Рабочая программа по русскому языку 3 класс СКК IV вида УМК Школа России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 города Ковров



Рассмотрено на заседании ШМО

учителей начальных классов



Протокол № от « » _________ 2015г.



Руководитель ШМО __________ ____ Е.Е. Щёткина






Рекомендовано к утверждению

Протокол заседания научно-методического совета

№ ___ от « ___» ________________2015 г.

Заместитель директора по УВР,

руководитель НМС _________________ Е.В. Стругова

Утверждаю



Директор МБОУ СОШ № 24



__________Л.В. Воробьёва



« » _______ 2015г.


Рабочая программа

по русскому языку (5 часов в неделю)

3-в класс

Учитель: Кирьянова Я.А.

2015-2016 учебный год

Статус документа Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения; с Положением о рабочей программе, учебным планом НОО МБОУ СОШ № 24, на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого и др. «Русский язык». Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Структура документа Рабочая программа включает следующие разделы: статус документа, раскрывающий общую сущность рабочей программы как документа, пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, представляющие собой описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов, учебно-тематический план, содержащий наименование темы и общее количество часов, основное содержание тем учебного курса с примерным распределением учебных часов по разделам курса и толкованием каждой темы список литературы, включающий перечень использованной автором литературы и календарно -тематический план, представляющий таблицу, содержащую тему, тип урока виды контроля и измерители, домашнее задание и дату проведения урока.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель предполагает ознакомление учащих­ся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логи­ческого мышления учащихся;

социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции уча­щихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безоши­бочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за­дачами и условиями общения;

  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;

  • воспитание у учеников позитивного эмоционально-цен­ностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

  • Специфика СКК IV вида обуславливает наличие еще одной задачи - восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализация и совершенствование учебной деятельности детей, повышение их работоспособности, активизация познавательной деятельности.

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образова­тельных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 3 классе 170 часов (5 часов в неделю).

Структура курса

Систематический курс «Русский язык» представлен в на­чальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает присталь­ное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совер­шенствования графического навыка при соблюдении гигиени­ческих требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматри­ваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без вве­дения терминологии).

Основные содержательные линии

Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:

  • основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);

  • орфография и пунктуация;

  • развитие речи.

Основные содержательные линии курса в 3 классе

  • Повторение пройденного в начале года

  • Синтаксис и пунктуация

  • Состав слова

  • Имя существительное

  • Имя прилагательное

  • Глагол

  • Повторение пройденного в конце года.

Повторение пройденного в начале года: предложение, слово, части речи, их употребление в предложении; звуки речи, звуки и буквы;

Синтаксис и пунктуация: главные и второстепенные члены предложения; подлежащее и сказуемое; второстепенные члены предложения (без деления на виды); распространённые и нераспространённые предложения; логическое ударение; интонация перечисления;

Состав слова: основа и окончание; корень, приставка, суффикс; слова однокоренные и разные формы одного и того же слова; разбор слова по составу, правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова (существительных, прилагательных, глаголов с приставками и без приставок); чередование согласных в корне слова, беглые гласные; правописание суффиксов -ик, -ек; правописание приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-; приставка и предлог; разделительный твёрдый знак; непроизносимые согласные; сложные слова;

Имя существительное: лексическое значение; основные грамматические признаки, род и число существительных, изменение существительных по числам и вопросам (по падежам), понятие о склонении существительных; существительные с твёрдой и мягкой основами и их окончания в начальной форме;

Имя прилагательное: лексическое значение, основные грамматические признаки; род и число прилагательных; изменение прилагательных по вопросам, числам, родам; понятие о склонении прилагательных, прилагательные с твёрдой и мягкой основами; родовые окончания прилагательных; употребление имени прилагательного в речи (в предложении);

Глагол: лексическое значение, основные грамматические признаки; время, лицо, число глаголов; правописание не с глаголами; употребление глагола в речи (в предложении).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся к концу 3 класса должны знать (называть и определять):

- главные и второстепенные члены предложения

- имена существительные, имена прилагательные, глаголы и их основные лексико-грамматические признаки

-корень, приставку, суффикс, окончание

-сложные слова

Должны различать и сравнивать:

- главные и второстепенные члены предложения

- предложения распространённые и нераспространённые

- однокоренные слова и разные формы одного слова

- разделительные мягкий и твёрдый знаки

- приставки и предлоги

- имя существительное, имя прилагательное, глагол по их грамматическим признакам

Обучающиеся к концу 3 класса должны уметь:

-разбирать предложения по членам предложения (выделять главные и второстепенные члены)

- обозначать на письме интонацию перечисления

- разбирать слова по составу: выделять основу и окончание, корень, приставку, суффикс

- проверять написание безударных гласных, парных и непроизносимых согласных в корне слова

- проверять написание суффиксов -ик, -ек

- писать наиболее употребительные слова с двойными согласными; слова с чередующимися согласными и беглыми гласными

- писать раздельно предлоги со словами

- писать приставки по-, под-, об-, от-, про-, до-, на-, за-, над-, с-.

- определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных ; число, время, лицо глаголов

- писать не с глаголами

- писать слова с непроверяемыми написаниями

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • для адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);

  • работы со словарем (алфавит);

  • соблюдения орфоэпических норм;

  • создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;

  • овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

Материально-техническое обеспечение

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  • Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 3 кл. в 2-х частях - М.: Просвещение, 2012.

  • Канакина В.П., Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса: в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, касающихся логики изложения и содержания. Но при этом, учитывая специфику СКК, в структуру уроков русского языка включены специальные упражнения, направленные на коррекцию высших психических функций учащихся, а также большее количество упражнений на повторение и закрепление.

Контроль уровня обученности по русскому языку в 3 классе

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списывании, изложений, тестовых заданий. Названные особенности программы отражены в ее структуре. Язык и речь - 2 часа. Текст, предложение, словосочетание - 16 часов. Слово в языке и речи - 18 часов. Состав слова - 16 часов. Правописание частей слова - 29 часов. Части речи - 76 часов. Повторение - 13 часов.

Особенности учащихся

Данная категория учащихся обучается в специальном коррекционном 3 классе (СКК IV вида). Учащиеся имеют различную патологию зрения, что существенно влияет на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся. Они испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов. Кроме того, недостатки зрительного восприятия отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).



Формы контроля и учета достижений Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

- устный опрос

- самостоятельная работа

- практическая работа

диагностическая работа

-презентация работ

-анализ динамики текущей успеваемости

  • Викторины

  • Кроссворды

  • Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  • Тестирование

-участие в творческих конкурсах и выставках

-активность в проектах и программах внеурочной деятельности
Текущий контроль деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока по итогам выполнения самостоятельной или практической работы. Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации. Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).











Требования к уровню подготовки учеников.

Раздел программы

Планируемые результаты освоения материала

Метапредметные результаты (формируемые УУД)

Предметные результаты

1. Язык и речь - изучения русского язы­ка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источ­никах для решения учебных задач; - способность ориентиро­ваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; - уме­ние выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологи­ческие высказывания, письменные тексты) с учётом особен­ностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание не­обходимости ориентироваться на позицию партнёра, учиты­вать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; - стрем­ление к более точному выражению собственного мнения и по­зиции; - умение задавать вопросы. Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются: осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что пра­вильная устная и письменная речь является показателем инди­видуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
- изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представ­лениями о нормах русского литературного языка (орфоэпичес­ких, лексических, грамматических) и правилах речевого эти­кета; - умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при за­писи собственных и предложенных текстов; - умение проверять написанное; - умение (в объёме изученного) находить, сравни­вать, классифицировать, характеризовать такие языковые еди­ницы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предло­жения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.

2. Текст, предложение, словосочетание

3. Слово в языке и речи

4. Состав слова

5. Правописание частей слова

6. Части речи

7. Повторение

Содержание тем учебного курса


Язык и речь (2 ч).

Наша речь и наш язык.

Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отраже­ние культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответ­ствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как осно­ве национального самосознания. Развитие речи. Составление текста по рисунку.

*Слова с непроверяемым написанием: празд­ник, вместе.

Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч).

Текст (повторение и углубление представлений о тексте) (2 ч).

Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуж­дение.

Формирование навыка смыслового чтения тек­стов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное дей­ствие формируется при изучении всего курса русского языка).

*Слова с непроверяемым написанием: орех.

Предложение (повторение и углубление пред­ставлений о предложении и диалоге) (1ч).

Развитие речи. Коллективное составление не­большого рассказа по репродукции картины.

Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побуди­тельные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные) (3 ч).

Знаки препинания в конце предложений.

*Слова с непроверяемым написанием: овёс.

Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.

Предложения с обращением (общее представ­ление) (1 ч).

Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуника­тивной задачей.

Состав предложения (повторение и углубление представлений) (З ч).

Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые пред­ложения.

Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).

*Слова с непроверяемым написанием: восток (восточный).

Разбор предложения по членам.

Простое и сложное предложения (общее пред­ставление) (2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: заря. Запятая внутри сложного предложения.

Словосочетание (2 ч).

Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.

*Слова с непроверяемым написанием: пшеница.

Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золо­тая осень».

Проверочная работа.

Слово в языке и речи (19 ч).

Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове) (2 ч).

Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и пере­носном значении; синонимы, антонимы.

*Слова с непроверяемым написанием: альбом, погода.

Работа с толковым словарём, словарями сино­нимов и антонимов.

Омонимы (1ч).

Использование омонимов в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: понедель­ник.

Работа со словарём омонимов.

Слово и словосочетание (1 ч).

Фразеологизмы (2 ч). Значение фразеологизмов и их использование в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: ракета.

Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языко­вым анализом текста.

Части речи (5 ч). Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках (3 ч). *Слова с непроверяемым написанием: трак­тор, чёрный. Формирование умений видеть красоту и образ­ность слов русского языка в пейзажных зарисов­ках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И. Т. Хрупкого «Цветы и плоды». Имя числительное (общее представление) (2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа.

Однокоренные слова (1ч). Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. *Слова с непроверяемым написанием: карто­фель. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) (7 ч). Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетания жи- ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы). *Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составлен­ному плану. Проект «Рассказ о слове».

Состав слова (16 ч).

Корень слова (3 ч).

Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов.

*Слова с непроверяемым написанием: столица.

Развитие интереса к истории языка, изменени­ям, происходящим в нём. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах (самолёт, вездеход).

Формы слова. Окончание (3 ч). *Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин.

Приставка (3 ч).

Суффикс (3 ч).

Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции картины А. А. Рылова «В голубом просторе».

Основа слова (1ч). Разбор слова по составу. Знакомство со слово­образовательным словарём.

Обобщение знаний о составе слова (3 ч). Изменяемые и неизменяемые слова, их употре­бление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыка моделирования слов. *Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокорен­ных слов. Подробное изложение повествова­тельного текста с языковым анализом Проект «Семья слов». Правописание частей слова (29 ч). Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова (1ч). Формирование умений ставить перед собой орфо­графическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные дей­ствия при решении орфографической задачи. *Слова с непроверяемым написанием: четверг. Правописание слов с безударными гласными в корне (4 ч).

Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважи­тельного отношения к истории языка. *Слова с непроверяемым написанием: север, бе­рег.

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне (5 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: пороша.

Правописание слов с непроизносимыми со­гласными в корне (5 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный.

Правописание слов с удвоенными согласны­ми (2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: коллек­ция, коллектив, аккуратный, грамм, кило­грамм.

Правописание суффиксов и приставок (4 ч).

Правописание приставок и предлогов (3 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: желать.

Правописание слов с разделительным твёр­дым знаком (ъ) (5 ч).

Итоговый диктант.

Развитие речи. Составление текста по репро­дукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформирован­ного текста по самостоятельно составленному плану.

Составление объявления.

Части речи (76 ч).

Части речи (повторение и углубление представ­лений) (1ч).

Части речи: имя существительное, имя прилага­тельное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представ­ление).

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (30 ч).

Повторение и углубление представлений (8 ч). Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена суще­ствительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по само­стоятельно составленному плану. Собственные и нарицательные имена существи­тельные. Правописание имён собственных. *Слова с непроверяемым написанием: самолёт, комната, однажды. Проект «Тайна имени». Развитие интереса к тайнам имён, тайне своего имени; развитие мотивов к проведению иссле­довательской работы.

Число имён существительных (2 ч). Изменение имён существительных по числам. Имена существительные, имеющие форму одно­го числа (салазки, мёд). Развитие речи. Работа с текстом. Письмо по памяти. Род имён существительных (7 ч). Имена существительные общего рода (первое представление). Формирование нравственных представлений о ка­чествах и свойствах личности (жадности, неряш­ливости, невежестве, ябедничестве, лжи и др.). *Слова с непроверяемым написанием: кровать. Формирование навыка культуры речи: норм со­гласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь). Развитие речи. Подробное изложение пове­ствовательного текста. Составление устного рас­сказа по серии картин. Проверочный диктант.

Падеж имён существительных (12 ч).

Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Неизменяемые имена существительные.

*Слова с непроверяемым написанием: рябина. Развитие речи. Составление рассказа по репро­дукции картины И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Формирование представлений о трудолюбии, мастерстве. *Слова с непроверяемым написанием: рябина, трамвай, пятница, около, солома, потом. Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение текста повествовательного типа.

Все падежи (обобщение знаний об имени существительном) (3 часа). Работа с таблицей «Признаки падежей». Начальная форма имени существительного. Морфологический разбор имени существитель­ного.

*Слова с непроверяемым написанием: вокруг. Развитие речи. Составление сочинения по ре­продукции картины К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Проект «"Зимняя" страничка». Проверочный диктант.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (19 ч).

Повторение и углубление представлений об имени прилагательном (3 ч).

Лексическое значение имён прилагательных. Обогащение словарного запаса именами при­лагательными. Связь имени прилагательного с именем суще­ствительным.

Роль имён прилагательных в тексте.

Сложные имена прилагательные, обозначаю­щие цвета и оттенки цвета. Синтаксическая функция имени прилагательно­го в предложении.

Текст-описание (2 ч). Художественное и научное описания. Использо­вание имён прилагательных в тексте-описании. Развитие речи. Составление текста-описания растения в научном стиле. Формирование чувства прекрасного в процессе работы с поэтическими текстами и репродукци­ями картин русских художников. Развитие речи. Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь». *Слова с непроверяемым написанием: привет­ливый, ромашка, растение, Красная площадь, Московский Кремль.

Формы имён прилагательных Род имён прилагательных (4 ч). Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени суще­ствительного. Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя). *Слова с непроверяемым написанием: сирень.

Число имён прилагательных (2 ч).

Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.

Развитие речи. Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям. *Слова с непроверяемым написанием: поэт, гвоздика, животное. Падеж имён прилагательных (общее представ­ление) (2 ч).

Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по паде­жам (первое представление). Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Обобщение знаний об имени прилагательном (6 ч). Морфологический разбор имени прилагатель­ного. Развитие речи. Составление сочинения-отзыва по репродукции картины А.А. Серова «Девочка с персиками». Проект «Имена прилагательные в загадках». Итоговый диктант.

МЕСТОИМЕНИЕ (5 ч).

Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица. Личные местоимения единственного и множе­ственного числа. Род местоимений 3-го лица единственного чис­ла. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам. Морфологический разбор местоимений. *Слова с непроверяемым написанием: одуван­чик, воскресенье. Формирование бережного отношения к при­роде.

Проверочная работа. Развитие речи. Составление письма.

ГЛАГОЛ (21 ч). Повторение и углубление представлений о глаголе (4 ч). Значение и употребление в речи. Число. Изме­нение глаголов по числам. *Слова с непроверяемым написанием: завтрак (завтракать). Развитие речи. Составление текста по сюжет­ным рисункам.

Формы глагола. Начальная (неопределённая) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? и что сде­лать? (2 ч).

*Слова с непроверяемым написанием: песок.

Число глаголов (2 ч).

Изменение глаголов по числам. Развитие речи. Составление предложений (с нарушенным порядком слов), их запись.

Времена глагола (5 ч). Изменение глаголов по временам. *Слова с непроверяемым написанием: кварти­ра, герой, солдат. Развитие речи. Выборочное подробное изложе­ние повествовательного текста по опорным сло­вам и самостоятельно составленному плану.

Род глаголов в прошедшем времени (2 ч).

Родовые окончания глаголов (-а, -о). Развитие речи. Составление предложений и текста. Правописание частицы НЕ с глаголами (2 ч). Обобщение знаний о глаголе (4 ч).

Морфологический разбор глагола.

Проверочная работа. Итоговый диктант.

Формирование чувства гордости и уважения к защитникам России, русским солдатам. Развитие речи. Проведение «конференции» на тему «Части речи в русском языке»

Повторение (14 ч).


Учебно-методический план

Тема раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практические работы

Самостоятельные и контрольные работы

1

Язык и речь

2




2

Текст, предложение, словосочетание

16




3

Слово в языке и речи

18




4

Состав слова

16




5

Правописание частей слова

29




6

Части речи

76




7

Повторение

13




Список литературы:

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык 3 класс / Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2011.

3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение. - М.: ВЛАДОС, 1999.


Календарно-тематический план

урока

Тема урока

Тип урока

Виды

контроля

Измерители

Домашнее

задание

Дата

проведения

Приме-

чания

Язык и речь (2 часа)

1-2

Наша речь и наш язык

Урок рефлексии, систематизации

Фронтальный опрос

С. 7 №4.

С. 9 №10.

Текст. Предложение. Словосочетание (16 часов)

3

Текст как единица языка и речи.

Урок рефлексии, систематизации

Итоговый

Фронтальный опрос Словарный диктант

Правило с. 12.

С.12 упр.12

4

Части текста. Типы текстов.

Текущий

Фронтальный опрос

Таблица с. 13. С. 14 №16.

5

Предложение.

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с. 16.

С.16 упр.19

6-7

Виды предложений по цели высказывания.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с. 17, №22.

Правило с.18.

С. 19 упр.25

8-9

Виды предложений по интонации.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.21. С. 22 №30.

Таблица с. 22.

С. 23 упр. 33

10

Предложения с обращением.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с. 25.

С.26 упр. 36

11-12

Главные и второстепенные члены предложения.

Урок рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Схема с. 27. С. 28 №40.

С.29 упр.43

13

Разбор предложения по членам

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

С. 30 №46.

14-15

Простое и сложное предложения.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с. 31.

С. 32 упр. 51

Правило с. 32. С. 34 №55.

16

Словосочетание.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с. 35. С. 37 №62.

17

Составление рассказа по картине В. Д. Поленова «Золотая осень».

Урок рефлексии

Итоговый

сочинение

Оформить сочинение (с. 37 №63).

18

Проверочная работа по теме «Текст, предложение, словосочетание».

Урок развивающего контроля

Итоговый

Проверочная работа

Слово в языке и речи (18 часов)

19

Лексическое значение слова.

Урок рефлексии

Фронтальный опрос

С. 42 №67.

20

Синонимы и антонимы.

Урок рефлексии

Итоговый

Тест

Правило с.42. С.44 №37.

21

Омонимы.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.45. С.46 №78.

22

Слово и словосочетание.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

С.48 №82.

23

Фразеологизмы.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.49. С. 50 №87.

24

Подробное изложение.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

РНО (с.52 №88).

25

Имя существительное.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос, словарный диктант

Схема с.53. С.56 №97.

26

Имя прилагательное.

Текущий

Фронтальный опрос

С.57 упр.99

27

Глагол, местоимение.

Текущий

Фронтальный опрос

С. 58 упр. 101

28-29

Имя числительное.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.60, №106.

С.59 упр.104

30

Однокоренные слова.

Урок рефлексии, систематизации

Текущий

Фронтальный опрос

С.62 №111.

31

Гласные звуки.

Урок рефлексии, систематизации

Текущий

Фронтальный опрос

Схема с.63. С.64 №116.

32

Согласные звуки.

Урок рефлексии, систематизации

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Схема с.65. С.66 №121.

33

Правописание слов с парными по глухости-звонкости звуками в корне.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.67.

Упр.123

34-35

Разделительный мягкий знак.

Урок рефлексии, систематизации

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.68. С.69 №127.

36

Проверочный диктант «Звуки и буквы».

Урок развивающего контроля

Итоговый

Проверочный диктант

Состав слова (16 часов)

37

Корень слова.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.74. С.75 №134.

38

Чередование согласных в корне.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

С.77 упр.137

39

Сложные слова.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

С.78 №141.

40-41

Формы слова. Окончание.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.80, №145.

Правило с.81. С83 №151.

42

Итоговый диктант по линии администрации

Урок развивающего контроля

Итоговый

Диктант

43-44

Приставка.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.84.

С.85 упр.154

Правило с.86. С.88 №162.

45-47

Суффикс.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.89.

С.90 упр.166

Правило с.90. С.92 №170.

С.94 №176.

48

Сочинение по картине А. А. Рылова «В голубом просторе».

Урок рефлексии

Текущий

сочинение

Оформить сочинение (с.94 №177).

49-51

Основа слова.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.95. С.97 №183.

С.98 №189.

С.99 упр.190

52

Контрольная работа по линии администрации

Урок развивающего контроля

Итоговый

Проверочная работа

Правописание частей слова (29 часов)

53

Общее представление о правописании частей слова.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Таблица с.103.

С.102 упр.193

54-57

Правописание слов с безударными гласными в корне.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.104.№195(1),

С 104 № 195(2)

С.107 №200.

С.108 №204.

58-61

Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.112.

С 113 № 212

С.114 №215.

С.114 №217

С.116 №221.

62-65

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.117,118. С.118 №226.

С. 120 № 229

С.120 №230.

С.121 № 232

66-67

Правописание слов с удвоенными согласными.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.121. С.122 №236.

С. 123 № 237

68-71

Правописание суффиксов и приставок.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.125.

С. 126 № 243

Правило с.127, №246.

С. 129 №251.

С.131 №256.

72-74

Правописание приставок и предлогов.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.132, №260.

Правило с.133.

Упр.262

С. 134 упр.263

75-77

Правописание слов с разделительным ъ.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.134. С.135 №267.

С.136 упр. 268

Правило с.136. С.137 №270.

78

Административная контрольная работа за I полугодие

Урок развивающего контроля

Итоговый

диктант

79-80

Правописание слов с разделительным ъ.

Урок рефлексии

Фронтальный опрос

С. 138 упр.274

С.139 №276.

81

Составление текста по картине В. М. Васнецова «Снегурочка».

Урок рефлексии

Итоговый

сочинение

Оформить сочинение.

Части речи (76 часов)

82-83

Части речи.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.3. С.5 №4.

Правило с.5. упр.7

84-85

Значение и употребление имен существительных.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.8. с.10 №11.

Правило с.11. упр. 13

86

Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

С.13 №19.

87

Подробное изложение по плану.

Урок рефлексии

Итоговый

Изложение

РНО ( с.14 №21).

88

Собственные и нарицательные имена существительные.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.15. С.17 №26.

89-90

Число имен существительных.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

С.21 №32.

С.24 №38.

91-93

Род имен существительных.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.25. С.27 №43.

Правило с.28. упр.47

С.30 №50.

94-96

Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.31. С.32 №55.

С.34 №59.

С. 35 №63

97

Проверочный диктант «Число и род имен существительных».

Урок развивающего контроля

Итоговый

Проверочный диктант

98-100

Склонение имен существительных.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Таблица с.37. С.38 №67.

Правило с.40. №70

С.41 № 71

101

Именительный падеж.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.42. № 75

102-103

Родительный падеж.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.44.

№79

Правило с.45. №81

104

Дательный падеж.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.47, №85.

105-106

Винительный падеж.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.48-49. С.49 №89.

Правило с.50. С.52 №93.

107

Творительный падеж.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.53. № 95

108

Предложный падеж.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.54. С.55 №100.

109

Составление рассказа по картине И. Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка».

Урок рефлексии

Итоговый

сочинение

Оформить сочинение.

110-111

Все падежи.

Урок систематизации

Текущий

Фронтальный опрос

Таблица с.57.

№ 104

С.59 №107.

112

Сочинение по картине К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

Урок рефлексии

Итоговый

сочинение

Оформить сочинение.

113

Проверочный диктант «Имя существительное».

Урок развивающего контроля

Итоговый

Проверочный диктант

114-116

Имя прилагательное.

Урок рефлексии, систематизации

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.64. С.65 №112.

С. 66 № 115

Правило с.69, №120.

117

Сопоставление искусствоведческого текста и картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь».

Урок рефлексии

Итоговый

сочинение

С.70 №123.

118-120

Род имен прилагательных.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.72. С.74 №127.

С.76 №131.

С. 77 №133

121-122

Число имен прилагательных.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.78. С.80 №138.

С.81 №142.

123-124

Изменение имен прилагательных по падежам.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.83. С.84 №146.

Правило с.85.

С. 85 № 149

125-126

Морфологический разбор имени прилагательного.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

С.87 №153.

С. 88 № 155

127

Составление сочинения-отзыва по картине А. А. Серова «Девочка с персиками».

Урок открытия нового знания

Итоговый

Сочинение-отзыв

Оформить сочинение.

128

Обобщение знаний об имени прилагательном.

Урок систематизации

Итоговый

Тест

Повторить словарные слова.

129

Итоговый диктант «Имя прилагательное».

Урок развивающего контроля

Итоговый

Итоговый диктант

130-131

Личные местоимения.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.92.

№124,125.

С.94 №160.

132

Род местоимений третьего лица.

Урок открытия нового знания

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.95. №162

133-134

Морфологический разбор местоимений.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

С.96 №165.

С.97 № 168

135

Проверочная работа «Местоимение».

Урок развивающего контроля

Итоговый

Проверочная работа

136-138

Глагол.

Урок рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.101. с.102 №172.

С.103 №176.

С.104 №178

139

Сочинение по серии сюжетных картинок.

Урок систематизации

Итоговый

Сочинение

Оформить сочинение (с.105 №180).

140-141

Неопределенная форма глагола.

Контр.р. по линии адм.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.106. С.107 №184.

С.108 №188.

142-143

Число глаголов.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.109. С.110 №192.

С.111 №194

144-148

Времена глагола.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.112. С.113 №198.

С. 114 №201

Правило с.115.

С.117 №207

С.118 №209.

С.119 №212.

149-150

Род глаголов в прошедшем времени.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

Правило с.122, №218.

С.124 №222.

151-153

Правописание частицы не с глаголами.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

Правило с.124.

№224

С.126 №229.

С.127 №231.

154-155

Морфологический разбор глагола.

Урок открытия нового знания, рефлексии

Текущий

Фронтальный опрос

С.126 № 229.

С.129 №236.

156

Обобщение знаний о глаголе.

Урок систематизации

Итоговый

Тест

Повторить словарные слова.

157

Проверочная работа «Глагол».

Урок развивающего контроля

Итоговый

Проверочная работа

Повторение (13 часов)

158-170

Повторение.

Урок рефлексии, систематизации

Итоговый

Фронтальный опрос, словарный диктант

С.132 № 240.

С.133 №244

С.134 №247.

С. 135 № 250

С.136 №251.

С. 137 № 253

С.137 №255.

С. 139 № 258

С.140 №262.

С.140 №264.

С.142 №267.

С.143 №268.





Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Требования к оснащению учебного процесса на уроках русского языка учитывают реальные условия работы школы и современные представления о культуре и безопасности труда обучающихся. Для работы учащимся необходимы: Печатные пособия Таблицы гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Таблицы в соответствии с основными разделами программы 2 класса. Наборы сюжетных картинок (предметных, цифровых) в соответствии с тематикой. Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов, морфемный словарь, словообразовательный словарь. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: - Классная доска с креплениями для таблиц. - Магнитная доска. - Персональный компьютер с принтером. - Ксерокс. - Аудиомагнитофон. - CD/DVD-проигрыватель. - Телевизор с диагональю не менее 72 см. - Проектор для демонстрации слайдов. - Мультимедийный проектор. - Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см. Экранно-звуковые пособия Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку. Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы по русскому языку. Мультимедийные (цировые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку. Учебно-практическое оборудование Простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик. Материалы: бумага (писчая). Модели Модели звукового состава слова. Лента букв. Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр. Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала.

Список литературы

Литература для обучающихся: 1. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1

2.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 2 Дополнительная литература:

  1. Пасынок Ю. Ю. Начальная школа: Работа со словарными словами: 1 - 4 классы. М.: Первое сентября, 2005
  2. Пиши без ошибок: Орфографический словарик школьника / Сост. М. В. Славная. - СПб: Литера, 2004
  3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Задания по русскому языку для повторения и закрепления учебного материала: 3 класс. - М.: Астрель, 2005
  4. Ушакова О. Д. Толковый словарик школьника. - СПб: Литера, 2005
  5. Ушакова О. Д. Этимологический словарик школьника. - СПб: Литера, 2005

Пособия для учителя:

  1. Круковер В. И. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. - М.: ВАКО, 2013
  2. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.: Ч. 1. Ч.2.
  3. Канакина В.П., Горецкий В.Г.рабочая тетрадь:: 3класс: В 2 ч.: Ч. 1-2.
  4. Русский язык. Контрольно - измерительные материалы. «ВАКО», 2013
  5. Рабочие программа и технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. «Учитель», 2013




© 2010-2022