Урок русского языка в 3 классе по теме Удвоенная согласная на стыке приставки и корня
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Гайнуллина Г.Р. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
- Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним поздоровайтесь и подарите гостям свои улыбки. - Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и поделайте своим товарищам по парте успешной работы на уроке. 1. Актуализация знаний. - Ребята , сегодня урок русского языка в форме "Заседания редакции школьной газеты ". Вы сотрудники газеты, а я - главный редактор. В редакцию поступило задание написать статью "Один день из жизни школьников" для рубрики "Вести с уроков". - Уважаемые коллеги откройте ваши деловые блокноты, запишите число и классная работа. Будьте внимательны, подчеркните "опасные места". Результаты вашей работы будут зависеть от того как активно вы будете участвовать в обсуждении вопросов и заданий редакции. 1.1. Минутка чистописания. - Любая работа начинается с разминки и мы не будем изменять правилам. Начнём с минутки чистописания. - Напишите соединения букв в своих тетрадях лл мм нн сс рр - Что объединяет все эти соединения? - Это соединения строчных букв, все соединения выполнены с удвоенными согласными. - Какое соединение может быть лишним, почему? (сс, так как согласный звук глухой). - Ребята, от редакции поступило задание написать статью. Кто пишет статьи для газеты? (журналисты) - Скажите, что нужно дл того, чтобы статья была напечатана в газете? (Статья должна быть интересной, грамотно написана .) - Вы сказали самое главное грамотно написана, поэтому свою работу мы начнём с работу с корректорского отдела. - Может, кто то знает, кто такие корректоры? Из словаря иностранных слов Корректор - (от латинского слова - исправитель) работник издательства, типографии; специалист по корректуре. Корректура- исправление ошибок в типографском наборе текста. -Делаем вывод, за что отвечают корректоры? (За грамотное написание статьи) - Ребята и мы с вами прежде, чем написать статью должны подготовить к ней материалы и конечно же познакомиться с орфограммами, которые могут повстречаться в статье. - Итак, уважаемые корректоры, первое задание. 2. Введение в тему урока: 2.1.Актуализация изученного - Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты).
(Слайд № ) -
Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, расс...рдился, подд…ржал
- Сколько групп вы можете выделить? (2).
- Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)
- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова).
- Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)
- По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).
- Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:
(Слайд №) - коллекти… расск…зал акко… расс...рдился масса… подд…ржал
- Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
- Проверка.
- Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Объясните, каким правилом пользовались, когда записывали слова.
- Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
- Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)
- Постановка проблемы.
Проблемный вопрос. - В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ - в корне)
- Оцените ответ.
- Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)
- Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)
- Открытие новых знаний.
-
- Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.
- - Что значит обозначить графически?
Проверка. (Слайд № ) - Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)
- Докажите. Что для этого нужно сделать?
- (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)
- Как графически обозначили свои наблюдения?
- Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).
- Докажите. Что для этого нужно сделать?
(Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …) - Как графически обозначили свои наблюдения.
- Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)
Сообщение нового - В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)
- Кто из вас знает, как называется такое место в слове?
- Прочитайте об этом на следующем слайде. (Слайд №)
- Стык - это место, где приставка и корень соединяются вплотную.
- Уважаемые корректоры, давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?
(Нет) - Что мы с вами сделали? (Открытие)
- Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)
- А как она называется? (Варианты ответа).
- Орфограмма называется - удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
- Какие ключевые слова мы будем использовать на нашем заседании? (стык, приставка, корень)
Работа в парах. (слова даются на листочке, дети работают в паре). - Дорогие журналисты, мы с вами находимся в школе. Утром я наблюдала что делают старшеклассники перед входом в школу. Послушайте, что я записала в свой блокнот: Утром старшеклассники стояли у расписания. Они бесшумно смотрели номера кабинетов. Загремел звонок. Ребята побежали в класс. - Посмотрите ещё раз на мои записи. Выпишите из текста слова с приставками. - Какие слова записали? Задание 2. - А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: почему в словах: расписание, бесшумно, загремел, побежали нет удвоенной согласной?
- Попытайтесь в парах ответить на вопрос Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)
- ПРОВЕРКА
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? 1. выделить корень 2. выделить приставку 3. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня. 4. Сделать вывод. - ПОЧЕМУ В ЭТИХ СЛОВАХ НЕТ УДВОЕННОЙ СОГЛАСНОЙ? ДЕТИ: (удвоенной согласной нет, потому что приставка заканчивается на одну согласную, а корень на другую.) - Сделайте вывод, когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня? Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная. - Нарисуйте в тетрадях схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают).
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд ).
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
- Физминутка.
- Уважаемые коллеги, вы хорошо потрудились, но пора и отдохнуть и поразмяться. Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнём. «Потопаем, похлопаем» (Слайд № ) - Если указываю на слово с приставкой, то похлопайте, если указываю на слово без приставки - потопайте. делать, сделать, переделать написать, писать, списать вёз, отвёз, вывез, привёз занёс, нёс, снёс, вынес - Развитие умений.
- Сравните наши выводы с выводами учебника. стр. 128, прочитайте правило. - Подтвердились ли наши предположения о написании удвоенной согласной на стыке приставки и корня? - Как обозначается орфограмма графически? - Ребёнок показывает на доске: - сначала выделяется корень
- затем приставка
- подчеркнуть последнюю букву приставки, затем первую букву корня.
Задание 3. 1. Игра "Исследователи - лингвисты". - Сортировщики набрали слова с удвоенной согласной, внимание корректоры, ваша задача исследовать слова и разделить их на две группы. На столах у вас такие же наборы слов, прямо на листочках мальчики должны заштриховали слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня, а девочки слова с удвоенной буквой согласного в корне слова. Орфограмму обозначить. - Давайте посмотрим, чья исследовательская лаборатория работает лучше? - Какие слова заштриховали мальчики? Где находится удвоенная согласная? - Как графически обозначили орфограмму? - рассмешил
- оттолкнул
- оттаял
- ввинтил
- оттуда
- Какие слова заштриховали девочки? - Где находится удвоенная согласная? - Как графически обозначили орфограмму? - массаж
- кроссворд
- аттестат
- одноклассник
- Сделайте вывод, когда на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная7 Карточки на столы детям. Игра "Исследователи - лингвисты". массаж рассмешил кроссворд оттащу аттестат одноклассник раззвонили ввинтил ВЫВОД - В какой части слова может находиться удвоенная согласная? (в корне и на стыке приставки и корня). - Когда же на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная ? (Правило: Удвоенная буква согласного пишется на стыке приставки и корня в тех словах, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согласным звуком. 2. Творческая работа - Мы подошли с вами, ребята, к самому сложному заданию корректоров. Сейчас мы должны откорректировать и подготовить к печати текст для рубрики "Вести с уроков". Ваша задача: Восстановить деформированный текст, раскрыть скобки в словах. Дописать 1 - 2 предложения на тему "Моё настроение на уроке" или "Чему я научился на уроке"? Урок русского языка. В 3 - Б классе прошёл открытый урок ру (сс, с) кого языка. Ребята ра( с,сс) адили гостей на удобные места. Ученики и(с,сс)ледовали слова с удвоенными согласными. Они старались ра(сс, с) уждать и мыслить.
Дописать 1- 2 предложения на тему: "Моё настроение на уроке" или " Чему я научился на уроке"? Активно работали на уроке: Мне понравились на уроке ответы ... Мне запомнилось... Я ухожу с урока с ___________________ настроением. Я научился на уроке__________________________________________
- Рефлексия урока
- Встаньте пожалуйста, ребята. Перед началом урока мы пожали друг другу руки и пожелали успешной работы. На мой взгляд у нас это получилось, вы были моими хорошими помощниками. Поднимите руки вверх те кто всё понял и готов сделать дом. задание самостоятельно, Тогда нарисуйте в своих дневниках зелёный кружочек. Кто сомневается в себе и неуверен может нарисовать жёлтый кружочек. А кому сегодня ещё не все понятно, вы закрасьте кружочек в красный цвет. Оценки. - Запишите домашнее задание: с.128 пр., упр. 161
- - Мы сегодня работали над созданием статьи. У нас было много гостей. Давайте спросим у них, что они думают о нашей работе?
- Корреспонденты:
- Доброе утро! -Меня зовут Гладилин Даниил. Я корреспондент школьной газеты. Можно задать вам вопрос? Представьтесь, пожалуйста.____________________________ - Какое впечатление произвели на вас ученики? - Доброе утро! -Меня зовут Климова Елена. Я корреспондент школьной газеты. Можно задать вам вопрос? Представьтесь, пожалуйста.____________________________ - Какое впечатление произвели на вас ученики? - Доброе утро! -Меня зовут Лифанов Алёша. Я корреспондент школьной газеты. Можно задать вам вопрос? Представьтесь, пожалуйста.____________________________- Как вы считаете дети смогли раскрыть тему урока? - Что Вас удивило в уроке?