Урок русского языка в 3-м классе: Изменение глаголов по временам

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 3-м классе: «Изменение глаголов по временам».

Назмутдинова Анзия Арслангалиевна, учитель начальных классов. Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе. Цель урока: 1. Ввести понятие «изменение глагола по временам» через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся. 2. Развивать орфографическую зоркость, мышление, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Воспитывать у учащихся самостоятельность, внимательность, интерес к предмету. Оборудование: ноутбук, проектор, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой «Русский язык» 3 класс 2 ч.

Ход урока. I. Психологический настрой.

- Ребята, мне приятно видеть вас. У нас гости на уроке, они хотят с вами познакомиться. Не забывайте, гость не долго гостит, да многое замечает. Чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое. - Сегодня мы продолжаем путешествовать по стране «Глаголии». (Слайд 1,2) II. Актуализация знаний. (Слайд 3) На экране:

Свет, светлый, светить.

Беговая, бег, бегать.

Дружить, дружный, друг

- Что вы скажете о группах этих слов? (однокоренные) - Выделите корень. - Как пишутся корни однокоренных слов? - Назовите проверяемые и проверочные слова. - Как можно еще сгруппировать эти слова? (по частям речи) Работа в тетрадях. - Число, классная работа. - Распределите слова в 3 группы: На экране: (Слайд 4,5)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Свет

Светлый

Светить

Бег

Беговая

Бегать

Друг

Дружный

Дружить

III. Повторение изученного о глаголе. (Слайд 6) Фронтальный обзор знаний. На экране:
- А что мы уже знаем о глаголе? 1. Самостоятельная часть речи. 2. Обозначает действие. 3. Вопросы: « что делать?», «что сделать?». 4.В предложении является сказуемым.

Глагол

Часть речи.

Действие

Что делать? Что сделать?

Сказуемое

Изменяется

?

IV. Постановка проблемы. - Глагол как-то изменяется? - Сегодня мы ответим на этот вопрос. V. Поиск решения. План работы. 1. Прочитайте отрывки из стихотворений. 2. Выпишите глаголы, в скобках запишите вопрос. 3. Определите, когда относительно момента речи,происходит действие. На экране. (Слайд 7, 8, 9) а) Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле. На озерах треснул лед, Будто раскололи. - Действие происходит до момента речи.

б) Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. -Действие происходит в момент речи. в) Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. - Действие происходит после момента речи. Общий вывод делает учитель. - Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени. - Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени. - Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. На экране: ПАМЯТКА. (Слайд10, 11)

Прошедшее время

вчера

Что делал?

Что сделал?

Настоящее время

сегодня

Что делает?

Что делают?

Будущее время

завтра

Что будет делать?

Что сделает?







VI. Работа с учебно-научным текстом определения (стр. 94). 1. Чтение про себя. 2. Ответы на вопросы. - Как изменяются глаголы? - На какой вопрос отвечают глаголы: - в настоящем времени; - в прошедшем времени; - в будущем времени. VII. Физкультминутка для глаз. (Слайд 12) VIII. Рисунок «Весна». (Слайд 13) Составление предложений, употребляя глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах. IX. Первичное закрепление.

1.Образуйте от данных существительных глаголы трех времен.

Работа у доски, в тетрадях.

Крик - кричал - кричит - будет кричать.

Свет - светил - светит - будет светить.

Зелень - зеленел - зеленеет - будет зеленеть.

Шаг - шагал - шагает - будет шагать.

X. Игра «Четвертый лишний». (Слайд 14)

На экране:

Встречает

Поскрипывал

Прочитает

Вытащила

Празднует

Визжал

Засмеется

Рассказала

Отвечал

Жужжит

Оживет

Одевает

Трещит

Пролетал

Удивил

Уточнила

XI. Физкультминутка.

- Я назову вам глаголы, если это:

- глагол настоящего времени - стойте смирно;
- глагол прошедшего времени - присядьте;
- глагол будущего времени - ходьба на месте.

(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

- Как вы определяли времена глаголов?

- Настоящее время - то, что происходит сейчас;

- Прошедшее время - то, что уже было;

- Будущее время - то, что еще будет. XII. Тест. (Слайд 15, 16) 1. Глаголы обозначают: А. действия предметов; Б. признаки предметов; В. предмет. 2. Выберите верное утверждение. А. Глаголы изменяются по временам. Б. Глаголы не изменяются по временам. 3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы: А. что делал? что сделал? Б. что сделает? что будет делать? В. что делает? что делают? 4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что: А. действие происходит сейчас; Б. действие произошло или происходило ранее; В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы: А. что сделает? что будет делать? Б. что делает? что делают? В. что делал? что сделал? XIII. Итог урока. (Слайд 17) XIV. Домашнее задание. (Слайд 18) - 1-ая группа написать 5 глаголов ко Дню Победы. - Правило. - 2-ая группа составить рассказ. - Молодцы. (Слайд 19) - Спасибо за урок. (Слайд 20)





© 2010-2022