Воспитание любьви к родному языку

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К образовательной концепции защиты родного языка

М.Ф. Асадова

Преподаватель школы №111, победитель конкурса "Лучший учитель", докторант Бакинского Славянского Университета


Воспитание любви к родному языку, обострённого чувства ответственности за его прошлое, настоящее и будущее и составляет существо экологического аспекта культуры речи. Язык любого народа - исторический аккумулятор его культуры, он закрепляет историческую память Слова, и культура языка предстают как накопление этой памяти, как неразрывная духовная связь поколений. Экологический подход предполагает бережное отношение к родному литературному языку как к орудию культуры, ибо всякое неуместное со стилистической точки зрения употребление слов, разрушает стилистическую структуру языка, которая создаётся веками. В родном литературном языке закрепляется историческая память народа, в нём формируется его историческое сознание. Нравственная экология, должна быть частью экологии социальной. А для этого нужны знания. Многое здесь зависит от языка, иначе и быть не может. Язык - это и основа национальной памяти азербайджанского народа, и ключ к пониманию духовного мира народа, своего и чужого. Это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовно-планетарное. Слово, родной язык объединяют многие поколения людей, сплачивают нацию, питают её самосознание и суверенность в кругу других наций и народностей. Слово соединяет в себе всё, чем памятно для нас прошлое народа, чем дорого и свято его настоящее и чем отрадно ожидаемое будущее. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на земле - энергия человеческого духа. Язык запечатлевает историю народа, это сама культура, процесс и результат её накопления и обновления. Нам надо беречь слово, беречь язык. Наш язык, повседневная речь нуждается в защите от огрубления и вульгаризации, ненужных иностранных заимствований. Причина экономических и социальных трудностей, с которыми столкнулся Азербайджан в последние годы, кроется и в падении нравственного уровня общества. Мы утратили многие понятия о добре, милосердии, терпимости к чужому мнению. Нашей стране крайне важно духовное возрождение, моральное развитие, культивирование нравственности. Наш родной азербайджанский язык живёт по своим специфическим внутренним законам. Что-то в нём нарождается, а что-то отмирает или переходит на время в пассивный запас. Однако сейчас ещё недостаточно громко и внятно звучат требования оберегать чистоту азербайджанского языка, ведь мы мало делаем и беспокоимся о чистоте сферы «речевого» существования, экологии языка. Она должна нас сопровождать всю жизнью. Мы начинаем терять вкус к слову, становимся глухи к его звучанию, смыслу, структуре и эстетической отточенности. Чувство родного языка не столько врождённое, сколько приобретаемое каждым человеком на протяжении жизни. Мы должны хорошо усвоить одну истину, что говорить и писать на родном литературном языке ПЛОХО, неправильно, неточно или неграмотно - это не только безнравственно, но и недостойно цивилизации начала 21 века.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обсуждаются кардинальные проблемы экологии слова и языка. Показано, что родной литературный азербайджанский язык нуждается в повседневной и перспективной защите от экспансии и интервенционистских акций, подрывающих корни и устои азербайджанской нации, самобытности нравственной культуры народа. Показано, что модернизм и инновации в условиях глобализации не должны затрагивать истоки родного языка.


REZUME It has been discussed essential problems of ecology word and ecology of languages. It has been showed that Azerbaijani an languages needs in everyday and perspective protection against from different interventional and expansion actions which came from abroad.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Воспитательная система класса», Под ред. Е.Н.Степанова: Псков, 1998 г.
  2. Поляков С.Д., «Психопедагогика воспитания», М.,1996 г.
  3. Сухомлинский В.А.-«Письмо к педагогической этике» - Народное образование, № 11, 1970 г., с. 50
© 2010-2022