Урок русского языка в 3 классе по теме Удвоенная согласная на стыке приставки и корня

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас присутствует много гостей, повернитесь к ним поздоровайтесь и подарите гостям свои улыбки. - Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь и поделайте своим товарищам по парте успешной работы на уроке. 1. Актуализация знаний. - Ребята , сегодня урок русского языка в форме "Заседания редакции школьной газеты ". Вы сотрудники газеты, а я - главный редактор. В редакцию поступило задание написать статью "Один день из жизни школьников" для рубрики "Вести с уроков". - Уважаемые коллеги откройте ваши деловые блокноты, запишите число и классная работа. Будьте внимательны, подчеркните "опасные места". Результаты вашей работы будут зависеть от того как активно вы будете участвовать в обсуждении вопросов и заданий редакции. 1.1. Минутка чистописания. - Любая работа начинается с разминки и мы не будем изменять правилам. Начнём с минутки чистописания. - Напишите соединения букв в своих тетрадях лл мм нн сс рр - Что объединяет все эти соединения? - Это соединения строчных букв, все соединения выполнены с удвоенными согласными. - Какое соединение может быть лишним, почему? (сс, так как согласный звук глухой). - Ребята, от редакции поступило задание написать статью. Кто пишет статьи для газеты? (журналисты) - Скажите, что нужно дл того, чтобы статья была напечатана в газете? (Статья должна быть интересной, грамотно написана .) - Вы сказали самое главное грамотно написана, поэтому свою работу мы начнём с работу с корректорского отдела. - Может, кто то знает, кто такие корректоры? Из словаря иностранных слов Корректор - (от латинского слова - исправитель) работник издательства, типографии; специалист по корректуре. Корректура- исправление ошибок в типографском наборе текста. -Делаем вывод, за что отвечают корректоры? (За грамотное написание статьи) - Ребята и мы с вами прежде, чем написать статью должны подготовить к ней материалы и конечно же познакомиться с орфограммами, которые могут повстречаться в статье. - Итак, уважаемые корректоры, первое задание. 2. Введение в тему урока: 2.1.Актуализация изученного
  • Прочитайте слова и подумайте, на какие группы их можно разделить. (Ребята предлагают свои варианты).
(Слайд № )


Коллекти…, расск…зал, аккор…, масса…, расс...рдился, подд…ржал
  • Сколько групп вы можете выделить? (2).
  • Какие слова отнесём к 1 группе? (коллектив, аккорд, массаж)
  • По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (Пропущена парная согласная в конце слова).
  • Какие слова отнесём ко 2 группе? (рассказал, оттолкнул, поддержал)
  • По какому признаку мы объединили слова в эту группу? (пропущена безударная гласная в корне).
  • Итак, у нас с вами получилось 2 группы слов:
(Слайд №)
коллекти… расск…зал акко… расс...рдился масса… подд…ржал


  • Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
  • Проверка.
  • Прочитайте слова 1 столбика и скажите, какие буквы вставили. Объясните, каким правилом пользовались, когда записывали слова.
  • Прочитайте слова 2 столбика и скажите, какие буквы вставили. Каким правилом пользовались, когда записывали слова.
  • Что общего в словах 1 и 2 столбика? (Удвоенная согласная)
  1. Постановка проблемы.
Проблемный вопрос.
  • В какой части слова находится удвоенная согласная в этих словах? (вызвать слабого ученика, который даст частично правильный ответ - в корне)
  • Оцените ответ.
  • Ваши мнения разошлись. (Одни говорят, что удвоенная согласная находится в корне, а другие считают, что не только в корне)
  • Значит, на какой вопрос мы с вами попытаемся сегодня ответить? (Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?)
  1. Открытие новых знаний.
  • Понаблюдайте за двумя группами слов с удвоенной согласной, сравните их, вчитайтесь в слова. Возможно, вы сможете увидеть что-то интересное в словах каждого столбика, и свои наблюдения графически обозначить.
  • - Что значит обозначить графически?
Проверка. (Слайд № )
  • Что вы можете сказать о словах 1 столбика? (Удвоенная согласная находится в корне.)
  • Докажите. Что для этого нужно сделать?
  • (Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова…)
  • Как графически обозначили свои наблюдения?
  • Что вы можете сказать о словах 2 столбика? (В них удвоенная согласная находится и в приставке и в корне).
  • Докажите. Что для этого нужно сделать?
(Чтобы выделить корень, подбираю однокоренные слова… Перед корнем выделяю приставку …)
  • Как графически обозначили свои наблюдения.
  • Если в наших словах мы выделили приставки рас -, от -, под -, значит, они должны встречаться и в других словах. (Приведите примеры таких слов)
Сообщение нового
  • В какой части слова возникла удвоенная согласная в словах 2 столбика? (Между приставкой и корнем.)
  • Кто из вас знает, как называется такое место в слове?
  • Прочитайте об этом на следующем слайде. (Слайд №)
Стык - это место, где приставка и корень соединяются вплотную.
  • Что вы узнали нового?
  • Уважаемые корректоры, давайте сделаем вывод: Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?
(Нет)
  • Что мы с вами сделали? (Открытие)
  • Как вы думаете, это орфограмма? (Да, это написание по правилу)
  • А как она называется? (Варианты ответа).
  • Орфограмма называется - удвоенная согласная на стыке приставки и корня.
- Какие ключевые слова мы будем использовать на нашем заседании? (стык, приставка, корень)

Работа в парах. (слова даются на листочке, дети работают в паре). - Дорогие журналисты, мы с вами находимся в школе. Утром я наблюдала что делают старшеклассники перед входом в школу. Послушайте, что я записала в свой блокнот: Утром старшеклассники стояли у расписания. Они бесшумно смотрели номера кабинетов. Загремел звонок. Ребята побежали в класс. - Посмотрите ещё раз на мои записи. Выпишите из текста слова с приставками. - Какие слова записали? Задание 2.
  • А теперь попробуйте найти в парах ответ на следующий вопрос: почему в словах: расписание, бесшумно, загремел, побежали нет удвоенной согласной?
  • Попытайтесь в парах ответить на вопрос Всегда ли на стыке приставки и корня возникает удвоенная согласная? (Обсуждение в парах)
  • ПРОВЕРКА
-Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? 1. выделить корень 2. выделить приставку 3. Сравни согласные буквы на стыке приставки и корня. 4. Сделать вывод. - ПОЧЕМУ В ЭТИХ СЛОВАХ НЕТ УДВОЕННОЙ СОГЛАСНОЙ? ДЕТИ: (удвоенной согласной нет, потому что приставка заканчивается на одну согласную, а корень на другую.) - Сделайте вывод, когда пишется удвоенная согласная на стыке приставки и корня? Вывод: Если приставка заканчивается на согласную, а корень начинается с этой же согласной, то на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная.
  • Нарисуйте в тетрадях схему слова и обозначьте орфограмму удвоенная согласная на стыке корня и приставки (один ученик чертит на доске, а все - оценивают).
  • Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд ).
Тема урока: Удвоенная согласная на стыке приставки и корня.

  1. Физминутка.
- Уважаемые коллеги, вы хорошо потрудились, но пора и отдохнуть и поразмяться. Встаньте, пожалуйста. Давайте отдохнём. «Потопаем, похлопаем» (Слайд № ) - Если указываю на слово с приставкой, то похлопайте, если указываю на слово без приставки - потопайте. делать, сделать, переделать написать, писать, списать вёз, отвёз, вывез, привёз занёс, нёс, снёс, вынес
  1. Развитие умений.
- Сравните наши выводы с выводами учебника. стр. 128, прочитайте правило. - Подтвердились ли наши предположения о написании удвоенной согласной на стыке приставки и корня? - Как обозначается орфограмма графически? - Ребёнок показывает на доске:
  • сначала выделяется корень
  • затем приставка
  • подчеркнуть последнюю букву приставки, затем первую букву корня.
Задание 3. 1. Игра "Исследователи - лингвисты". - Сортировщики набрали слова с удвоенной согласной, внимание корректоры, ваша задача исследовать слова и разделить их на две группы. На столах у вас такие же наборы слов, прямо на листочках мальчики должны заштриховали слова с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня, а девочки слова с удвоенной буквой согласного в корне слова. Орфограмму обозначить. - Давайте посмотрим, чья исследовательская лаборатория работает лучше?
  • Проверка.
- Какие слова заштриховали мальчики? Где находится удвоенная согласная? - Как графически обозначили орфограмму?
  • рассмешил
  • оттолкнул
  • оттаял
  • ввинтил
  • оттуда
- Какие слова заштриховали девочки? - Где находится удвоенная согласная? - Как графически обозначили орфограмму?
  • массаж
  • кроссворд
  • аттестат
  • одноклассник
- Сделайте вывод, когда на стыке приставки и корня образуется удвоенная согласная7 Карточки на столы детям. Игра "Исследователи - лингвисты". массаж рассмешил кроссворд оттащу аттестат одноклассник раззвонили ввинтил ВЫВОД - В какой части слова может находиться удвоенная согласная? (в корне и на стыке приставки и корня). - Когда же на стыке приставки и корня пишется удвоенная согласная ? (Правило: Удвоенная буква согласного пишется на стыке приставки и корня в тех словах, где приставка оканчивается, а корень начинается одним и тем же согласным звуком. 2. Творческая работа - Мы подошли с вами, ребята, к самому сложному заданию корректоров. Сейчас мы должны откорректировать и подготовить к печати текст для рубрики "Вести с уроков". Ваша задача: Восстановить деформированный текст, раскрыть скобки в словах. Дописать 1 - 2 предложения на тему "Моё настроение на уроке" или "Чему я научился на уроке"? Урок русского языка. В 3 - Б классе прошёл открытый урок ру (сс, с) кого языка. Ребята ра( с,сс) адили гостей на удобные места. Ученики и(с,сс)ледовали слова с удвоенными согласными. Они старались ра(сс, с) уждать и мыслить.

Дописать 1- 2 предложения на тему: "Моё настроение на уроке" или " Чему я научился на уроке"? Активно работали на уроке: Мне понравились на уроке ответы ... Мне запомнилось... Я ухожу с урока с ___________________ настроением. Я научился на уроке__________________________________________

  1. Рефлексия урока
- Встаньте пожалуйста, ребята. Перед началом урока мы пожали друг другу руки и пожелали успешной работы. На мой взгляд у нас это получилось, вы были моими хорошими помощниками. Поднимите руки вверх те кто всё понял и готов сделать дом. задание самостоятельно, Тогда нарисуйте в своих дневниках зелёный кружочек. Кто сомневается в себе и неуверен может нарисовать жёлтый кружочек. А кому сегодня ещё не все понятно, вы закрасьте кружочек в красный цвет. Оценки.
  1. Запишите домашнее задание: с.128 пр., упр. 161
  2. - Мы сегодня работали над созданием статьи. У нас было много гостей. Давайте спросим у них, что они думают о нашей работе?
  3. Корреспонденты:
- Доброе утро! -Меня зовут Гладилин Даниил. Я корреспондент школьной газеты. Можно задать вам вопрос? Представьтесь, пожалуйста.____________________________ - Какое впечатление произвели на вас ученики? - Доброе утро! -Меня зовут Климова Елена. Я корреспондент школьной газеты. Можно задать вам вопрос? Представьтесь, пожалуйста.____________________________ - Какое впечатление произвели на вас ученики? - Доброе утро! -Меня зовут Лифанов Алёша. Я корреспондент школьной газеты. Можно задать вам вопрос? Представьтесь, пожалуйста.____________________________- Как вы считаете дети смогли раскрыть тему урока? - Что Вас удивило в уроке?
© 2010-2022