Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая душа природы»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дополнительная образовательная программа «Живая душа природы»


Название работы: Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живая душа природы» Автор: Козлова Галина Владимировна учитель начальной школы МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля» Описание работы: Программа рассчитана на четыре года обучения (возраст 7-10 лет). Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, а также для самовыражения ребенка как личности, для развития его интеллектуальных способностей логического мышления.


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 ГОРОДА СУЗДАЛЯ»






Рассмотрено на заседании Утверждено
школьного МО приказом по школе №____ от «____» ____________2012 г. от «____» ____________2012 г. Рассмотрено на заседании

Директор: ______________ методического совета

Москалева М. Ю. Протокол №_____
от «___» _____________2012 г.









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Живая душа природы»












Составитель: учитель первой

квалификационной категории

Козлова Галина Владимировна


























2012 год



Пояснительная записка


Создание программы «Живая душа природы» обусловлено социальным заказом детей и их родителей, воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов, так как в городских условиях очень важно формировать у детей бережное отношение к природе и умение разумно использовать ее богатства и ресурсы. Программа рассчитана на четыре года обучения детей в возрасте 7-10 лет. Содержание программы предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, а также для самовыражения ребенка как личности, для развития его интеллектуальных способностей логического мышления. На доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие между обществом и природой, пути их разрешения. Целью данной программы является воспитание экологически грамотной творческой социально-активной личности, ответственно относящейся к богатствам природы и общества.

В основу построения программы положены следующие принципы: ® Принцип систематичности и последовательности. Все темы взаимосвязаны и в процессе последовательного изучения знания и умения обогащаются новым содержанием. ® Принцип наглядности- зрительное восприятие наиболее эффектно для детей данной возрастной категории. ® Принцип связи теории с практикой- обучение и воспитание большей части программы реализуется через экскурсии, наблюдения, практические работы. ® Принцип прочности усвоения знаний обуславливается использованием различных видов, форм и методов активного обучения. ® Принцип доступности - от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого - к сложному.

Задачи программы: В области воспитания:  Формирование у детей элементов экологическойкультуры.  Воспитание умения сопереживать, практической готовности созидать вокруг себя.  Развитие способностей самостоятельно определять свои взгляды, позицию. В области обучения:  Формирование знаний о биологических закономерностях.  Овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами её изучения.  Приобщение детей к навыкам проведения научного эксперимента. -1- В области развития:  Установление гармоничных отношений с природой, обществом, со всеми живыми организмами, понимание жизни как высшей ценности.  Выявление одаренных детей с последующим их привлечением к выполнению индивидуальных работ. Ценностные преобразования:  Формировать у детей стремление бережноотноситься к природной среде. Ребенок, осваивая программу «Живая душа природы» погрузится в атмосферу удивления, радости, комфорта. Создание стационарной эколого- развивающей среды на СЮН-это непрерывный педагогический процесс(кабинет, уголок природы в школе, экологическая тропа и учебно-опытный участок в школе). Участие детей в постоянной деятельности приучает их думать и систематически, реально заботиться обо всем живом. Авторская концепция программы заключается в совместной деятельности педагога и детей, только благодаря сотрудничеств , развиваются взаимопонимание , сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры. -Расскажи мне -и я забуду! -Покажи мне - и я запомню! -Дай мне сделать самому - и я пойму!

Результаты изучения курса.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

  1. Формирование целостного, социальноориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
  2. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
  5. Развития навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
  5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
  6. Использование различных способов поиска ( в справочных источниках и Интернете), сбора, обработки информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  7. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.


-2-

ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН ПЕРВОГО И ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Введение в программу (4 ч) Что такое природа? Природа вокруг нас. Природа - наш общий дом. Красота природы. Растения и животные вокруг нас. Бережное отношение к растениям, животным, природе. Экскурсии:«Знакомство с обитателями живого уголка СЮН» и «Учебно - опытный участок» Сезонные изменения в природе (14 ч) Причины смены времен годана Земле. Везде ли на Земле есть четко выраженная зима, лето, весна, осень - от чего это зависит. Сезонные явления в мире растений. Сезонные явления в мире животных. Экскурсии, наблюдения, практические работы: «Подготовка растений к зиме». «Подготовка животных к зиме».Ведение фенологических наблюдений, оформление записей в дневники наблюдений и календарь природы.

«Осень - славная пора!» (32 ч) Четыре периода осени: ранняя, золотая, глубокая осень и предзимье. Изменения, происходящие с растениями ближайшего окружения: деревья и кустарники - окраска листьев, причина листопада, дикорастущие и культурные растения на учебно - опытном участке - созревание плодов, семян, распространение семян. Изменения, происходящие в жизни животных ( их поведение, подготовка к зиме) и птиц осенью( линька, кочевка, отлет). Экскурсии, наблюдения, творческие работы. Экскурсия в парк «Разведка осенних примет». Наблюдения за изменениями в живой и неживой природе, ведение дневника наблюдений. Зарисовка и раскрашивание листьев деревьев и кустарников. Сбор и засушивание растений, оформление гербария. «Остановись, мгновение!» - основы флористики.

«Эти удивительные животные» (32 ч) Животные нашего окружения. Домашние любимцы - кошки и собаки. Их происхождение, особенности характера, повадки, породы, особенности содержания, уход. Животные степи. Птицы - колпица, серая куропатка, стрепет, дрофа, орел - беркут, авдотка и другие.Звери - еж ушастый, хомяк обыкновенный, заяц - русак, слепыш обыкновенный, волк, куница, ласка и другие. Знакомые незнакомцы- животные живого уголка. Грызуны: хомячки, морские свинки, декоративные крысы. Обитатели аквариума. Птицы: попугайчики, канарейки, ткачики и другие Особенности ухода. -3- Экскурсии, наблюдения, творческие работы. Наблюдение и уход за обитателями живого уголка. Кормление и содержание. Наблюдение за домашними питомцами - уход за ними.Составление «Именной книги» - клички животных, которыми люди называют своих любимцев. «Домашний зоопарк» - лепка фигурок животных из пластилина с использованием природного материала.

« Все кругом белым - бело» (26 ч) «Три белых коня» - особенности зимних месяцев ( изменения, происходящие в неживой природе в зимний период). Изменения в мире растений. Зимние портреты деревьев (сравнительная характеристика лиственных и хвойных деревьев в безлиственном состоянии по форме кроны, цвету коры и т. д.) Значение снега в жизни растений. Животные зимой. «Следы на снегу» - распознавание следов животных. «Город под снегом» - полевки, мыши и др. Их жизнь в зимний период . Домашние животные зимой: предсказатели погоды (народные приметы и наблюдения юннатов). Зимующие птицы: снегири, синицы, дятлы, клесты, сороки, вороны, воробьи и т. д. Особенности их поведения , добывания корма. Подкормка и охрана птиц зимой. Экскурсии, наблюдения. Экскурсии в зимний парк «Приметы зимы», ведение дневника наблюдений. Наблюдение за зимующими птицами, изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц. Практические работы. Составление коллекции кормов для зимующих птиц. Распознавание следов на снегу. «Зимние портреты деревьев» - зарисовка силуэтов, составление коллекции веточек деревьев и кустарников в безлиственном состоянии. Выпуск экологического бюллетеня «Обещания деревьям». Наблюдения за домашними животными (предсказания погоды по их повадкам и поведению)

«Удивительные превращения» (32 ч) Три весны - весна света, весна речная, весна зелени. Изменения, происходящие в неживой природе: зебровый ландшафт. Освобождение из «плена». Изменения, происходящие в жизни растений: сокодвижение, набухание почек, появление первых листочков, «странное цветение» (сережки на деревьях). Раннецветущие растения: мать-и-мачеха, гусиный лук и др. Цветение без цветов (ель, сосна). Изменения в жизни животных: разбуженные теплом насекомые. Прилет птиц: скворцы прилетели, «поющие в голубом небе», «росчерк» зяблика, «соловей - птица - невидимка» и т. д. Изменения в жизни диких животных - появление потомства. Экскурсии, наблюдения, практические работы: Экскурсии «Приметы весны». Наблюдения за растениями: набухание почек на деревьях и кустарниках, появление первых листочков. -4- Ведение дневника наблюдений. Прилет птиц - составление графика прилета . Практические работы на учебно-опытном участке:подготовка почвы к посеву, закладка опытов, уход.

Итоговое занятие(4 ч) Выставка: «Чем я могу помочь природе?» (Таблицы по уходу за комнатными растениями, дневник эколога, поделки из природного материала, гербарии, аппликации «Лес - сообщество растений и животных»).

Ожидаемый результат: ® Знать: компоненты живой природы, растения и животных ближайшего окружения, сезонные изменения в жизни растений и животных. ® Уметь: различать наиболее распространенные растения нашей местности, различать животных, птиц, наблюдать за изменениями в природе, вести дневники наблюдений за природой, выполнять практические работы по всем разделам программы.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО И ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Все в природе взаимосвязано. Человек - часть природы. Место человека в природе. (18 ч) Взаимодействие организмов между собой и с неживой природой; влияние человека на живую и неживую природу. Что такое экология. Проблемы нашего дома: планеты, страны, места, где мы живем. Охрана природы как прикладная часть экологии, ее значение для планеты, страны, места , где мы живем. Экскурсия: «Наблюдение за объектами живой и неживой природы». Конкурс рисунков: «Экология и я». Практическая работа: изготовление природоохранных знаков.

Прогулки по родному краю (66 ч) Моя малая Родина - город Суздаль. Географическое положение, история возникновения города, климатические условия, температурный режим, и т. д. Экологические проблемы: загрязнение атмосферы, водных объектов и т. д. Экскурсии по станциям экологической тропы: «Каменные кружева» и «Наша звонкая речка - Каменка» -5- Что растет в воде? Кто живет в воде? Экологические проблемы: заболачивание. Экскурсия по станциям экологической тропы: «Удивительный луг». Практическая работа:Составление экологического паспорта. Почвы Суздальского района. Растительный мир Суздальского района. Экскурсия: «Растения парка весной». Животный мир Суздальской земли. Экскурсии: «Птичий двор», «Поход по Суздальской земле» и «Парк Суздальского Кремля». Практическая работа: изготовление поделок из природного материала. В гости к лесу. Что такое лес? Разновидности лесов: березовые, дубовые рощи, сосновый бор, ельник. Лес - природное сообщество растений и животных. Этажи леса. Как мы спасаем лес. Лесные хозяева. Книга дерева. Практические работы:школа выживания в лесу(фенологические наблюдения), аппликация «Лес - сообщество животных и растений». Вечер легенд «О чем говорят цветы и деревья».

Загадки растений: близкое и далекое (45 ч) Экзотические растения: арахис, какао, апельсин, лимон и др. Зиме бросающие вызов: подснежник - символ смелого, юного, расцветающего, «прострел» - трава снов. Весенне-осенние цветы радости: шафрановые разновидности, непростая прелесть фиалки, анютиных глазок, Гиацинт - цветок дождей и случайностей, ландыш - хрупкие бубенчики весны, такая милая ромашка. Творения природы совершеннее искусства. Практическая работа:описание растений «Кто есть кто?» - составление таблиц, раскладушек и панно. Уход за экзотическими и цветковыми растениями. Экскурсиипо станциям экологической тропы.

Растения в нашем доме (60 ч) Путешествие с комнатными растениями по странам и континентам. Викторина: «Узнай, откуда я пришел?» Потребности комнатных растений во влаге, свете, тепле. Тестовые задания на определение влаголюбивых и засухоустойчивых растений , светолюбивых, тенелюбивых и теневыносливых растений. Особенности ухода. Правильное размещение растений в помещении. Экологические группы растений. Декоративные и красивоцветущие. Аранжировки с комнатными растениями. Теоретические основы размножения комнатных растений.

-6- Занимательные опыты и исследовательские проекты: «Как влияет освещенность на окрас листьев колеуса», «Влияние воды и тепла на рост и развитие лука». Практические работы: Разорванные цепочки. «Последовательность действий при определении необходимости в пересадке растения». Конкурс: «Взяла однажды в руки карандаш, но не простой, а карандаш природы …» (рисунки, поделки из природного материала, сочинения) Экологическая задача: тема «Аранжировка с использованием комнатных растений». Тематический вечер: «С любовью к природе». Игра: «Опиши, я отгадаю».

Живая душа природы(24 ч) Занятие - путешествие: «От семени - к растению», «Внимание, «многоэтажный» лес» (лесные истории, птичьи и звериные заботы, приключения непоседливого елового семечка). Практическое занятие: кто на каком этаже живет? Конкурс рисунков: чья квартира лучше? Рукопись природы: определи, чьи это следы? Проверь, хороший ли ты следопыт; следы - письма, сравнение и зарисовка. Составление правил поведения в природе. Какие места вы больше всего любите посещать? Зарисовки животных и растений своего города. Какие животные и растения нуждались в твоей помощи? Экскурсии в природу: С каких деревьев упали эти листья? Самое «грустное» и самое «веселое» дерево нашего города. Давайте помечтаем! Каким станет наш город, окружающий мир через100 лет? Конкурс на лучший рисунок, рассказ, проект.



Ожидаемый результат: ® Знать: что все в природе взаимосвязано, человек - часть природы, растения и животные родного края, особенности климата, экзотические растения. ®Уметь: определять основной видовой состав животных и растений своего края, основные приемы ухода за комнатными растениями, составлять аранжировки из комнатных растений.









-7- Список литературы для детей: 1.Алексеев В. А.Экология «300 вопросов и ответов», 1988 год. 2. Бианки В. «Лесная газета» М., Изд. «Правда» 1986 г. 3. «Мир дикой природы», М., «Росмэн», 1998 г. 4. «Большая книга животных» М., Изд. «Белый город» 5. « Тайная жизнь животных». Энциклопедия, М., 1996 г. 6. «Энциклопедия живой природы» М., «Махаон» 2006 г. 7. «Я познаю мир». Детская энциклопедия, 1998 г. 8. «Суздаль» Т. И. Лапшина, В. Д. Берман, Москва «Планета» 1989 год

Список литературы для учителя: 1.Сытникова Н. С. «Программа по экологии для внеклассной и внешкольной работы «Живая душа природы». Сборник областного экологического центра учащихся, Ростов-на- Дону, 2002 год. 2. Пришвин М. «Русские сказки о природе» М., 2006 г. 3. Плешаков А. А. Атлас - определитель « От земли до неба» М., Изд. «Просвещение» 2008 г. 4. Плешаков А. А. «Великан на поляне» или первые уроки экологической этики. М., Изд. «Просвещение»2007 г. 5. Дмитриев Ю. «О природе для больших и маленьких» М., «Педагогика» 1982 г. 6. «Здравствуй, лес» Изд. «Гринпис России», 2003 г. 7. «Загадки дикой природы» М., «Росмэн», 2005 г. 8. Лучич М. В. «Детям о природе» М., «Просвещение», 1989 г. 9. Ямщиков С. «Сокровища Суздаля». Издательство «Изобразительное искусство» Москва. 10. «Суздаль» А. Варганов Издательство «Советская Россия». Москва, 1972 год.











-8- КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ( 1 - 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ТЕМА. ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ.



Введение (4 ч)

  1. Экскурсия в природу «Природа вокруг нас»
  2. Беседа «Природа - наш общий дом» и «Что такое природа?»
  3. Практическое занятие. Бережное отношение к растениям и животным. Ухаживание, кормление.
  4. Экскурсия в природу. Красота природы. Растения и животные вокруг нас.






Сезонные изменения в природе (14 ч)

  1. Причины смены времен года на Земле. Сезонные изменения в природе.
  2. Везде ли на Земле есть четко выраженная зима, весна, лето и осень. От чего это зависит?
  3. Ведение фенологических наблюдений и беседы по ним.
  4. Экскурсия на станцию юннатов.Знакомство с обитателями живого уголка.
  5. Оформление выставки рисунков по итогам экскурсии.
  6. Экскурсия в природу «Подготовка растений к зиме»
  7. Оформление стенда «Календарь природы» и выставки поделок из природного материала.
  8. Практическое занятие. Причины смены времен года на земле. Теллурий.
  9. Бережное отношение к природе. Подборка материалов о березе.
  10. Оформление альбома «Русская береза в разное время года»
  11. Сезонные изменения в мире растений.
  12. Сезонные изменения в жизни животных.
  13. Экскурсия в природу «Подготовка растений к зиме».
  14. Экскурсия в природу «Подготовка животных к зиме»




-9-


Все кругом белым - бело! (26 ч)



  1. «Три белых коня» - особенности зимних месяцев.
  2. Изменения в жизни растений.
  3. Зимние портреты деревьев в безлиственном состоянии по форме кроны, …
  4. Экскурсия в зимний парк.
  5. Значение снега в жизни растений.
  6. Составление коллекции кормов для зимующих птиц.
  7. Составление коллекции кормов для зимующих птиц.
  8. «Следы на снегу». Распознавание следов животных на снегу.
  9. «Следы на снегу» - зарисовка следов животных.
  10. Зимние портреты деревьев. Зарисовка силуэтов.
  11. Составление коллекции веточек деревьев и кустарников в безлиственном состоянии.
  12. Выпуск экологической газеты «Обещания деревьям».
  13. Выпуск экологической газеты «Обещания деревьям».
  14. Наблюдения за домашними животными (предсказания погоды по их поведению).
  15. Изготовление кормушек.
  16. Развешивание кормушек и подкормка птиц.
  17. «Город под снегом» - мыши-полевки, их жизнь в зимний период.
  18. Домашние животные зимой. Ухаживание, кормление.
  19. Зимующие птицы: снегири, синицы, дятлы, клесты, сороки, вороны, …
  20. Особенности поведения, добывание корма зимующими птицами.
  21. Экскурсия в природу. Наблюдение за зимующими птицами.
  22. Новогодний праздник.
  23. Поездка в кукольный театр.
  24. Изготовление зимней газеты.
  25. Конкурс стихов о зиме.
  26. Итоговое занятие. «Что? Где? Почему?»








Эти удивительные животные (24 ч)



  1. Животные нашего окружения: домашние любимцы (повадки, особенности характера, повадки, …)
  2. Птицы степи: серая цапля, дрофа,…
  3. Птицы лесов: дятел, филин, кукушка, …
  4. Животные лесов: медведь, лиса, волк, …
  5. Знакомые незнакомцы - животные живого уголка (грызуны).
  6. Экскурсия на станцию юннатов: кормление грызунов.
  7. Обитатели аквариума: гуппи, вуалехвостки, …
  8. Экскурсия на птичий двор.
  9. Ухаживание за рыбками: кормление.
  10. Домашние птицы: канарейки, попугайчики, ткачики. Особенности ухода.
  11. Составление «Именной книги» - клички животных, которыми люди называют своих любимцев.
  12. «Домашний зоопарк». Лепка фигурок животных.
  13. Аппликация из бумаги и картона. «Домашний любимец».
  14. Работа с бумагой и картоном. Аппликация «Аквариум».
  15. Составление кроссвордов и их отгадывание.
  16. Изготовление книжки - малышки: «Мое любимое животное».
  17. Экскурсия в музей Спасо - Евфимьевского монастыря в экспозицию «Родная природа».
  18. Просмотр сказки «Маша и Медведь».
  19. Оформление стенда «Наши животные».
  20. Беседа «Животные в жизни людей».
  21. Составление загадок о животных и их оформление.
  22. Конкурс загадок о животных.
  23. Прослушивание и разучивание песен о животных. «Не дразните собак», «Почему медведь зимой спит?».
  24. Итоговое занятие «Поле чудес».








Осень - славная пора (32 ч)



  1. Четыре периода осени: ранняя осень.
  2. Второй период осени: золотая осень.
  3. Третий период осени: глубокая осень.
  4. Предзимье.
  5. Экскурсия в природу «Разведка осенних примет».
  6. Изменения, происходящие с растениями ближайшего парка: окраска листьев.
  7. Зарисовка и раскрашивание осенних листьев.
  8. Изменения, происходящие с растениями: причины листопада.
  9. Изменения, происходящие с растениями. Что такое ветвепад?
  10. Экскурсия на учебно - опытный участок.
  11. Уборка урожая и подготовка почвы к зиме на учебно - опытном участке.
  12. Беседа: созревание семян и их распространение.
  13. Зарисовка плодов и овощей.
  14. Зарисовка разновидностей семян.
  15. Зарисовка распространения семян.
  16. Изготовление коллекции осенних листьев.
  17. Изготовление коллекции осенних листьев.
  18. Работа с природным материалом. «Осенняя полянка» Коллективная работа.
  19. Изменения, происходящие в жизни животных: поведение.
  20. Изменения, происходящие в жизни животных: подготовка к зиме.
  21. Птицы осенью: линька, ночевка.
  22. Птицы осенью: отлет.
  23. Зарисовка животных в осеннюю пору.
  24. Зарисовка отлета птиц.
  25. КВН
  26. Итоговое занятие.


Удивительные превращения (32 ч)



  1. Изменения, происходящие в неживой природе.
  2. Освобождение из «плена» реки и земли.
  3. Экскурсия в природу «Приметы весны»
  4. Изменения, происходящие в жизни растений: сокодвижение, набухание почек.
  5. Изменения, происходящие в жизни растений: появление первых листочков, «странное цветение».
  6. Раннецветущие растения: мать-и-мачеха, гусиный лук.
  7. Цветение без цветов: ель, сосна.
  8. Экскурсия в природу: наблюдение за набуханием почек на деревьях и кустарниках.
  9. Изменения, происходящие в жизни животных: разбуженные теплом (насекомые).
  10. Экскурсия в парк: наблюдение за насекомыми.
  11. Прилет птиц. Скворцы прилетели.
  12. «Поющие в голубом небе», «Росчерк» зяблика», «Соловей - птица-невидимка».
  13. Изготовление скворечника.
  14. Изготовление скворечника.
  15. Экскурсия в парк. Закрепление скворечника.
  16. Экскурсия в парк. Слушание голосов птиц.
  17. Изменения в жизни диких животных.
  18. Поездка в лесхоз.
  19. Экскурсия на речку «Каменка». Наблюдение за ледоходом.
  20. Прилет птиц. Составление графика прилета птиц.
  21. Подготовка почвы к весенней посадке на пришкольном участке.
  22. Подготовка почвы к весенней посадке на пришкольном участке.
  23. Конкурс стихов «Весна идет».
  24. Пересадка комнатных растений. Ухаживание.
  25. Пересадка комнатных растений. Ухаживание.
  26. Посадка лука на перо.
  27. Наблюдение за распусканием веточки сирени.
  28. Поездка в рыбхоз.
  29. Просмотр сказки «Снегурочка».
  30. Зарисовка весенних деревьев.
  31. Посадка семян цветов для выращивания рассады.
  32. Итоговое занятие. «Почемучкины вопросы».












© 2010-2022