- Преподавателю
- Начальные классы
- Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жмыхова И.И. |
Дата | 18.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста
во внеурочной деятельности В соответствии с законом РФ «Об образовании» здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. В послании президента В.В. Путина Федеральному Собранию (декабрь, 2012 г.) говорится о том, «...что важнейшим направлением государственной политики в области образования является развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи». Далее президент отметил, что востребованы новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей младшего возраста, так как именно в этом возрасте на всю жизнь закладываются привычки и интересы, которые необходимо начинать формировать в школе . Здоровьесбережение обучающихся является одной из самых важных задач в образовании, которую ставит национальный проект «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. В соответствии со Стандартом основная образовательная программа образовательного учреждения должна содержать программу формирования культуры здорового образа жизни, задачи которой - создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. По данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а 40% имеют различную хроническую патологию. Здоровье школьников ухудшается в первую очередь из-за укоренившегося в российской школе содержания образования и уклада школьной жизни. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем обучающихся отмечается в гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов, где учебный процесс характеризуется повышенной интенсивностью. Кроме этого приходится признать, что большинство граждан нашей страны имеет низкий уровень ценности здорового образа жизни, в связи, с чем у людей отсутствует понимание необходимости укрепления своего здоровья и заинтересованность в регулярных занятиях физической культурой и спортом. Многие семьи не ориентированы на здоровый образ жизни и не являются союзниками педагогов в формировании компетентности здоровьесбережения у детей, а знания школьников о гигиене, режиме, безопасного поведения часто не реализуются в практической деятельности, что свидетельствует об отсутствии мотивов и элементарных привычек ЗОЖ, не говоря уж о культуре здоровьесбережения. Формирование здорового образа жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста. Необходимо проводить большую систематическую работу по формированию культуры здоровья у школьников, так как важность повышения уровня сознательного отношения к своему здоровью чрезвычайно велика как для дальнейшего обучения ребенка, так и для выполнения им в будущем самых разных видов деятельности и для будущей взрослой жизни. Актуальность определяется рядом существующих противоречий между:
- запросом общества, которое заинтересовано в воспитании здорового поколения, с одной стороны, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков, с другой;
- потребностью в технологиях формирования представлений о здоровом образе жизни и культуре здорового образа жизни в начальной школе и формальным подходом к работе в данном направлении многих педагогов.
- обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья на период обучения в школе;
- сохранить работоспособность во внеурочное время;
- сформировать у обучающихся знания, умения и навыки, необходимые для создания здорового образа жизни;
- сформировать систему спортивно-оздоровительной работы.
- подготовка педагогов к работе по формированию ЗОЖ в учебно-воспитательном процессе, что позволяет создать соответствующую систему деятельности по формированию культуры здоровья личности;
- единство действий педагогов и семьи, что поможет оздоровлению атмосферы школьной жизни и сочетанию научно обоснованного просвещения о ЗОЖ с полезной для здоровья деятельностью младших школьников;
- формирование культуры здоровья у обучающихся начальной школы при условии систематичной внеурочной деятельности;
- внеурочная деятельность по данному направлению должна осуществляться в комплексе с участием учителей и в обязательном взаимодействии с родителями.
Методика С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью».
Цель: исследовании ценностных установок и жизненных приоритетов школьников по вопросам здоровья.
Инструкция: обучающиеся определяют степень значимости (важности) для них различных составляющих (жизненных ценностей). Для этого выбирают три наиболее важные и три наименее важные, с их точки зрения, ценности из предлагаемого списка:
-
хорошие вещи, материальное благополучие;
-
общение с природой;
-
общение с друзьями и другими окружающими людьми;
-
любовь и семейная жизнь;
-
здоровье, здоровый образ жизни;
-
труд (профессия, учёба, интересная работа);
-
духовность (нравственность, саморазвитие)
Наиболее важные для меня: Наименее важные для меня:
1. _________________________ 1. ________________________
2. _________________________ 2. ________________________
3. _________________________ 3. ________________________
Обработка результатов Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наиболее важных, присваивается первый ранг, второй - второй, третьей - третий. Первой ценности из трёх, которые были названы в качестве наименее важных, присваивается седьмой ранг, второй - шестой, третьей - пятый. Ценности, не вошедший ни в первую, ни во вторую группу, присваивается четвёртый ранг. Ранг, полученный такой ценностью, как «Здоровье, здоровый образ жизни», является окончательным показателем. Если такая ценность получила у испытуемого первый или второй ранг, можно сделать вывод о том, что его отношение к здоровью является высоко доминантным (значимым); если третий, четвёртый или пятый ранг - оно характеризуется средней доминантностью; если шестой или седьмой - ему свойственна низкая доминантность отношения к здоровью.
Методика «Гармоничность образа жизни школьников»
(Н.С. Гаркуша)
Цель: наличие у обучающихся понимания ценности и значимости здоровья, ведения здорового образа жизни.
Инструкция. Отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни.
Вопросы
-
Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?
а) хорошее; б) удовлетворительное;
в) плохое; г) затрудняюсь ответить.
-
Занимаетесь ли Вы физической культурой или спортом?
а) да, занимаюсь;
б) нет, не занимаюсь.
-
Как долго днём бываете на улице, на свежем воздухе?
а) чаще всего больше 2 часов;
б) около часа;
в) не более получаса или вообще не выхожу на улицу.
-
Делаете ли утром следующее:
а) физическую зарядку; б) обливание;
в) плотно завтракаю; г) курите по дороге в школу.
-
Обедаете ли в школьной столовой?
а) да, регулярно;
б) иногда;
в) нет.
-
В котором часу ложитесь спать?
а) до 21 часа;
б) между 21 и 22 часами;
в) после 22 часов.
-
Употребляете ли Вы спиртные напитки, наркотические вещества или курите?
а) да, активно;
б) изредка;
в) никогда. 8. Как Вы чаще всего проводите свободное время?
а) занимаюсь в спортивной секции, кружке; б) провожу время с друзьями;
в) читаю книги; г) помогаю по дому;
д) преимущественно смотрю телевизор (видео);
е) играю в компьютерные игры; ж) другое.
Бланк ответов
№ вопроса
Вариант ответа
а
б
в
г
д
е
ж
1
2
3
4
5
6
7
8
Сумма баллов:
Обработка результатов Ответы оцениваются по десятибалльной шкале
№ вопроса
Вариант ответа
а
б
в
г
д
е
ж
1
10
5
0
0
2
10
0
3
10
5
0
4
10
10
0
0
5
10
5
0
6
10
5
0
7
0
5
10
8
10
5
5
5
0
0
0
Подсчитайте общее количество баллов.
Интерпретация Высокий уровень - 110 - 80 баллов - осознанное отношение школьников к собственному здоровью; ведение здорового образа жизни; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья. Средний уровень - 75 - 50 баллов - частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни, эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья. Низкий уровень - 45 баллов и меньше - отсутствие у школьников понимания ценности и значимости здоровья, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней.
Методика «Уровень владения школьниками
культурными нормами в сфере здоровья»
(Н.С. Гаркуша) Цель: изучение уровня владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья. Инструкция. Отметьте знаком «+» характерные для Вас пункты утверждений в вопросах 1, 4, 5, 6, в вопросах 2 и 3 отметьте знаком «+» один из предложенных ответов.
-
Занимаетесь ли Вы:
а) в школьной спортивной секции;
б) в спортивной секции других учреждений;
в) чтением научной литературы о сохранении своего здоровья;
г) просмотром передач на тему здоровья;
д) употреблением витаминов;
е) чтением энциклопедий для юношей и девушек.
-
Как часто участвуете в спортивных мероприятиях, организуемых после уроков:
а) вообще никогда не участвую;
б) очень нерегулярно;
в) раз или два в неделю;
г) три и более раз в неделю.
-
На уроках физической культуры вы занимаетесь:
а) с полной отдачей;
б) без желания;
в) лишь бы не ругали.
-
Какие у Вас отношения с окружающими людьми (родителями, друзьями, учителями):
а) полное взаимопонимание;
б) доверительные;
в) уважительные;
г) отсутствие взаимопонимания.
-
Для ведения здорового образа жизни Вы:
а) соблюдаете режим дня;
б) соблюдаете режим питания и употребляете витаминизированную пищу;
в) занимаетесь спортом;
г) делаете регулярно утреннюю зарядку;
д) не имеете вредных привычек.
-
Как Вы считаете, какие качества Вас характеризуют:
а) физическая сила и выносливость;
б) умственная работоспособность;
в) ум, сообразительность;
г) сила воли, выдержка, терпение и упорство;
д) объём знаний о здоровом образе жизни;
е) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве;
ж) внимание и наблюдательность;
з) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремлённость);
и) умение организовать свой труд (организованность);
к) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;
л) чуткость и отзывчивость к людям;
м) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;
н) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;
о) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться и т.д;
п) умение беречь время;
р) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки.
Обработка результатов За все выбранные утверждения в вопросах 1,5,6 - по 5 баллов, во 2 - 5 баллов за 4-е утверждение, в 3 - 5 баллов за 1-е утверждение, в 4 - по 5 баллов за 1-е, 2-е, 3-е утверждения.
Интерпретация Высокий уровень - 160-130 баллов - идеальный образ здорового человека, физически активного, укрепляющего здоровье самостоятельно, умеющего сотрудничать с окружающими в вопросах сохранения и укрепления здоровья, в совершенстве владеющего культурными нормами в сфере здоровья. Средний уровень - 125 - 90 баллов - знания школьников о здоровом образе жизни не являются убеждениями, характерно эпизодическое овладение школьниками практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, готовность к сотрудничеству, со взрослыми в вопросах здоровьесберегания. Низкий уровень - ниже 85 баллов - отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни и мотивации к заботе о собственном здоровье; зачастую не выполняются элементарные правила гигиены, не проводятся оздоровительные процедуры.
Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих здоровый образ жизни мероприятиях (Н.С. Гаркуша)
Инструкция. Отметьте знаком «+» мероприятия, в которых вы активно принимаете участие:
-
в спортивных соревнованиях;
-
в спортивных праздниках;
-
в туристических походах;
-
в проведении дней, недель здоровья;
-
в подготовке лекций и бесед о здоровом образе жизни;
-
в подготовке открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-
в различных подвижных , спортивных играх, эстафетах;
-
в проведении физкультминуток, физкультпауз;
-
в разработке проектов, программ, сценариев праздников здоровья;
-
в создании творческих работ и исследовательских проектов о здоровье;
-
в конкурсах рисунков и плакатов о здоровом образе жизни;
-
в конкурсах сочинений, изложений, диктантов о здоровом образе жизни;
-
в молодёжных акциях, направленных на профилактику вредных привычек.
Обработка результатов
Каждый плюс оценивается 10 баллами.
Интерпретация Высокий уровень - 130 - 100 баллов - наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей. Средний уровень - 90 - 50 баллов - недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни. Низкий уровень - меньше 40 баллов - отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Определение общего уровня сформированности
культуры здоровья школьников (Н.С. Гаркуша) Для обобщения полученного материала и определения уровня культуры здоровья школьников необходимо суммировать результаты последних трёх анкет и для вычисления итогового среднего балла сумму необходимо разделить на три.
Получаются следующие уровни здоровья: Высокий уровень воспитанности культуры здоровья школьников - 135 - 100 баллов. Осознание школьниками ценности здоровья, ведение здорового образа жизни, наличие представлений о сущности здоровья; самостоятельное целенаправленное овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья; высокая творческая активность; умение сотрудничать со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; активное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Средний уровень воспитанности культуры здоровья школьников - 100 - 60 баллов. Частичное понимание школьниками важности сохранения, укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни; наличие элементарных знаний о здоровье; эпизодическое овладение практическими навыками сохранения и преумножения здоровья, стремление к самосовершенствованию и творческому выражению; готовность к сотрудничеству со взрослыми в вопросах сохранения и укрепления здоровья; нерегулярное участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни. Низкий уровень воспитанности культуры здоровья школьников - меньше 60 баллов. Отсутствие у школьников системы элементарных знаний о здоровье и здоровом образе жизни; наличие вредных привычек, хронических заболеваний, ведение образа жизни, способствующего развитию болезней; сотрудничество со взрослыми и участие школьников в мероприятиях, пропагандирующих здоровый образ жизни минимальное или отсутствует.
Тест для родителей "Можно ли ваш образ назвать здоровым?"
Предлагаемый тест покажет, умеете ли Вы заботиться о своем здоровье.
Пометьте выбранный Вами ответ.
1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?
-непривычная утомляемость
-зимняя простуда
-хроническое несварение в желудке.
2. Как вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?
-не включаю на полную громкость;
-в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
-не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
3. Как часто Вы меняете зубную щетку?
-два раза в год
-каждые 3-6 месяцев
-как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
-частое мытье рук
-противогриппозная прививка
-отказ от прогулок в холодную погоду.
5. В какое время Вы предпочитаете прибыть на место назначения, чтобы избежать перехода времени?
-ранним вечером
-с восходом солнца
-в середине дня.
6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
- каждый час;
- каждые полчаса;
- каждые 10 минут.
7. Какое из утверждений соответствует истине?
-можно загореть даже в облачный денек;
-если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10;
-смуглым людям не нужна защита от солнца.
8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
- отказ от завтрака, обеда или ужина
- сокращение потребления алкоголя
- исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать:
-ртом
-носом
-ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
-химическая завивка
-сушка волос феном
-обесцвечивание волос
Подведите итог:
Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов
1(6), 2 (в), 3 (б), 4 (в), 5 (а), 6 (в), 7 (а), 8 (б), 9 (б) и 10 (б).
Сложите полученные очки.
8-10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5-7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако, кое-какие вопросы вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно, следуйте рекомендациям. Это поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.
Результаты опытно-педагогической работы позволили сделать следующие выводы: - первичная диагностика культуры здоровья младших школьников выявила, что около половины обучающихся, участвующих в исследовании не имеют достаточно знаний о здоровом образе жизни, не могут увидеть связи между плохим здоровьем и наличием вредных привычек, отсутствием желания вести здоровый образ жизни. Обучающиеся, не умеют и не хотят заботиться о своем здоровье, у них не сформирована внутренняя мотивация к ЗОЖ. Высокий уровень культуры в сфере здоровья показали всего 37 % обучающихся, средний уровень - 30 %, низкий уровень- 33 % обучающихся экспериментальной группы. В контрольной группе результаты отличались незначительно. Все это подтвердило необходимость разработки и реализации программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здравушка», целью которой являлось формирование потребности в здоровом образе жизни и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни у младших школьников. После реализации программы в изменении уровня диагностируемых показателей наблюдалась положительная тенденция. В экспериментальном классе овладели необходимым уровнем культуры 48% обучающихся, это на 10% больше, чем было на начало опытно-педагогической работы. На 13% снизилось количество обучающихся, показавших низкий уровень культуры здоровья. Систематическое приобщение детей к здоровому образу жизни говорит о том, что уровень культуры здоровья вырос. Однако теоретические знания о
ЗОЖ ещё преобладают над практическими умениями, что говорит о необходимости продолжить работу в данном направлении. По результатам наших теоретических и практических исследований сделаны следующие выводы: - понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни» достаточно многогранны, так как включают в себя и физиологическую, и психологическую и социальную составляющую. Исследователи рассматривают проблему сохранения и укрепления здоровья, обучающихся как одну из самых важных, стоящих перед современным обществом; - школа слабо использует свой потенциал для укрепления здоровья детей и подростков, формирования ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни и тем самым вносит свою печальную лепту в процесс ухудшения здоровья школьников в период их обучения; - культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нем у большинства школьников, включая выпускников, остаются на крайне низком уровне. Одним из условий процесса формирования здорового образа во внеурочной деятельности является реализация программы по спортивно-оздоровительному направлению, которая должна соответствовать всем требованиям ФГОС нового поколения и учитывать возрастные и индивидуальные возможности младших школьников. В нее должны быть включены адекватные технологии развития и воспитания обучающихся, способствующие усвоению ими ценностей здоровья и здорового образа жизни. В процессе реализации программы происходит обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Кроме этого педагог, реализующий данную программу, должен обладать компетенциями, позволяющими сохранять и укреплять здоровье школьников, повседневно воспитывая у них культуру здоровья, последовательно и творчески формируя установку на здоровый образ жизни, иммунитет к вредным привычкам. Процесс формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности необходимо планировать в трех направлениях: вооружение обучающихся знаниями, развитие и закрепление у них умений и навыков здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности; приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями; организация специальной деятельности, содействующей активному использованию полученных обучающимися знаний, умений и навыков. Опытно-экспериментальная работа подтвердила возможность формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников с учетом выявленных организационно-педагогических условий формирования здорового образа жизни у младших школьников:
- учет возрастных особенностей младших школьников;
- внеурочная деятельность должна проводиться с использованием программы спортивно-оздоровительного направления и здоровьесберегающих технологий;
- педагоги и родители должны совместно и целенаправленно работать над формированием мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у младших школьников.
7. Формировать потребности в осознанном и разумном отношении к собственному здоровью, вырабатывать умения и навыки совершенствования своего физического и психического состояния.