Рабочая программа курса «Музыка» для 3 «А» класса на 2015 – 2016 учебный год

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Криворожская средняя общеобразовательная школа



Принято «Утверждаю»

Педагогическим советом школы Приказ от 28. 08. 2015г. № 163

Протокол от 28. 08. 2015 г. № 1 Директор школы Председатель педагогического совета __________Л. В. Зоренко _________________ Л. В. Зоренко



Рабочая программа

курса «Музыка» для 3 «А» класса

на 2015 - 2016 учебный год

Учебник: «Музыка» 3 класс, Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

УМК « Школа России»


Составитель: Лукьянченко Галина Николаевна,

учитель начальных классов









с. Криворожье

2015г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа была разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также планируемыми результатами начального общего образования и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений:
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки российской Федерации № 1067 от 19.12.2012 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;
  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. Цель массового музыкального образования и воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Задачи музыкального образования на основе целевой установки: - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, отечественному и мировому музыкальному искусству, уважение к истории, духовным ценностям России, музыкальной культуре разных народов; - развитие восприятия музыки. Интереса к музыке и музыкальной деятельности, ассоциативно-образного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности; - обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизации).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слушание музыки. Опыт эмоционально образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Пение. Самовыражение ребенка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Инструментальное музицирование. Коллективное и индивидуальное музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах. Разучивание и исполнение музыкальных произведений. Опыт творческой деятельности (сочинение, импровизация). Музыкально-пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально-личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций. Танцевальные импровизации. Драматизация музыкальных произведений. Театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры-драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных искусств.


СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе 3 класса семь разделов: «Россия - родина моя», «День, полный событий», «О России петь - что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ В учебном плане на изучение курса музыка в третьем классе отводится 1 час в неделю, всего - 35 часов (35 учебных недель). Рабочая программа составлена на 33 часа

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

Содержание программного материала 3 класс

Тема раздела: «Россия - Родина моя» (5 ч.) Урок 1. Мелодия - душа музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность, как отличительная черта русской музыки. Углубляется понимание мелодии как основы музыки - ее души. Урок 2. Природа и музыка (романс). Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент). Романс. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Урок 3.. «Виват, Россия!»(кант). «Наша слава - русская держава». Знакомство учащихся с жанром канта. Народные музыкальные традиции Отечества. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Песенность, маршевость. Солдатская песня. Патриотическая тема в русских народных песнях. Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Урок 4. Кантата «Александр Невский». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский». Образы защитников Отечества в различных жанрах музыки. Урок 5. Опера «Иван Сусанин». Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Образ защитника Отечества в опере М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Урок 6. Утро. Вечер. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Песенность. Выразительность и изобразительность в музыкальных про изведениях П.Чайковского «Утренняя молитва» и Э.Грига «Утро».

Урок 7. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке. Урок 8. «В детской». Игры и игрушки. На прогулке. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонационная выразительность. Детская тема в произведениях М.П.Мусоргского. Урок 9. Обобщающий урок по темам: «Россия - Родина моя» и «День, полный событий».Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 1 четверть. Накопление учащимися слухового интонационно-стилевого опыта через знакомство с особенностями музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского, Э.Грига, М.Мусоргского).

Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм» (4 ч.) Урок 10. Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Введение учащихся в художественные образы духовной музыки. Музыка религиозной традиции. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Урок 11. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Интонационно-образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Урок 12. Вербное воскресенье. Вербочки. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Урок 13. Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. Народная и профессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Святые земли Русской.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.) Урок 14. «Настрою гусли на старинный лад» (былины). Певцы русской старины (Баян. Садко). Былина о Садко и Морском царе. Музыкальный и поэтический фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Жанр былины.

Урок 15. «Лель, мой Лель…» Музыкальный и поэтический фольклор России. Народная и профессиональная музыка. Певцы - гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов (М.Глинки, Н.Римского-Корсакова).

Урок 16.. Обобщающий урок по теме: «О России петь - что стремиться в храм…» и «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Накопление и обобщение музыкально-слуховых впечатлений третьеклассников за 2 четверть.

Тема раздела: «В музыкальном театре» (5ч.)

Урок 17. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка. Народные традиции и обряды в музыке русского композитора Н.Римского-Корсакова. Урок 18 Опера «Снегурочка». Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведения. Певческие голоса. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Урок 19. «Океан - море синее». Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и во вступлении к опере «Океан - море синее». Урок 20. Балет «Спящая красавица». Балет. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Интонационно-образное развитие в балете П.И.Чайковского «Спящая красавица». Контраст.

. Урок 21. В современных ритмах (мюзиклы). Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров. Мюзикл. Мюзикл как жанр легкой музыки

Тема раздела: «В концертном зале » (6 ч.)

Урок 22. Музыкальное состязание (концерт). Различные виды музыки: инструментальная. Концерт. Композитор - исполнитель - слушатель. Жанр инструментального концерта. Урок 23. Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности флейты. Урок 24. Сюита «Пер Гюнт». Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Развитие музыки - движение музыки. Песенность, танцевальность, маршевость. Контрастные образы сюиты Э.Грига «Пер Гюнт».

Урок 25. «Героическая» (симфония). Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Урок 26. Обобщающий урок по темам: « В музыкальном театре» и «В концертном зале» Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 3 четверть.

Урок 27 Мир Бетховена. Симфония. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Контрастные образы симфонии Л.Бетховена. Музыкальная форма (трехчастная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (8 ч.)

Урок 28. «Чудо-музыка». Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Композитор- исполнитель - слушатель.

Урок 29. Острый ритм - джаза звуки. Джаз - музыка ХХ века. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости. Урок 30. «Люблю я грусть твоих просторов». Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках Урок 31. Мир Прокофьева. . Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига, М.Мусоргского. Урок 32. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Прославим радость на земле. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках.

Выразительность и изобразительность в музыке. Сходство и различие музыкальной речи Э.Грига и П.Чайковского. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор - исполнитель - слушатель. Урок 33. Обобщающий урок по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» Обобщение музыкальных впечатлений третьеклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года




ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

. Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 3 классе являются формирование следующих умений:

- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;

- наличие эмоционально- ценностного отношения к искусству;

- развитие этических чувств;

- позитивная самооценка музыкально- творческих способностей.

Регулятивные УУД:

- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальных произведениях) в устной и письменной форме ;

- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей.

Познавательные УУД:

- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 2 класса;

- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;

- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи.

Коммуникативные УУД:

- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;

- участие в музыкальной жизни класса, школы.

Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 3классе являются формирование следующих умений.

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений представленных в учебнике для 3 класса;

  • понимать главные отличительные особенности музыкально- театральных жанров - оперы и балета;

  • узнавать по изображениям и различать на слух тембры музыкальных инструментов, пройденных в 3 классе.

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;

  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах;

  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;

  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;


  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;


  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств










Основные требования к уровню знаний и умений учащихся 3 класса:


В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов.
    Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально - ритмическом движении.



Учебно-тематический план


№ урока


Тема

Количество часов

Тема раздела «Россия - Родина моя (5 ч.)

1

Мелодия -душа музыки.

1

2

Природа и музыка. Звучащие картины.

1

3

«Виват, Россия! Наша слава-русская держава».

1

4

Кантата «Александр Невский».

1

5

Опера «Иван Сусанин».

1


«День, полный событий» (4 ч.)

6

Утро. Вечер.

1

7

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.

1

8

В детской. Игры в игрушки. На прогулке.

1

9

Обобщающий урок по темам:«Россия - Родина моя» и «День, полный событий».

1

Тема раздела «О России петь - что стремиться в храм…» (4 ч.)

10

«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся».

1

11

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!»

1

12

Вербное воскресенье. «Вербочки».

1

13

Святые земли Русской.

1

Тема раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3ч.)

14

«Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.

1

15

«Лель, мой Лель…»

1

16

Обобщающий урок по теме: «О России петь - что стремиться в храм…» и «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

1

Тема раздела «В музыкальном театре» (5 ч.)

17

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

1

18

Опера «Снегурочка».

1

19

Океан - море синее.

1

20

Балет «Спящая красавица».

1

21

В современных ритмах.

1

Тема раздела В концертном зале (6 ч.)

22

Музыкальное состязание.

1

23

«Музыкальные инструменты. Звучащие картины.

1

24

Сюита «Пер Гюнт».

1

25

«Героическая».

1

26

Обобщающий урок по темам : « В музыкальном театре» и «В концертном зале»

1

27

Мир Бетховена.

1

Тема раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч.)

28

Чудо-музыка.

1

29

Острый ритм - джаза звуки.

1

30

«Люблю я грусть твоих просторов».

1

31

Мир Прокофьева.

1

32

Певцы родной природы. Прославим радость на земле!

1

33

Обобщающий урок по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

1

Итого:

33


















Нормы оценки знаний и умений учащихся.

На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности:

  1. хорового пения,

  2. слушания музыкальных произведений,


Слушание музыки.

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.

Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет ,припев, фразу.

Нормы оценок
«5»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.

«4»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.

«3»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.






















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Дата

Тема урока


Тип урок

(страницы учебника и рабочей тетради)

Элементы содержания

Форма контроля

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Домаш

нее задание


предметные результаты

Метапредметные результаты

личностные результаты

план

факт

Тема раздела: «Россия - Родина моя» (5 ч.)

Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.

1

7.09

Мелодия - душа музыки

Вводный;

(уч.,5-7; р.т., 4-5)

Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ П.И.Чайковского Симфонии № 4.

- Тема 2 ч. Симфонии № 4 П.Чайковского;

- «Моя Россия» Г.Струве.

индивидуал, фронтал

Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; выразительно, эмоционально исполнять вокальную мелодию, песню.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).

Регулятивные УУД: выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкального произведения. с.4-5, рабочая тетрадь.

2

14.09

Природа и музыка. Звучащие картины.

Изучение и закрепление новых знаний;

(уч.,8-11; р.т., 4-7)

Знакомство с жанром романс. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины.

- «Жаворонок», М.Глинка, Н.кукольник;

- «Благословляю вас, леса», П.Чайковский, А.Толстой;

- «Звонче жаворонка пенье», Н.Римский-Корсаков, А.Толстой;

- «Романс» Г.Свиридова (из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»).

индивидуал, фронтал

Научатся: ориентироваться в музыкальных жанрах; выявлять жанровое начало музыки; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; определять средства музыкальной выразительности.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

Представлять образ Родины, историческое прошлое, культурное наследие России.

Мини-проект: «Природа родного края».

3

21.09

Виват, Россия! Наша слава - Русская держава.

Расширение и углубление знаний;

(уч.,12-15; р.т., 12-13)


Знакомство с жанром кант. Эпоха Петра I. Песенность. Маршевость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня.

- «Радуйся, Русская земля» -кант на заключение Ништадского мира (1721 г.;

- «Орел Российский» - кант в честь Павловской победы XVIII в.;

- «Виват!», кант;

- «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня;

индивидуал, фронтал

Научатся: выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

Воспитание чувства любви и гордости за свою Родину, российский народ и историческое прошлое России; осознание своей этнической и национальной принадлежности;

с.10-11, рабочая тетрадь.

4

28.09

Кантата «Александр Невский».

Изучение нового материала

(уч.,16-17; р.т., 4-7)


Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма.

- «Величание св. благоверному и великому князю Александру Невскому»;

- кантата «Александр Невский» С.Прокофьева: хор «Вставайте, люди русские!», «Песнь об Александре Невском»;

- «Солдатушки, бравы ребятушки», старинная солдатская песня.

индивидуал, фронтал.

Научатся: отличать кантату от канта; выявлять значимость трехчастного построения музыки; передавать в пении героический характер музыки; «исполнять» партию колокола.

Познавательные УУД: осознание действия принципа контраста в развитии образов кантаты С.Прокофьева; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;

Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;

Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

Проявлять эмоциональную отзывчивость на музыкальные произаедения различного образного содержания.

С. 8-9, рабочая тетрадь.

5

5.10

Опера «Иван Сусанин».

Освоение нового материала.

(уч.,18-21; р.т., 20-21)

Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики.

- опера «Иван Сусанин» М.Глинки: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам, ария и речитатив Сусанина, хор «Славься…».

индивидуал, фронтал

Научатся: размышлять о музыкальных произведениях, и выражать свое отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради;

Коммуникативные УУД: формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций; владение умениями совместной деятельности;

Регулятивные УУД: овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

Проявлять эмоциональное отношение к искусству, активный интерес к музыке, эстетический взгляд на мир.

Мини-проект: «Музыкальные произведения, посвященные защитникам Отечества»

Тема раздела: «День, полный событий» (4 ч.)

Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня. Романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П.Чайковский, С.Прокофьев, М.Мусоргский, Э.Григ).

6

12.10

Утро. Вечер.

Изучение нового материала

(уч.,23 -25, 36-37; р.т., 8-9).

Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы.

- «Утро» Э.Грига;

- «Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского;

- «Заход солнца» ,Э.Григ, А.Мунк;

- «Вечерняя песня», М.Мусоргский, А.Плещеев;

- «Колыбельная», П.Чайковский

индивидуальный, фронтальный, работа с тетрадью.

Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; эмоционально сопереживать музыку.

Познавательные УУД: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки, поэтического текста, репродукции картин; умение не создавать конфликтов, находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

Принимать позицию слушателя (исполнителя) музыкальных произведений, владеть навыками оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности.

Выполнить рисунки к музыке на темы «Утро» и «Вечер».

7

19.10

Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек.


Расширение и углубление знаний;

(уч.,26-27; р.т., 30-31)

Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки.

- «Болтунья» ,С.Прокофьев, А.Барто;

- симфоническая сказка «Петя и волк», С.Прокофьев;

- «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С.Прокофьева;

- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.

индивидуал, фронтал

Научатся воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения.

Познавательные УУД: соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

Воспитание этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; осмысление интонационной выразительности музыки.

8

26.10

В детской. Игры в игрушки. На прогулке.


Расширение и углубление знаний;

(уч.,30-35)

Знакомство с пьесами вокального цикла М.П.Мусоргского «Детская». Сравнение с пьесами П.И.Чайковского из «Детского альбома» и С.С.Прокофьева из «Детской музыки».

- «С няней» из цикла «Детская» М.Мусоргского;

- «Нянина сказка», «Сказочка» П.Чайковского;

- «Черепашонок» М.Протасова, В.Орлова.

индивидуал, фронтал

Научатся: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

выражать свое отношение к музыкальным произведениям; эмоционально и осознанно относиться к музыке

Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные УУД:

Развитие этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование эстетических потребностей; эмоциональная отзывчивость;

Рисунок (аппликация) любимой игрушки.

9

16.11

Обобщающий урок по темам:

«Россия - Родина моя» и «День, полный событий».

Урок коррекции знаний.

Музыкальный репертуар I четверти по выбору учащихся.

индивидуал, фронтал

Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы, предлагать помощь, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.

Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления; оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Слушать музыку вокруг нас.

Тема раздела: «О России петь - что стремиться в храм…» (4 ч.)

Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольские княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.

10

23.11

«Радуйся, Мария!». «Богородице Дево, радуйся».


Расширение и углубление новых знаний.

(уч.,39 -43)

Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва, песнопение, картина, икона, поэзия.

- «Ave Мария!» Ф.Шуберта, В.Скотта;

- «Богородице Дево, радуйся!» из «Всенощного бдения» С.Рахманинов.

индивидуал, фронтал

Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону).

Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери,

Вспомнить песни о маме.

11

30.11

Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама!».


Расширение и углубление знаний.

(уч.,44 -47)

Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке.

- тропарь к Владимирской божьей Матери Б.Писарева;

- «Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля» В.Гаврилина, В.Шульгиной;

- песни о маме по желанию учащихся.

индивидуал, фронтал

Научатся: анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания, песни о маме; анализировать картины (икону).

Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва); иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Коммуникативные УУД: определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Воспитание духовно-нравственных качеств; формирование трепетных, нежных чувств к матери, развитие ассоциативно-образного мышления.

Нарисовать портрет мамы.

12

7.12

Вербное воскресенье. «Вербочки».

Закрепление нового материала

(уч.,48-51; р.т., 30-31

История праздника Вербное воскресенье. Образ праздника в музыке, песнях, изобразительном искусстве.

- «Вербочки» А.Блока, А.Гречанинова, Р.Глиэра;

- «Осанна» (хор) из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда Э.Л.Уэббера;

индивидуал, фронтал

Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить песни; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону).

Познавательные УУД: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись), песнями; иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.

Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Воспитание духовно-нравственных качеств; совершенствование представлений о музыкальной культуре своей Родины; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран.

Рождественская открытка.

13

14.12

Святые земли Русской.


Расширение и углубление знаний.

(уч.,52-53)

Святые земли Русской: княгиня Ольга и князь Владимир. Их «житие» и дела на благо Родины.

- величание (из церковного обихода) князю Владимиру и кн. Ольге;

- «Баллада о князе Владимире», сл. А.Толстого;

- величания и песнопения о Сергии Радонежском.

индивидуал, фронтал

Научатся: выразительно, интонационно-осмысленно исполнить величания и песнопения; проводить разбор музыкального произведения; анализировать картину (икону).

Познавательные УУД: знакомиться с жанрами церковной музыки (величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты;

Коммуникативные УУД: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании.

Регулятивные УУД: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

Приобщение к духовно-нравственным идеалам, к историческому прошлому своей Родины.

Сообщение о духовной музыке.

Тема раздела: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 ч.)

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.

14

21.12

«Настрою гусли на старинный лад…». Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе.

Освоение нового материала

(уч.,55-61; р.т., 14-15)

Знакомство с жанром былина, с подлинными и стилизованными народными напевами в творчестве русских композиторов. Певец-сказитель. Гусли. Образы народных сказителей былин Баяна и Садко в операх русских композиторов. Былинный напев.

-«Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова;

- «Вторая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки (1-е д.);

- «Океан-море синее», песни Садко из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова: «Ой ты, темная дубравушка…» (II к.) и песня «Высота ли, высота» (IV к.);

- «Садко и Морской царь», русская былина.

индивидуал, фронтал

Научатся: напевно, используя цепное дыхание, исполнить былину и песню без сопровождения; исполнять аккомпанемент былины на воображаемых гуслях.

Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; анализ текста; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные УУД:

воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных образов национального фольклора; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

с.15, рабочая тетрадь.

15

11.01

«Лель, мой Лель…»


Освоение нового материала

(уч.,62-63; р.т., 16-17)

Оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» и «Снегурочка». Главные мелодии песен Садко и Леля, их жанровая принадлежность.

- третья песня Леля («Туча со громом…», 3-е д.) из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова;

индивидуал, фронтал

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации.

Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декломациях. Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.

Разыграть знакомую народную песню (работа в группе).

16

18.01

Обобщающий урок по теме: «О России петь - что стремиться в храм…» и «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Урок коррекции знаний.

Музыкальный репертуар II четверти по выбору учителя.

индивидуал, фронтал

Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям.

Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств..

Вслушиваться в окружающую музыку.

17

25.01

Звучащие картины. Прощание с Масленицей.

Повторение и закрепление изученного материала;

(уч.,64-67)

Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины.

- Масленичные русские народные песни;

- хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова

- «Проводы Масленицы» Н.Римского-Корсакова. И.Устюжнина;

индивидуал, фронтал

Научатся: воплощать музыкальные образы во время разыгрывания песни, импровизации.

Познавательные УУД: расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора; разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-декломациях.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия.

Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования; развитие ассоциативно-образного мышления;

Тема раздела: « В музыкальном театре» (5 ч.)

Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно - музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах). Мюзикл - жанр легкой музыки (Р.Роджерс, А.Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.

18

1.02

Опера «Снегурочка».


Освоение нового материала.

(уч.,69, -78-83)

Сцены из оперы. Характеристики-образы главных героев оперы «Снегурочка».

- Ария Снегурочки «С подружками …» (из пролога), «Люблю и таю» (4-е д.);

- шествие и каватина царя Берендея;

- «Пляска скоморохов»;

- заключительный хор «Свет и сила бог Ярило».

индивидуал, фронтал

Научатся: воплощать музыкальные образы в пении, музицировании.

Познавательные УУД: обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях оперного спектакля; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

Аппликация «Снегурочка».

19

8.02

Океан - море синее

Расширение и углубление знаний;

(уч.,84 -85; р.т., 28-29)

Знакомство со вступлением к опере-былине «Садко» Н.Римского-Корсакова. Зерно-интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма.

- Вступление к опере-былине «Садко» Н.Римского-Корсакова «Океан-море синее».

индивидуал, фронтал

Научатся создавать «живую картину»; Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД: накопление слуховых впечатлений и знаний о средствах и формах (вариационная) музыкальной выразительности; умение выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: формирование навыков коммуникации, сотрудничества; участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация); рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля; рассуждать о смысле и значении вступления к опере.

Регулятивные УУД: составлять исполнительский план и последовательность действий.

Формирование смыслов учебной деятельности ребенка через развитие его творческого потенциала в игровой музыкальной деятельности.

Рисунок по представлению: картины моря.

20

15.02

Балет «Спящая красавица».

Изучение и обобщение полученных знаний;

(уч.,86 -89; р.т., 18-19)

Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала.

- «Интродукция»;

- «Вальс»;

- кода и финал 1-го д. балета «Спящая красавица» П.Чайковского.

индивидуал, фронтал

Научатся: проводить интонационно-образный анализ.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из балета.

Коммуникативные УУД: владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; рассуждать о смысле и значении вступления к опере; рассуждать о значении дирижера в создании музыкального спектакля.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно выполнять задания из рабочей тетради; реализовывать практическую задачу в познавательную.

Формирование интонационно-стилевого слуха; понимание образов добра и зла в сказке и в жизни; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.

С.18-19, рабочая тетрадь; посмотреть видеофрагмент «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского: http//ufa.fcior.edu.ru

21

22.02

В современных ритмах.


Освоение нового материала;

(уч.,90 -91; р.т., 6-7)

Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл А.Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения.

- Песня «Звуки музыки» Р.Роджерса, М.Цейтлиной;

- мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова;

- песня «Мы дружим с музыкой» Й.Гадна, П.Синявского;

- музыкальные темы из детской оперы «Волк и семеро козлят» М.Коваля.

индивидуал, фронтал

Научатся: воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.

Познавательные УУД: постижение интонационно-образной выразительности музыки, особенностей ее развития, музыкальной драматургии в целом при знакомстве с жанром мюзикла; готовность к логическим действиям; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер.

Коммуникативные УУД: формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: мотивированный выбор форм участия в исполнении фрагментов оперы (вокализация, драматизация, инсценирование); совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

Осознание триединства композитор-исполнитель-слушатель и роли каждого из них в создании и бытовании музыки; участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля;

Разыграть мюзикл «Волк и семеро козлят» в классе.

Тема раздела: «В концертном зале» (6 ч.)

Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П.Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах, К.-В.Глюк, Н.Паганини, П.Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л.Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.

22

29.02

Музыкальное состязание.


Изучение и закрепление новых знаний;

(уч.,93 -95)

Знакомство с жанром инструментальный концерт. Мастерство исполнителей и композиторов в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.

- Концерт № 1 для ф-но с оркестром (финал) П.Чайковского;

- русские народные песни-заклички знакомые учащимся по II классу «Солныщко, выгляни!», «Жучик-крючик-паучок»)

индивидуал, фронтал

Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.

Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; исполнительские коллективы, отечественные и зарубежные исполнители.

Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).

Расширение представлений о музыкальной культуре своей Родины, воспитание толерантного, уважительного отношения к культуре других стран и народов.

Мини-исследование: «Известные симфонические оркестры».

23

7.03

«Музыкальные инструменты. Звучащие картины.


Закрепление и обобщение знаний;

(уч.,96 -101)

Выразительные возможности флейты и скрипки, история их появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.

- Тема Птички из симфонической сказки С.Прокофьева «Петя и волк»;

- «Шутка» из сюиты И.-С.Баха;

- «Мелодия» из оперы К.Глюка «Орфей и Эвридика»;

- лютневая музыка;

- «Мелодия» П.Чайковского;

- «Каприс № 24» Н.Паганини;

- норвежская песня «Волшебный смычок»;

- песня «Музыкант» Е.Зарицкой, В.Орлова.

индивидуал, фронтал

Научатся: узнавать тембры музыкальных инструментов; наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров; различать на слух старинную и современную музыку; интонационно-осмысленно исполнять песни.

Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки, закрепления представлений о роли выдающихся солистов-музыкантов; моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.

Коммуникативные УУД: развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыкантах; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки (народной и профессиональной).

Наличие эмоционального отношения к искусству. Развитие ассоциативно-образного мышления.

Мини-исследование: найти информацию о Интернете.

24

14.03

Сюита «Пер Гюнт».


Изучение и закрепление новых знаний;

(уч.,102 -105; р.т., 8-9)

Знакомство с сюитой Э.Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Песенность, танцевальность, маршевость.

- «Утро», «В пещере горного короля», «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

индивидуал, фронтал

Научатся: проводить интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ музыкальных произведений.

Познавательные УУД: осознание особенностей и приемов музыкального развития (повтор, контраст, вариационное развитие) в процессе постановки проблемных вопросов, анализа и исполнения музыки; умение пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания из рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Развитие эмоциональной сферы.

Нарисовать музыку из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига.

25

21.03

«Героическая».


Изучение и закрепление новых знаний;

(уч.,106 -111)

Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Л. ван Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии.

- 2-я часть и финал «Героической» симфонии Л. ван Бетховена;

- «Контрданс» (фортепианная пьеса) Л. ван Бетховена;

- «Вальс» из балета «Спящая красавица» П.Чайковского;

- «Камаринская» П.Чайковского.

индивидуал, фронтал

Проследить за развитием образов Симфонии № 3 Л. ван Бетховена.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Развивать интонационное чувство музыки, чувство эмпатии, эмоциональный отклик на музыку; развитие ассоциативно-образного мышления.

Мини-исследование: «Л. ван Бетховен».

26

4.04

Обобщающий урок по темам : « В музыкальном театре» и «В концертном зале»

Урок коррекции знаний.

Музыкальный репертуар III четверти по выбору учителя.

индивидуал, фронтал

Научатся воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Познавательные УУД: выполнение диагностических тестов; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: развернутость анализа музыкального сочинения, оценивание качества музицирования; коррекция результатов в случае их несоответствия поставленным целям.

Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств.

Вслушиваться в окружающую музыку.

27

11.04

Мир Бетховена.


Изучение и закрепление новых знаний;

(уч.,112 -113)

Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни.

Музыка Л. ван Бетховена:

- «Лунная» соната № 14;

- «К Элизе»;

- «Сурок»;

- «Весело. Грустно».

индивидуал, фронтал

Научатся: сопоставлять образы некоторых музыкальных произведений Л. ван Бетховена.

Познавательные УУД: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умения пользоваться словарем музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки, размышлений о музыке, музицировании; умение ориентироваться на развороте учебника; понимание знаково-символических средств воплощения содержания (информации) в музыке.

Коммуникативные УУД: формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Эмоциональный отклик на музыку; формирование эстетических чувств, добрых человеческих отношений.

Составлять домашнюю фонотеку.

Тема раздела: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (8 ч.)

Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз - искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж.Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С.Прокофьева. Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.

28

18.04

Чудо-музыка.


Изучение и закрепление новых знаний;

(уч.,116 -117)

Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни.

- «Мы дружим с музыкой Й.Гайдна, П.Синявского;

- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой (или «Всюду музыка живет» Я.Дубравина).

индивидуал, фронтал

Научатся: определять характер, настроение, жанровую основу песен, принимать участие в исполнительской деятельности.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; различать на слух старинную и современную музыку.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества.

Формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы.

Мини-сочинение «Музыка в моей жизни».

29

25.04

Острый ритм - джаза звуки.


Изучение и закрепление новых знаний;

(уч.,118 -119)

Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители.

- «Я поймал ритм» из мюзикла «Безумная девчонка» Дж. Гершвина, А.Гершвина;

- «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» (1-е д.) Дж. Гершвина;

- «Чудо-музыка» Д.Кабалевского, З.Александровой

индивидуал, фронтал

Научатся: импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе.

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; самооценка и оценивание результатов музыкально-исполнительской деятельности своих сверстников в процессе учебного сотрудничества.

Осознание роли серьезной и легкой музыки в жизни человека; формирование эстетических потребностей, развитие эмоциональной сферы.

Придумать импровизацию на тему любимой песни.

30

2.05

«Люблю я грусть твоих просторов».


Повторение и обобщение полученных знаний:

(уч.,120 -121 р.т., 22-23)

Образы природы в музыке Г.Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Песня в творчестве композитора.

- «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель» Г.Свиридова;

- «Снег идет» из маленькой кантаты «Снег идет» Г.Свиридова, Б.Пастернака; - «Запевка» Г.Свиридова, И.Северянина.

индивидуал, фронтал

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки Г.Свиридова; импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием текста; находить родство музыкальных и поэтических интонаций.

Познавательные УУД: осмысление взаимосвязи слова и мелодики в вокальных сочинениях, музыкальных понятий; понимание знаково-символических средств воплощения содержания в музыке; сочинение мелодий, в основе которых лежат ритмические формулы; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, «сочинения» (импровизаций) музыки; формирование волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений.

Формирование эстетических потребностей, осознание роли природы в жизни человека.

Составлять домашнюю фонотеку.

31

16.05

Мир Прокофьева.


Повторение и обобщение знаний.

(уч.,122 -123, р.т., 23-25)

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Сходство и различие музыкальной речи Г.Свиридова, С.Прокофьева, Э.Грига. Мир музыки С.Прокофьева.

- «Шествие солнца»-из 4-й ч. Скифской сюиты для большого симфонического оркестра С.Прокофьева «Ала и Лоллий»;

- финал «Поход Лоллия и шествие солнца»;

- «Утро» из сюиты Э.Грига;

- «Прогулка» С.Прокофьева.

индивидуал, фронтал

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки С.Прокофьева; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа.

Познавательные УУД: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся.

Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление.

Составлять домашнюю фонотеку.

32

23.05

Певцы родной природы.

Прославим радость на земле!

Решение частных задач.

(уч.,124 -125)

Певцы родной природы: П.Чайковский и Э.Григ. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.

- «Мелодия» П.Чайковского;

- «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

- музыка (песни) по желанию учащихся.

индивидуал, фронтал

Научатся: понимать жанрово-стилистические особенности и особенности музыкального языка музыки П.Чайковского и Э.Грига; осознанно подходить к выбору средств выразительности для воплощения музыкального образа.

Познавательные УУД: формирование умения соотносить графическую запись с музыкальным образом; осмысление знаково-символических средств представления информации в музыке; осуществление опытов импровизации; овладение логическими действиями сравнения, анализа; умение ориентироваться на развороте учебника, выполнять задания в рабочей тетради.

Коммуникативные УУД: расширение опыта речевого высказывания в процессе размышлений о музыке; формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Регулятивные УУД: коррекция недостатков собственной музыкальной деятельности, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе накопления интонационно-стилевого опыта учащихся.

Развивать чувство эмпатии, эмоциональное отношение к музыке; ассоциативно-образное мышление. Мини-проект: «Певец родной природы».

33

30.05

Обобщающий урок по теме: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Обобщение знаний;

Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Музыкальные произведения, наиболее понравившиеся учащимся.

индивидуал, фронтал

Научатся: понимать, что все события в жизни человека находят отражение в музыкальных и художественных образах.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную речь.

Коммуникативные УУД: умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли в устной и письменной речи; участвовать в совместной деятельности; участвовать в проведении заключительного урока-концерта.

Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия исполнения музыкальных произведений.

Наличие эмоционального отношения к искусству. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Вслушиваться в окружающую музыку.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1.Литература для учителя.

1.Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с.

2.Критская Е.Д. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 кл.: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2002.- 207с.

3.Сергеева Г.П. Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. - М.: Просвещение, 2011.

4.Критская Е.Д. Уроки музыки. Поурочные разработки, 1-4 классы / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. - 2-е изд. -М.: Просвещение, 2013. - 256 с.

2.Информационно-коммуникутивные средства. 1.Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 3 класс» - (CD mp3)

3.Наглядные пособия.

1.Портреты композиторов.

2.Альбомы с демонстрационным материалом.

4.Технические средства обучения.

1.Музыкальные инструменты.

2.Магнитная доска.

3.Персональный компьютер.

4.Мульти-проектор.

5.Звуковые пособия на электронных носителях.

6 Презентаци


Методическое обеспечение предмета


«Школа России» («Музыка». 1 - 4 классы; авторы - Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - издательство «Просвещение»). УМК для III класса ОУ. В комплект входят издания авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной: Учебник «Музыка. 3 класс», пособие для учащихся (рабочая тетрадь «Музыка. 3 класс»). А также пособия для учителя (хрестоматии музыкального материала, 3 класс; фонохрестоматия музыкального материала, 3 класс; пособие «Уроки музыки. 1 - 4 классы»).


Список научно-методической литературы.

  1. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
  2. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
  3. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
  4. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
  5. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н. Бугаева/, М., Аст, 2002г.
  6. Максимова Т.С. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Учитель, 2005г.

  7. Улашенко Н.Б. «Поурочные планы. Музыка 3 класс», Волгоград, Корифей, 2006г.

  8. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
  9. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
  10. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
  11. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.
  12. Песенные сборники.
  13. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

Согласовано Согласовано

Методическим объединением Заместитель директора УВР

Учителей начальных классов «25августа» 2015г

Протокол № 1 от 25.08.2015г ___________________/Безручко Т. В /

_________________________/Болдырева Е. А./



© 2010-2022