Конспект урока по русскому языку Ь после шипящих

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.

Предмет: русский язык (УМК «Гармония» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык. К тайнам

нашего языка»)

Класс: 3б.

Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих».

Тип урока: открытие новых знаний.

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Цель: создание условий для изучения случаев правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих.

Задачи:

  • образовательные: выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода, для формирования умения различать имена существительные мужского и женского рода;

  • развивающие: содействовать развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению словарного запаса, навыков самоконтроля;

  • воспитательные: содействовать воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.

УУД:

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Познавательные УУД:
  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации

Коммуникативные УУД:
  • слушать, понимать и дополнять речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе, в паре и следовать им.

Методы, применяемые на уроке: словесный (объяснение, беседа), наглядный (презентация учителя, наблюдения учащихся), проблемно-диалогическая технология, частично-поисковый.

Формы организации работы на уроке: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

  • овладение элементами способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Метапредметные результаты:

  • понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;

  • чтение и понимание указанного учебного текста, нахождение в нём определённых сведений;

  • нахождение в материалах учебника необходимой информации, использование её для решения практических задач;

  • участие в общей беседе, выполнение принятых правил речевого поведения;

  • постановка вопросов, ответы на вопросы других; слушание высказываний собеседников.

Предметные результаты:

  • приобретение опыта изучающего и поискового чтения;

  • выявление принадлежности слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков;

  • определение морфологических признаков слова;

  • сравнение, классификация предложенных слов по указанным признакам.


Оборудование: компьютер, проектор, Mimio Xi Professional интерактивная приставка, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass, учебник УМК «Гармония» М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «Русский язык. К тайнам нашего языка».

Дидактические материалы: карточки с инструкцией для групповой работы.

Сценарий урока


1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) 3 мин.

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Формируемые УУД: Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание

узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные: Нацеливание на успешную деятельность.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся - Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь рабочий день. Пусть урок принесёт вам радость общения. Урок я начну словами французского писателя Ж.Ж.Руссо (1712-1778г) « Вы талантливые дети!» Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Я желаю вам сегодня убедиться в словах этого писателя.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.


2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. 7 мин. Цель: а) актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. б) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. в) зафиксировать необходимость введения нового правила написания мягкого знака после шипящих на конце имени существительного женского рода.

Формируемые УУД: Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности.

Познавательные: Развивать операции мышления (выявлять сходство, классифицировать объекты по существенному признаку) Коммуникативные: Формировать умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Прочитайте запись и определите что записано на доске? (приложение 1)

- На какие группы можно разделить все слова в словосочетаниях?

- Как взаимосвязаны имена прилагательные с именами существительными?

- Прочитайте только имена существительные. Подумайте, что в них общего? (приложение 1)

- Сейчас вам предстоит поработать в парах и определить, на какие группы можно разделить эти имена существительные. Подумайте, обсудите и запишите их группами.

- Итак, сколько групп у вас получилось и по какому признаку вы их разделили?

- Что вы знаете о букве Ь? Зачем она нужна, если звука не обозначает?

- Какое слово у вас осталось?


Определяют, что записаны словосочетания; аргументируют своё мнение Делят слова в словосочетаниях на группы, аргументируют своё мнение. Объясняют взаимосвязь имени прилагательного с именем существительным. Читают только имена существительные, определяют общий признак, аргументируют своё мнение. Работают самостоятельно в парах. Участвуют в практической работе по нахождению слов с мягким знаком. Участвуют в обсуждении проблемы, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Записывают слова, подчёркивают мягкий знак, обосновывают правильность выбора. Высказывают свои предположения по поводу написания мягкого знака в слове РЕЧЬ.

3. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи. 5 мин. Цель: а) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.

б) согласовать цель и тему урока

Формируемые УУД: Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме.

Регулятивные: Уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся - Запишите слово «речь» в третью группу. Предположите, какую роль выполняет буква Ь в этом слове. - Возникло затруднение. Определите тему урока - Какой приём мы будем использовать, чтобы найти выход? (приложение 2)


Высказывают свои предположения о роли Ь в слове «речь», аргументируют своё мнение. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Выдвигают проблему.

4. Построение проекта выхода из затруднения. 15 мин.

Цель: а) организовать коммуникативное взаимодействие для выведения алгоритма написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных


Формируемые УУД: Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: Оценивать результаты своей деятельности (сравнивать с эталоном)

Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся - Прочитайте слова, записанные на доске. (приложение 3) - Что вы можете сказать об этих словах? - Что общего в звучании этих слов? В чём отличие? - Сейчас вам предстоит поработать в группах. Каждой группе выдаётся инструкция. (приложение 4)

- Когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

- На конце имён существительных какого рода после шипящих мягкий знак не пишется?

- Сформулируйте правило о работе Ь в именах существительных с шипящим на конце.

- Что нам поможет поверить правильность нашего вывода?

Работа с текстом (учебник с.73)

- Прочитайте текст про себя.

- Верны ли наши предположения?

- Зачитайте, у существительных какого рода на конце после шипящих пишется мягкий знак?

- На что он показывает?

- А что вы можете сказать об именах существительных мужского рода с шипящим звуком на конце?

- Какую же ещё функцию выполняет «ь» знак в русском языке?

- Если затрудняетесь в ответе, прочитайте текст ещё раз.

- Я предлагаю вам достроить схему, кратко передающую главную мысль нового правила. (приложение 5) Определяют род имени существительного, записывают слова в соответствующий столбик, наблюдают за словами. Формулируют вывод, исходя из наблюдения. Делают предположения о новой работе мягкого знака и формулируют устное высказывание. Сравнивают предположения с текстом в учебнике. Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.


5. Физкультминутка 2мин

Цель: а) создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Формируемые УУД: Познавательные: Классифицировать объекты.

Коммуникативные: Проявлять активность в коллективной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Я буду называть имена существительные мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если я назову существительное женского рода, то вы прыгаете и делаете хлопок над головой, если услышите существительное мужского рода - приседаете.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь. Выполняют упражнения, отвечая определённым движением на звучащую языковую единицу.

6. Первичное закрепление во внешней речи. 5 мин

Цель: а)зафиксировать способ проверки написания мягкого знака после шипящих на конце имён существительных в громкой речи. б) закрепить алгоритм проверки в знаковой и вербальной форме.


Формируемые УУД: Регулятивные: Планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Что вы видите на доске? Что такое транскрипция? (приложение 6)

- Что общего в словах, записанных в транскрипции?

- Переведите транскрипцию в буквенную запись: 1 вариант запишите слова с Ь на конце, 2 вариант - слова без Ь на конце. Затем обменяйтесь тетрадями и объясните своему соседу по парте, почему вы записали эти слова. Проговаривают алгоритм работы с заданными словами. Переводят слова из транскрипции в буквенную запись. Задание выполняют самостоятельно по вариантам. После выполнения задания обмениваются тетрадями; проверяют правильность выполнения; аргументируют собственное мнение. По очереди записывают слова на доске, доказывают правильность написания.

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. 5 мин

Цель: а) зафиксировать новое содержание урока.

б) оценить результаты учебной деятельности.

в) согласовать домашнее задание.


Формируемые УУД: Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде.

Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Пришло время подводить итог урока. Какое открытие вы сегодня совершили?

- Что особенно значимо было для вас на сегодняшнем уроке?

- А теперь я предлагаю вам пройти небольшое тестирование.

Тест. (для теста используется программа «proclass»)

Довольны ли вы результатом проверочной работы?

Как вы думаете, почему не удалось всем выполнить задание правильно?

Сформулируйте цель на следующий урок. Сообщают о полученных знаниях, выполняют интерактивный тест, анализируют результаты тестирования, планируют работу на следующий урок













Приложение

Приложение 1Конспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящих

Приложение 2

Конспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящих

Приложение 3Конспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящихКонспект урока по русскому языку Ь после шипящих

Приложение 4

Инструкция для работы в группах:

  1. Разделить слова на столбики (указать признак)

  2. Выделить в словах каждого столбика окончание.

  3. Сделайте вывод о работе Ь на после шипящих на конце у имён существительных.

Приложение 5Конспект урока по русскому языку Ь после шипящих



© 2010-2022