Золотые ворота в Древнюю Русь

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА» В ДРЕВНЮЮ РУСЬ

Цели: 1 Показать значение древнерусских городов как экономических, политических, религиозных и культурных центров.

2 Дать первичные представления о таких терминах, как культура, ремесленник, купец, икона, монах, монастырь.

3 Сформировать у учеников образное представление о культуре Древней Руси, обращаясь к великим памятникам письменности, литературы, искусства, с помощью которых мы можем погрузиться в мир мыслей и чувств наших далёких предков.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь

Этапы урока

Ход урока

Методические приемы

1 Организационный момент.

Мотивация учебной деятельности.

Командир сдает рапорт учителю.

Принцип психологической комфортности, создание ситуации успеха

2 Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.


- Что вы понимаете под словом «культура»? (Если ученики затрудняются с ответами, то можно прочитать с ними объяснение из словарика: «Культура - это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой».) - Как вы представляете себе памятники? (Строим рассуждение от слова «память».) - Какие памятники есть в Липецке? - О чём или о ком напоминает Мемориальный комплекс на площади Героев? Памятник героям- авиаторам? ( 2 ученика делают небольшие сообщения)

- Теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». (Учащиеся высказывают предположения.) Работа в рабочей тетради. - Откройте рабочие тетради на с. , выполните задание 1. (Что из изображённого на рисунке является объектом культуры?) - Сгруппируйте объекты «по тому, для чего они нужны человеку». Беседа. Работа с картами. - Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе. (Посуду, мебель, одежду, транспортные средства и т.д. Из духовной культуры - песни, танцы, сказки и т.д.) - Как вы думаете, о чём пели песни в то врем? - Где были распространены эти памятники культуры - в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.) - Посмотрите на карту на с. 30 учебника - много ли было городов в Древней Руси? (Нет.) - Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили два-три человека из ста (для сравнения - в современных городах России живёт 64 человека из ста). Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало. - Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна городов». Древняя Русь - «страна городов». - Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли «страной городов».) - Какой возникает вопрос? Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

Что мы знаем о городах

Древней Руси

Что не знаем о городах Древней Руси Были огорожены стенами с башнями и проездными воротами (тема 5, ил. на с. 32). Можно увидеть много домов, дворцов, торговую площадь (тема 5, ил. на с. 33). Храмы украшали иконами, фресками, мозаикой (ил. на с. 34). В городах была распространена письменность (ил. на с. 34-36). Кто постоянно жил в городе?
Кто и для чего приезжал в город?
Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

Кадетская составляющая

3 Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы. Работа в учебнике. 1. Жители и гости древнерусских городов. - Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? - Зная, кем были жители древнерусских городов, можем предположить, кто к ним приезжал и зачем. Давайте попробуем разыграть «Сцены из городской жизни». - А теперь представьте: всё, что вы показали, происходило в городе не по очереди, как в наших сценах, а одновременно! Что получится, если показать все сценки сразу? (Будет шум, неразбериха, толкотня.) - Попробуйте объяснить фразу «В деревнях жизнь текла, а в городах кипела». Ученики предлагают свои объяснения, подчёркивая, что в города съезжалось очень много народу, который толпился около дворца князя, в соборах, на торговой площади. 2. Значение городов Древней Руси. - Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? - Посмотрите на иллюстрацию на с. 36 и прочитайте задание. Вы можете его выполнить? (Нет, мы не знаем, кто такие монахи.) Ученики по цепочке читают фрагмент «Труды и молитвы» до слов «…яркая культура». После этого в группах или фронтально, с помощью учителя ученики выполняют задание к иллюстрации. - Давайте ответим на последний вопрос таблицы: Чем городская жизнь была непохожа на деревенскую? Ответы учеников можно свести к трём-четырём основным высказываниям. Города были центром: а) политической (сам князь и его помощники решали важные государственные вопросы); б) экономической (ремесленники и приезжие крестьяне торговали своими товарами); в) религиозной (в городах строили большие и красивые храмы, монастыри); г) культурной жизни страны (в городах накапливались и сохранялись разнообразные культурные богатства, привезённые из разных мест огромным количеством людей).

4 Самостоятельное применение знаний. Работа в группах. - Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?) Работа в учебнике. - Прочитайте вопросы 1-6 после текста. Попробуйте ответить на вопросы. Работа в рабочей тетради. Можно предложить детям выполнить задания № 2 и 3.



ΙV. Домашнее задание. Обязательное задание для всех: выполнить задания 2 и 3, повышенный уровень. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выбрать творческое задание: 1. - Представь, что ты попал на торговую площадь древнего Новгорода. Нарисуй или опиши словами, что ты увидел: какие товары, как одеты люди, как выглядит город и т.д. 2. - С помощью дополнительной литературы подготовь сообщение о том, как возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукого и т.д.).

V. Итог урока.

- Что нового узнали?

- Где пригодятся знания?




К СВЕДЕНИЮ УЧИТЕЛЯ Под культурой человеческого общества принято понимать совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе их материально-трудовой практики. Культура каждого народа предстаёт как часть мировой культуры, как результат творческих усилий, включающий в себя всё, что было создано умом и руками людей. Условно, для удобства изучения, в культуре выделяют материальную и духовную сферы. Материальная культура - это развитие техники, орудий труда, жильё, одежда, быт. К духовной культуре относятся идеологические представления, система образования, наука, литература, искусство и т.д. Градостроительство, архитектура и искусство. Материалы археологических раскопок в соединении с дошедшими до нас письменными сообщениями позволяют судить о высокой хозяйственной культуре Древней Руси. Развитию ремесёл и культуры способствовал быстрый рост городов. К концу XII века существовало уже 238 городских поселений. Названия древних городов Руси в основном были славянскими: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Изборск и т.д. Располагались они обычно на холме или высоком берегу реки. Город делился на части: центральную, где располагался хорошо защищённый «детинец» - там стояли дома знатных людей, - и торгово-ремесленную - «посад» или «подол» - менее безопасную, но зато более выгодную и удобную. Почти все города имели деревянные укрепления. Вместо выражения «построить город» бытовало «срубить город». Городские стены состояли из деревянных срубов, наполненных землей, которые приставлялись один к другому, образуя кольцо укреплений. Слово «город» имело в то время несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт. (См. Кацва А.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. Учебник для 7-го класса. - М.: МИРОС, РОСТ, 1998. С. 85-86.) Говоря о древнерусских городах домонгольского времени, следует заметить, что до конца X века на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки возводились деревянные или деревянно-земляные. В город вели ворота, количество которых зависело от размеров города. Самые торжественные назывались Золотыми. Над ними обычно возводили надвратную церковь. Много легенд связано с Золотыми воротами. Через них стремился войти в город враг, чтобы продемонстрировать свою победу, через них же въезжали самые почётные гости. Сейчас нам известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нас с того периода. Одно из первых каменных сооружений, возведённое греческими мастерами в конце X века, - это 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве, называемая также Десятинной церковью. От этого сооружения до наших дней сохранился лишь фундамент. В середине XI века при Ярославе Мудром в Киеве был сооружён Софийский собор (1037), имевший 13 куполов. Тогда же были воздвигнуты Золотые ворота. Этими постройками город как бы подчеркнул своё желание не уступать по величию Константинополю. На территории Руси известно около 15 каменных храмов
XI - начала XII веков, близких по стилю.

Принципы строительства древнерусских храмов были заимствованы из Византии. Храмы возводились из плоского кирпича размером 31 х 31 см и толщиной 2,5-4 см, который назывался плинфой. Тип храма, пришедший из Византии, называют крестово-купольным. Четыре, шесть или более столбов в плане образовывали крест, над которым возвышался купол. Восточная часть здания имела выступы (апсиды) и называлась алтарной. Здесь совершалось таинство богослужения. Алтарная часть невысокой перегородкой, украшенной богатыми тканями и иконами, отделялась от церковного зала, где находились верующие. Впоследствии количество икон в алтарной преграде увеличилось, её место занял иконостас с 5-7 рядами икон. В западной части располагался балкон - хоры, где во время богослужения находился князь с семьёй и его приближённые. Хоры, как правило, соединялись переходом с княжеским дворцом, куда можно было пройти, не выходя на улицу. Внутри храма стены украшались фресками и мозаиками. Техника фрески требовала от художника большого мастерства и чёткости в работе. На сырую штукатурку нужно было быстро нанести контур рисунка и наложить краски. Малейшая неточность в исполнении могла потребовать полной замены штукатурки. Фрески писали водяными красками, хорошо впитывающимися в сырую поверхность грунтовки.
И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись Софии Киевской достигла большой выразительности. Исследования показали, что в древности фресковая живопись покрывала все стены и своды храма, пристройки, башни, галереи. Но затем от пожаров, разорения и небрежения часть фресок погибла, часть была забелена и записана заново. В Софии Киевской сохранились фресковые изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением скоморохов, ряженых, охоты и т.п. Мозаика - изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. В Древней Руси мозаичные изображения набирались из смальты - специального стекловидного материала. В технике мозаики выполнена огромная фигура молящейся за человечество Богоматери Оранты в Софии Киевской. Необходимым украшением храмов были иконы (в переводе с греческого - изображение, образ). Иконы писались на сухих, в течение нескольких лет выдержанных досках. На деревянную основу наклеивалась паволока (холст), а на неё накладывался левкас (слой мела), по которому писали красками. Для написания больших икон несколько досок скрепляли сзади шпонками. Нередко древние иконы были написаны на золотом фоне, символизировавшем Божественный свет, вечность. (См.: Тихомиров М.Н. Русское летописание. - М., 1979.) Первые иконы на Руси были написаны греческими мастерами, являлись, как правило, принадлежностью храмов и были довольно большими по размеру. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем на рубеже XI-XII веков. Эта икона получила название Владимирской Богоматери и стала своеобразным символом Руси (в настоящее время она хранится в Третьяковской галерее). Великому художнику удалось передать сложную, противоречивую гамму чувств молодой женщины-матери: радость материнства, нежное любование своим ребёнком и одновременно предчувствие мук, ожидающих её дитя. Владимирская Богоматерь - одно из совершеннейших произведений мирового искусства. Письменность и просвещение. Распространение письменности на Руси началось задолго до принятия христианства в 988 г. О надписях по-русски на камне и дереве упоминают авторы, жившие в X веке. Текст договора Олега с греками (911 г.) был составлен как на греческом, так и на русском языках. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности, просвещения. Братья-миссионеры из греческого города Салоники Кирилл и Мефодий видели в 60-е годы
IX века Евангелие, написанное славянскими буквами. На их долю выпала слава создателей нашей азбуки. Во второй половине IX века Кирилл и Мефодий, как считает сейчас большинство специалистов, создали глаголический алфавит («глаголицу»), который, в свою очередь, был вскоре переработан ими с использованием греческого письма - так появилась нынешняя азбука, «кириллица», которой мы пользуемся до сих пор и которая была упрощена Петром I, а затем в 1918 г. Сохранилось много свидетельств о распространении грамотности среди жителей Древней Руси. О грамотности городского населения свидетельствуют ремесленные изделия, на которых имеются различные надписи. Например, женщины подписывали пряслица - глиняные или каменные кольца, которые надевались на веретено. Сапожник вырезал на колодке имена своих заказчиков. Киевский гончар написал на амфоре: «Благодатнейшая полна корчага сия». Огромное количество надписей (их называют граффити) обнаружено на стенах древних соборов. Большинство из них начинается словами «Господи помози», и далее следует текст просьбы. Надпись на стене Софии Киевской над саркофагом Ярослава Мудрого помогла историкам узнать, что киевских князей величали царским титулом. В 1951 г. археологи в Новгороде обнаружили берестяные грамоты, что говорит о высоком уровне грамотности среди новгородцев. В настоящее время найдено более 700 грамот - в Новгороде, Смоленске, Москве, Пскове и других городах. Об уровне распространения грамотности на Руси свидетельствуют открытые при Ярославе Мудром в Киеве школы, где обучалось более 300 детей. Дочь Ярослава Мудрого Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Киевский князь Ярослав Мудрый был известен не только тем, что сам «к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днём», но и тем, что «собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». Написанные этими людьми книги положили начало библиотеке при соборе Св. Софии в Киеве. Летописец XI века неоднократно прославляет книгу и книжное учение. «Велика ведь бывает польза от учения книжного, книги наставляют и научают нас»; книги дают мудрость, они «реки, напояющие вселенную, ими мы в печали утешаемся»; «Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдёшь великую пользу для души своей» - эти изречения как бы наталкивают человека на познание духовных богатств, скрытых в книгах. Киевская Софийская библиотека не была единственной на Руси. Известно, что большие собрания книг имелись при храмах и в других древнерусских городах - например в Новгороде и Полоцке. Библиотеки собирались и крупными монастырями. В XI-XII веках Киево-Печерский монастырь, новгородский Юрьев монастырь располагали крупными собраниями как переводной, так и своей, оригинальной литературы. Книжники этих монастырей принимали участие в составлении летописей. Литература, устное народное творчество. От домонгольского времени до нас дошло около 150 книг. Древнейшая среди них - Остромирово Евангелие (1056-1057). Оно написано на пергаменте, на изготовление которого шли специально выделанные, как правило, телячьи кожи. Шкуру животного обрабатывали золой и поташом, тщательно очищали от мяса, шерсти и щетины, натирали мелом для обезжиривания, выглаживали пемзой и выскабливали ножом для получения ровной поверхности. От степени подготовленности мастера во многом зависело качество пергамента. Русские книги XI-XII веков писались, как правило, на пергаменте, который ввозился из Византии и из западных стран. Со временем появляется и русский пергамент, на котором написано большинство известных нам памятников, начиная с XIII века. Текст начинали писать с большой красной буквы, нередко как бы вплетённой в орнамент, - буквицы (до сих пор сохранилось выражение «писать с красной строки»). Книги часто украшались заставками - орнаментальными рисунками в начале новой главы - и миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывая между двумя досками, которые обтягивали кожей (отсюда выражение «прочесть от доски до доски»). Книги стоили дорого, поэтому их бережно хранили, передавая как часть наследства. Среди жанров древнерусской литературы первое место занимает летопись. Летописание на Руси стали вести вскоре после принятия христианства. Самая знаменитая летопись Древней Руси - «Повесть временных лет», составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XII века. Все помнят созданный А.С. Пушкиным образ летописца - он повествует о событиях беспристрастно. В действительности же летопись носила тенденциозный характер, писалась по заказу князей, монастырей. «Рукой писца, - как отметил академик А.А. Шахматов, - управляли политические страсти и мирские интересы». В литературе периода феодальной раздробленности ведущей была идея единения Русской земли. Летописцы русских княжеств начинали с «Повести временных лет» и вели повествование до отделения своих земель от Киева. Затем шёл рассказ о местных событиях. Известными летописями являются также Псковская, Новгородская, Ипатьевская, Лаврентьевская летописи. «Ипатьевская летопись» названа так потому, что была обнаружена в одноимённом монастыре под Костромой. «Лаврентьевская летопись» названа в честь монаха Лаврентия, который написал её для суздальско-нижегородского князя. Наряду с письменной литературой широкое развитие получило устное народное творчество, прежде всего знаменитые былины, повествующие о героической борьбе нашего народа против кочевников, о его созидательном труде.



© 2010-2022