! Никогда с братишкой НЕ Драться за обедом! На уроках больше НЕ Говорить с соседом! Я согласен даже НЕ Рисовать на карте! И согласен даже НЕ Танцевать на парте! Но не смейте делать мне Никаких упрёков, Если даже я и НЕ Выучу уроков. - Ребята, как думаете, какое название у этого стихотворения? После вариантов детей предлагается авторский вариант - стихотворение называется «Не».
  1. Постановка проблемного вопроса
На экране слова НЕ, ЖЕ, ЛИ. Что это за слова? - Как вы думаете, могут ли они употребляться без других слов? Почему? Что обозначает это слово? Может ли оно употребляться самостоятельно, само по себе? С какими словами может употребляться? Сформулируйте тему и цель урока. (Запись на доске «Правописание частицы не с глаголом»). Что значит «правописание»? Формулируется цель урока в совместной постановке с детьми. V. Открытие новых знаний. Наблюдение над употреблением частицы «не» - В стихотворении вы, наверное, услышали, с какой частью речи употребляется частица НЕ. (Глагол. На экране слайд с изображением глагола, имеющего множество рук и ног, характеризующие его, как представителя, выполняющего множество действий. Глагол и частица НЕ. На следующем слайде даны глаголы ходить, знаешь, утаишь, жалеть, не накинешь и иллюстрации волка, шила, мешка, друга, платка. Слева на слайде «за шторкой» даны пословицы: Волков бояться - в лес не ходить. Чего не знаешь, того не говори. Шила в мешке не утаишь. Друга иметь - себя не жалеть. На каждый роток не накинешь платок. (Ребята составляют из разбросанных слов пословицы, объясняют их смысл) Рефлексия по наблюдению за употреблением частицы НЕ - Где чаще употребляются частицы? Какие пословицы запомнили? Как не спутать их с предлогами? Придумайте свои словосочетания, где бы употреблялась отрицательная частица НЕ. Вывод по правописанию частицы НЕ стр. 112. VI. Развитие учебно-языковых, речевых и орфографических умений. Спишите пословицы по вариантам. Какие ещё пословицы обнаружили? Объясните их смысл, объясняя написание частицы НЕ с глаголом, а также все другие орфограммы. Устно прочитайте пословицы из упр. 362. VII. Работа в группах. (Формирование коммуникативных умений, умение работать в группе) Приготовьте рисунки, которые приготовили вы накануне. Расскажите об их содержании. (Предложены рисунки на темы «В школе», «В общественном транспорте», «На лесной поляне»). Предложите, какое задание можно выполнить к этим рисункам в соответствии с темой нашего урока. (выслушиваются ответы детей) Ребята выполняют задание по рядам в группах, 6 групп. На ваших столах лежат приготовленные накануне красочные рисунки с изображением школы, лесной поляны, салона автобуса или трамвая для выполнения этого задания. Необходимо приготовить плакаты, призывающими к правилам поведения. (Ребята объединяются в группы, пишут на рисунках плакаты в защиту природы, формулируют правила поведения в общественном транспорте, в школе. Для этого они должны максимально использовать частицу НЕ с глаголом. VIII. Защита работ. Выступающие с помощью документ-камеры представляют свои выступления. (При наличии времени можно записать несколько высказываний в тетрадь, отмечая орфограммы) IX. Контрольное списывание по вариантам (карточки) Составьте и напишите небольшой текст по опорным словам. Не забудьте включать частицу НЕ. Напомним друг другу правила написания текста. 1 вариант. Опорные слова: Любить Овощи Фрукты Соки Витамины Питание Здоровье 2 вариант. Опорные слова: Любить Зарядка Уроки физической культуры Прогулки Лыжи Коньки Здоровье X. Итоги урока. Оценки. Поднимите красный кружок, если вы уверены в прочном усвоении темы. Поднимите синий кружок, если вам требуется ещё время для освоения правописания частицы НЕ с глаголом. Спасибо за урок!

© 2010-2022