Конспект урока русского языка Согласные и гласные звуки (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка

Класс: 2 «а»

Учитель: Старостина Александра Сергеевна

Урок: русский язык

Тема: «Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами.»

Цель: Познакомить учащихся с приёмами сложения трех и более слагаемых.

Цель и задачи урока: Предметные:

  • Систематизировать знания о звуках и буквах русского языка; понимать различия между звуками и буквами;
  • Уметь находить в словах буквы, обозначающие безударные гласные и парные по звонкости-глухости согласные звуки;
  • Находить и объяснять расхождение в количестве звуков и букв в слове;
  • Понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
  • Хорошо знать алфавит, правильно называть буквы алфавита.

Метапредметные:

  • Развивать связную речь при составлении рассказов и сказок о звуках и буквах, при работе с текстом;

  • Овладеть навыками работы с различными словарями и справочниками, составленными по алфавиту;

  • Уметь классифицировать языковые единицы по различным признакам;

  • Уметь пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц.

Личностные:

  • Понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей;

  • Понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых высказываний;

  • Формировать потребность в использовании словарей и справочников.

Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент Встали ровно, подтянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел уже звонок. Начинается урок! Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Александра Сергеевна сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте готовность к уроку, посмотрите готово ли ваше рабочее место. На ваших столах должны лежать учебники русского языка, рабочие тетради, простые тетради, ручка, дневник.
Здороваются










Правила посадки А сейчас вспомним правила посадки за партой. Как нужно сидеть за партой, чтобы спинка оставалась ровной, а в тетрадке получались красивые и ровные буквы?

- сидеть прямо; - опираться спиной на спинку стула; - не опираться грудью на стол; - ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; - туловище, голову, плечи держать ровно; - положить обе руки на стол, чтобы они опирались о край стола, а локти выступали за край стола; - придерживать тетрадь левой рукой (если ты правша) и правой рукой (если ты пишешь левой рукой); - писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

Мы с вами повторили правила посадки на уроке, теперь чтобы у вас была крепкая здоровая спинка и хорошее настроение, вам нужно соблюдать данные правила на протяжении всех уроков.

Пальчиковая гимнастика А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради - заведем мотор машины (вращение кулаков) -покажите как работает наше сердце (сжимание и разжимание рук) -поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз (большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку) -раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак) и сразу: все пальчики ушли спать.(наклон кулачков) -вдруг проснулись ,потянулись. Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками. Дети выполняют разминку

Работа с числом Откройте свои тетради. Какое сегодня число? Какую букву нужно запомнить в слове «Сентябрь»? (букву «е») Ее можно проверить? (нет) Что это за буква? (безударная гласная в корне слова). Подчеркнем безударную гласную в корне слова. Поставим ударение (сентЯбрь). С комментированием пишем число. Записываем «Классная работа». Подчеркиваем удвоенную «сс». Поставим ударение в слове «клАссная», подчеркнем безударную гласную «а». Вы поработали с числом, записали его в тетрадях и написали классная работа. Значит можно двигаться дальше. Проговаривают число, записывают под комментирование.

Минутка чистописания Мы переходим к минутке чистописания, а чтобы узнать какую букву мы будем писать посмотрите на доску и определите какой буквой объединены все эти картинки? ( Арбуз, азбука, аллея) Аллея- это дорога с рядами деревьев по бокам. Кто отгадал, какую букву мы сегодня будем прописывать?(А) Правильно это буква А.

Характеристика буквы Какой звук обозначает буква «А»?(Гласный) Его можно пропеть? Переходим к прописи буквы «а»


Дети отвечают на вопрос.




Прописывание буквы Прописываем букву «а» в тетради. (показываю на доске). Найдите в строке самую красивую букву «а» и подчеркните её.

Что мы сейчас делали? Прописывают букву «а» в тетради. Ответ: повторили правописание буквы «а».

Подведение к теме урока Ребята посмотрите на доску. ….. прочитай слова написаны на доске. ( пруд( пруды)- прут( прутик)Чем отличаются эти слова? Что такое пруд? Что такое прут? Прут это тонкая ветка без листиков. Какой звук обозначает буква «д» в слове пруд? Какой звук обозначает буква «т» в слове прут?









Ко из вас знает, о чем мы сегодня будем разговаривать? Смотрят, читают слова. Они отличаются буквой на конце. Отвечают на вопросы.




Постановка цели и задач урока Откройте учебник на стр.35 прочитайте диалог профессора и Вани. ….. читает за профессора. ….. за Ваню. Кто мне скажет, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где вы вспомните гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют Читают диалог. Отвечают на вопрос.

Практическая деятельность - А теперь посмотрите на доску, где расположен «Звукоград». - Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим - согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь знак, они не имеют звука) - Что вы знаете о гласных звуках?(гласные поются) - Сколько их в русском языке? (6) А сколько гласных букв?(10) - Давайте вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) - Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках) - Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э) - Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю) - Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё -йо, Е -йэ, Ю -йу) - Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, после ъ и ь знаков) - Приведём примеры таких слов. Например, ясно, поёт, льёт, подъезд. - Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да) - А без гласных звуков может состоять слог?(нет) - Давай сделаем вывод, для чего нужные гласные? (Гласные звуки нужны для образования слога.) -Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог) Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!

На доске звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф]. -Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные-согласные) -А вы знаете стихотворения о согласных звуках? Тогда я вам сейчас буду читать, а вы-повторяйте за мной: А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. Ссс - змеиный слышен свист, Шшш - шуршит опавший лист. Жжж - шмели в саду жужжат, Ррр - моторы тарахтят. г)-Как произносятся согласные звуки? - Что ты можешь сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или только из шума) Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ) - На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные) Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком) - Я вам приведу для сравнения такие слова - лук-люк, мел-мель.Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажите? - А теперь мы с вами переключимся на парные согласные. Назовите мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с - твердые и такие же мягкие) - Остальные согласные у нас остались без пары. - Назовите буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й) - Что можете сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков) - Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ ) - Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц) - И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука) - Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком) Молодцы!

Рассматривают звукоград и отвечают на вопросы.















Отвечают на вопросы.

Физминутка Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок. Сели, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко.
Дети повторяют за учителем

Применение знаний и умений в новой ситуации А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний. - На доске расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б. Разделите эти буквы на 2 группы . - По какому признаку вы разделили буквы?(гласные и согласные) Назовите буквы каждого ряда. Дополните каждый ряд своими примерами по две буквы.(г, д) ; (у, ы) Подберите слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.

Дети выполняют задание.









Гласные и согласные

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция - Что изучали и повторили на уроке? -Определи различие между буквами и звуками? - Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по количеству гласных в слове»? Поднимите руку те, кто думает что работал на уроке отлично? Теперь те, кто думает, что мог бы и лучше. Ну и тот, кто думает, что очень плохо отработал на уроке.

Отвечают на вопросы оценивают себя.

Домашнее задание






Открывают дневники и записывают домашнее задание


Учитель:

Акоева Н.В.



Методист:

Николаева А.Н.





© 2010-2022