Знакомство с буквой Мм

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учитель: Предмет: литературное чтение Класс: 1 Дата: Тип урока: открытие нового знания

Тема урока: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ М, м

Цели деятельности педагога: Организовать работу по ознакомлению с буквой М, м, способом чтения прямого слога, понятием «дружба», частью речи - местоимением (без введения термина); научить выполнять звуко - буквенный анализ слов «Миша» и «Маша». Плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; создать условия для развития фонематического слуха, рефлексивно - аналитических способностей.

Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают букву М,м, часть речи - местоимение, понятие «словосочетание»; научатся выполнять звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД):

Познавательные: общеучебные - осознанность восприятия.

Регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей. Отличных от собственной. И ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные - высказывать своё мнение. Подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; воспитывать чувство взаимоуважения, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность

Оборудование: букварь ч.1, касса букв, презентация о букве Мм, фонограмма песни «Улыбка»

Ход урока I. Введение в тему урока. Учитель. Если дружбой дорожить, можно спорить и дружить, И не вспыхнет ссора из любого спора. У доски 5 учащихся, в руках держат карточки, на них изображены: дом, рука, уж, жук, барабан, арбуз. - Назовите первый звук в каждом слове. - Составьте из этих звуков слово. (Дружба.) - Как вы понимаете слово «дружба»? (Ответы детей.) - Послушайте стихотворение о дружбе. Дружба - главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда - не беда, Если рядом друзья настоящие. - Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: с чего начинается дружба? (Наверное, с улыбки.) - Так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает слова - подпевайте. Звучит песня «Улыбка». - О чем эта песня? У кого в классе есть друзья? Какие чувства вы испытываете, когда встречаетесь с другом? - Рассмотрите картинку. Кто изображен? (Дети.) - Маша и Миша поссорились. Из-за чего? Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему? II. Изучение нового материала. 1. Звукобуквенный анализ слов «Маша» и «Миша» с помощью цветных фишек. - Выделите интонационно 1-й звук в слове «Маша». - Он гласный или согласный? - Какой это согласный: твердый или мягкий? - Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. - Выделите интонационно 1-й звук в слове «Миша». - Он гласный или согласный? - Какой это согласный: твердый или мягкий? - Какую фишку возьмем для обозначения звука? Аналогично проводится работа с другими звуками. - А какой буквой обозначаются звуки [м], [м']? (Буквой М.) Вот качели - буква М! Здесь качаться можно всем!

Е. Тарлапан - Из каких элементов состоит буква М? - На что похожа буква М? - Вот Маша и Миша помирились. Их имена начинаются с одной буквы М. - А теперь впишите в схемы имена детей. Какие еще буквы вы можете вписать?

Физкультминутка 2. Чтение слогов. Работа по учебнику.

Вышел ёжик погулять, грибов-ягодок собрать,
А за ним ежатки, малые ребятки.
«Все сюда скорей, я шел и вам буковку нашёл». - Какую букву нашёл ёжик?

Прибежал веселый А, почитали дети - ма.
Прибежал задорный О, прочитали дети - мо.
Прибежал зазнайка Я, прочитали дети - мя.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети - мы.
Прибежал игривый И, прочитали дети - ми.
Прибежал упрямый У, прочитали дети - му.
Прибежал забияка Ё, прочитали дети - мё.
Прибежал тихоня Ю, прочитали дети - мю.
Прибежал обжора Э, прочитали дети - мэ.
Прибежал звонкий Е, почитали дети - ме.

ма - мо - мя - мы - ми

му - мё - мю - мэ - ме 3. Составление слов. - Составьте слова с данными слогами и выделите звуки [м], [м'] интонационно. 4. Работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать». 1) Задание для нечитающих детей «Закрась. Напиши». - Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква м. - Впишите букву м в пустые квадратики. - Прочитайте получившиеся слова. (Мама, яма, мы, ум, имя.) - Найдите и подчеркните такое слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) - Объясните, почему в слове «яма» звуков больше, чем букв? (Буква я в начале слова обозначает два звука - [й'] и [а].) - Назовите только те слова, в которых два гласных звука. (Мама, яма, имя.) - Назовите слово, в котором буква м обозначает мягкий согласный звук. (Имя.) 2) Задание для читающих детей «Сообрази. Напиши». - Перед вами две строчки слов. - Посчитайте, сколько слов написано в первой строчке. (2 слова.) - Как вы думаете, какие буквы пропущены во всех этих словах? (Каждая буква зашифрована цифрой.) - Впишите буквы в клеточки и прочитайте получившиеся слова. (Мама, лама.) - Объясните, что общего у слов «мама» и «лама»? (В словах три одинаковые буквы - а, м, а.) Аналогично выполняется вторая часть задания. Учитель предлагает закончить выполнение задания самостоятельно. Проверка работы. (Мимо, мяу, яма.) 5. Чтение и анализ стихотворения В. Орлова. - Прочтите название стихотворения. («Кто кого?») - Кто автор? (В. Орлов.) - Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами. О-би-дел - обидел. У-да-рил - ударил. Дру-жи-ли - дружили. Не по-де-ли-ли - не поделили. Чтение стихотворения В. Орлова «Кто кого?» читающими детьми. - О ком это стихотворение? - Кто задает вопросы мальчикам? - Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают разобраться, сделать правильный вывод? - Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? - Что обозначает выражение «водой не разольешь»? (Ответы детей.) - Послушайте стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья».

С виду мы не очень схожи:
Петька толстый, я худой,

Не похожи мы, а всё же
Нас не разольёшь водой!

Дело в том, что он и я -
Закадычные друзья!
Всё мы делаем вдвоём.
Даже вместе... отстаём!

Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка.
Был, конечно, важный повод.
Очень важный повод был!
Помнишь, Петя?
- Что-то, Вова, позабыл!
- И я забыл...
Ну, неважно! Дрались честно,
Как положено друзьям:
- Я как стукну!
- Я как тресну!
- Он как даст!
- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду -
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим - что за чудо?
С нас ручьём бежит вода!
Это Вовкина сестра
Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льётся,
А она ещё смеется:
- Вы действительно друзья!
Вас водой разлить нельзя! - Поднимите руки, кто еще не имеет друга. Кто хотел бы найти себе друга? Для чего нужны друзья? (Дети высказывают свое мнение: с ними веселее, они помогут в трудную минуту.) 6. Работа по учебнику. Соотнесение слов и картинок. - Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики.) - Покажите и назовите все предметы одежды. (Брюки, рубашка, платье.) - Прочитайте слова, написанные под картинками. (Моя, моё, мой, мои.) 7. Работа в парах. - Соедините стрелками предметы, к которым подходит слово «моя» («моё», «мой», «мои»). (Моя - рубашка; моё - ведро; платье, мой - велосипед; мои - брюки, кубики.) - Назовите другие предметы, к которым подходят слова: «моя» («мое», «мой», «мои»). - Прочитайте слова, написанные в самом низу. Скажите, что общего у всех этих слов. (Во всех словах есть буква м.) - Прочитайте слова, в которых по одному гласному звуку. (Ум, мы.) - Прочитайте слова, в которых по два гласных звука. (Мама, яма, умы, мимо.) - Прочитайте слово, в котором звуков больше, чем букв. (Яма.) - Назовите букву, которая в этом слове обозначает два звука. (Буква я.) 8. Дифференцированная работа по учебнику. а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя): - Прочитайте начала предложений и закончите их. - Найдите в этих предложениях слова, в которых звуков больше, чем букв. (Моё.) - В чьих именах есть звук [м] или [м']? Произнесите, интонационно выделяя этот звук. б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа): - Прочитайте стихотворение Г. Виеру и ответьте на вопрос. Проверка выполнения заданий. III. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? С какой буквой познакомились? - Какие звуки обозначает буква М? - Что понравилось на уроке?



© 2010-2022