Пётр I Великий

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема: «Пётр I Великий» (3 класс)

Ход урока:

  1. Знакомство с темой урока. Постановка целей урока
Учитель: включить заставку ИКТ Слайд - Сегодня мы продолжим путешествовать по страницам истории. Наша дорога лежит в Российское государство. «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить У ней особенная стать В Россию можно только верить»

Ф.И.Тютчев Подведение к проблеме. Учитель: - Посмотрите внимательно на доску. ИКТ Слайд - Знаете ли вы что изображено? Ученик: Скипетр, держава, шапка Мономаха. Учитель: - Как вы думаете, кому могли принадлежать эти предметы? Ученик: Царю Учитель: - Действительно - это вещи, которые принадлежат царю, они называются царскими регалиями. Кто был первым из русских царей, которого венчали на царство? Ученик: Иван IV Грозный. Учитель: - Сегодня мы познакомимся ещё с одним из известных русских царей, который оказал большое влияние на историю России, превратив её в одну из великих держав мира. Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, ИКТ Слайд Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. - Кто догадался, о ком идёт речь? Ученик: О Петре Первом. Учитель: - Попробуйте определить тему урока. Ученик: Пётр I Великий. (На доске портрет Петра I и тема урока) Учитель: - Сегодня на уроке нам предстоит выяснить «В ЧЁМ ВЕЛИЧИЕ ПЕТРА?» (На доске) - Но для того, чтобы решить эту проблему мы проведём исследование по плану и ответим на вопрос: Почему Петра I называют Великим? (На доске)

План (На доске).

  1. Личные качества Петра I.
  2. Какой вклад внёс Пётр I в развитие России.
  3. Пётр - первый император России.
- На столах у вас «Ларец знаний», который будет пополняться знаками, определяющих новые знания на протяжении всего урока. Пустой слайд
  1. Фаза вызова.
Учитель: - Чтобы ответить на первый пункт плана, нам необходимо провести исследование информационных материалов из исторических источников. Исследование материалов позволит нам определить личностные качества Петра I. Работаем по информационным картам №1. Учитель: О каких положительных характеристиках вы прочитали? Ученик: Сильный, любознательный, требовательный. (прикрепить на доске) Учитель: ИКТ слайд - Представьте себе великана, целой головой выше любой толпы. Ему трудно было сидеть на одном месте. Руки его вечно были в работе. - Когда Петру было десять лет, он был провозглашен царем. - Такой царь появился в России в конце 17, начале 18 века. III. Фаза осмысления. Слайд картина Серова Учитель: - Продолжим характеризовать Петра I, обратимся к репродукции картины художника Серова Пётр I. - В учебнике на странице двадцатой во 2 абзаце найдите слова, которые ярко характеризуют движение Петра I. Учитель: - Зачитайте. - Картина даёт яркое представление о российском царе - решительном, энергичном, смелом человеке, готовом к новым преобразованиям. (прикрепляю слова) Пустой слайд Учитель: - Какими ещё качествами обладал Пётр I. Вы можете узнать информацию из исторического документа, на странице 22, прочитав рубрику «Удивительный мир». Выберите из текста слова и словосочетания, характеризующие Петра I. - Зачитайте. Учитель: - Обобщим сложившееся о Петре I представление, посмотрев фрагмент фильма «Россия молодая». Учитель: - Каким положительным качеством обладал Пётр I? Ученики: Трудолюбием (прикрепляю слово). Пустой слайд Учитель: - Как вы думаете, к какой части речи относятся данные слова? Ученик: Это имена прилагательные. Учитель: - Что обозначают имена прилагательные? Ученик: Признак предмета, характеризуют качества личности. Учитель: - При помощи имён прилагательных мы провели, исследовали по первому пункту плана и выяснили, какими яркими положительными качествами обладал царь Пётр. ФИЗПАУЗА. - Любому исследователю необходим отдых. - Нам нужные зоркие глаза (вращение глазами вправо, влево, вверх, вниз). Встаньте нам нужные ловкие руки (руки в замке, вращение). Мы должны быть такими же активными и энергичными, как Пётр I на протяжении всего урока (наклоны вправо, влево, потянулись). - Сядьте. - Переходим к следующему пункту плана исследования. Учитель: - Много нового появилось в России при Петре I. Ваша задача выяснить, какие изменения внёс Пётр I. - На каждой парте вы найдёте справочный исторический материал на информационной карте №2. (ИКТ Слайд) Ученики: 1. Мы празднуем Новый год 1 января - это он ввёл новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова. 2. Пётр I открыл первый музей «Кунсткамера», 3. Первую публичную (доступную всем) библиотеку, 4. Упростил древнерусский алфавит. 5. При нём стали выпускать первую печатную газету «Ведомости» Учитель: - Пополним «Ларец знаний». Пустой слайд

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА Учитель: - У вас на партах лежит конверт с геометрическими фигурами. Посмотрите - Какие фигуры вы увидели? Ученик: Треугольники, прямоугольники. Учитель: - Сложите 1 вариант из четырёхугольников прямоугольник, а 2 вариант из треугольников прямоугольник. - Что вы сложили? Ученик: Флаг Российской Федерации. Андреевский флаг. Учитель: - Как распределили цвета? Ученик: белый, синий, красный Учитель: - Кто помнит, что обозначает каждый цвет? Ученик: Белый - означает мир, чистоту, непорочность, совершенство. Синий - цвет веры и верности, постоянства. Красный - символизирует энергию, силу. Учитель:

- 20 января 1705 года Пётр I издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должен подниматься бело-сине-красный флаг. Трёх полосный флаг использовался на военных кораблях до 1712 года. - С 1712 году в качестве военно-морского флага был утверждён Андреевский флаг. Он представляет собой белое полотнище, пересеченное по диагонали двумя синими полосами, которые образуют наклонный крест. Учитель: - Пополним «Ларец знаний». Учитель: - Посмотрите фрагмент фильма «Россия молодая» ИКТ Фильм Учитель: - Что нового ещё внёс Пётр I в историю России? Ученик: Создал морской флот. ИКТ слайд - вопросы Учитель: - У вас на партах исторические документы. Подумайте и найдите ответы на вопросы по информационной карте №3. У каждого ряда свой вопрос.

  1. 1 ряд отвечает на вопрос: Когда юный царь впервые задумался о создании морского флота?
Ученик: Однажды маленький Пётр нашёл брошенную лодку. Это оказался английский бот. Он был отремонтирован и спущен на воду в Москве на реке Яузе. 16-летний Пётр, увлечённый своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево озеро. Пётр навсегда заболел корабельным делом.
  1. 2 ряд отвечает на вопрос: Зачем России нужны сильный флот и армия?

Ученик: Пётр 1 понимал, что Россия должна стать сильной, богатой страной. А для этого у неё должны быть сильный флот и армия.

  1. 3 ряд на вопрос: Что по мнению Петра 1 необходимо предпринять, чтобы у России был собственный флот?
Ученик: Для этого нужно было учиться. И царь отправляется в Европу. Он учился строить корабли: сначала в Голландии, а затем в Англии. Его так и звали: «Пётр-плотник». Вернувшись в Россию, Пётр I решил: «Морским судам в России быть!» Учитель: ИКТ Слайд - Когда был принят указ о создании морского флота? Ученик: 20 октября 1696 года Пётр I издал указ о создании морского флота. Учитель: - 20 октября 1696 года считают днём рождения Российского военно-морского флота. Учитель: - Пополните «Ларец знаний». Учитель: - Продолжаем наше исследование. Внимание на экран (фрагмент мультфильма) Учитель: - О каком городе идёт речь? Ученик: О городе Санкт-Петербурге. Учитель: - Кто является основателем города? Ученик: Пётр I. Учитель: - На берегу какой реки построен город? Ученик: На берегу реки Невы. Учитель: - Кто запомнил дату провозглашения города Санкт-Петербурга столицей России? Ученик: 1712 год. Учитель: - Перед вами план-карта города Санкт-Петербурга, Пётр I разработал её сам. Не забудьте пополнить «Ларец знаний». Пустой Слайд Учитель: - Поднимите руки, кто любит собирать пазлы? - Переходим к последнему пункту нашего плана. - Вам предстоит восстановить исторический факт. 2 ученика работают у доски, остальные работают в парах. У вас на столах файл с пазлами, соберите фразу. - Какая фраза у вас получилась? Ученик: С1721 года Россия - империя, Пётр I - император. Учитель: - Для того чтобы понять смысл слов империя, император, обратимся к электронному толковому словарю. (Для этого кликнем по гиперссылке).

- В 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Петра Великого, Отца отечества и Императора Всероссийского. Пустой Слайд

IV. Фаза рефлексии.

- Подведём итоги нашего исследования.

- Какие положительные качества характеризуют Петра I?

- Воспользуемся «Ларцом знаний», так как мы подошли к решению нашей главной проблемы. Ответим на вопрос:

- Можем ли мы назвать Петра I Великим по его делам?

- В чём величие Петра I?

Учитель:

- В царствовании Петра I Россия стала могущественной державой. Всю свою жизнь царь заботился о пользе Отечества. Поэтому и назвали Петра I Великим. ИКТ Слайд

- Проверим полученные знания, ответив на вопросы теста.

- У вас на партах лежат тесты, внимательно читайте вопрос и в пустом квадрате отметьте правильный ответ. Приступили к работе.

Комментарий по результатам теста.

- После урока я проверю ваши тесты и передам вашему учителю.

Учитель: ИКТ Слайд

В царствование Императрицы Екатерины II Петру Великому воздвигнут величественный памятник в Петербурге, на берегу Невы. На вершине скалы изображён взвившийся на дыбы конь, а на нём могучий всадник, правой рукой указывающий на Академию наук, Университет, Академию художеств, корабли. Великий преобразователь указывает путь, как бы говорит нам: «Перед вами храм науки и искусств. Туда! Там, в науке, в труде ваше благо, сила и могущество!»

Оценка деятельности.

- У вас на партах лежат кораблики синего и белого цвета.

- Поднимите синий кораблик, если вам на уроке понравилось работать, и вы узнали что-то новое. - Поднимите белый кораблик, если у вас остались какие-то вопросы. - За добросовестную службу Пётр I награждал своих подданных деньгами. И я хочу поощрить вас за активную работу на уроке имитацией денег времён Петра I.

Домашнее задание. У вас на партах лежит домашнее задание, выберите 1 задание и выполните к следующему уроку. 1 задание по выбору.

  1. Объяснить слова Петра I: «Моя жизнь посвящена служению общему делу - процветанию России» (РТ с. 7 №13).

  2. Подготовить презентацию о достопримечательностях города Санкт-Петербурга.

  3. Составь план рассказа «Пётр I Великий», используя факты из «Ларца знаний» (РТ с. 7 №12)

6


© 2010-2022