Разработка урока обучения грамоте 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Учебно-методический комплект «Начальная школа 21 века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова). Тема урока: , Буква « Ш», «ш», звук(ш) Содержание, методические приёмы: звуковой анализ слов «груша», «катушка»; выяснение особенностей звука (ш) (всегда твёрдый согласный); чтение слогов и слов;
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. Цели урока: Обучающая - познакомить детей с буквой «Ш», «ш» и звуком (ш); учить находить место звука в словах; Развивающая - развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность; пополнить активный словарь детей. Воспитательная - воспитывать умение работать в коллективе, стремление к преодолению трудностей, потребность участия в действиях на уроке. Задачи урока: Учебная - учить распознавать и воспроизводить новый звук (ш) и обозначать его буквой «Ш», «ш»; читать слово по схеме; интонационно выделять звук, изолированно называть интонационно выделенный звук; фиксировать названный и выделенный звук фишкой; учить разделять слова на слоги, определять ударный слог. Развивающая - развивать фонетический слух у учащихся: упражняться в звуковом анализе слов, в выделении изучаемых звуков в словах; формировать навык чтения слов с буквой «Ш», «ш». Познавательная - знакомство со зрительным образом буквы «Ш», «ш». Воспитательная - развитие познавательного интереса, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, объяснительно-иллюстративный. Формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, фронтальная. Средства обучения: учебник, звуковые схемы, фишки, презентация, ПК, мультипроектор.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
Настрой на работу: Мы - дружные, Мы - внимательные, Мы - старательные, Мы отлично учимся, У нас все получится.

Учитель. Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука. Затем - с согласного твердого. А теперь - с согласного мягкого.

Молодцы! Никто не остался без места. Итак, наш урок начинается. Мобилизующий этап, переходящий в формулирование темы и целей урока. У. Сегодня на уроке чтения мы изучаем новый материал. Хочу, чтобы тему урока вы сформулировали самостоятельно. Для этого выполним следующие упражнения. (На слайде№1 картинки с изображением шара, машины, карандаша, мишки, шапки, кошки, мышки.) У. Назовите предметы, изображённые на картинках в указанном порядке и постарайтесь их запомнить. - А сейчас закройте глаза («переставляю» картинки) (Слайд№2) - Откройте глаза. Расскажите, как располагались картинки первоначально, как они располагаются сейчас, что изменилось. У. Теперь найдите в словах, обозначающих названия данных предметов, одинаковый звук и сформулируйте тему нашего урока. (Звук [ш])

У. - Отгадайте загадку. (Слайд 3) Мышка дом себе нашла, Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов. (Теремок.) - Сегодня у нас урок изучения новой буквы, но чтобы познакомиться с очередной буквой, мы отправимся в гости к сказке. II. Работа по теме урока (Слайд 4)

1. Знакомство с буквой У- На доске перечислены герои сказки, прочитайте. (На доске нарисован теремок и записаны слова.)

Мышка-норушка, комар-пискун, заяц-попрыгаец, зайчишка- трусишка, волк - зубами щелк, волчишка - серый хвостишко, лягушка-попрыгушка, ежик-ершик, лисичка-сестричка, лисушка-подружка, мишка-топтыжка. У- В свою сказку возьмем не всех. А вот кого… Слушайте внимательно: мыш-ш-шка-норуш-ш-шка, зайчиш-ш-шка-трусиш-ш-шка, волчиш-ш-шка - серый хвостиш-ш-шко, лягуш-ш-шка-попры-гуш-ш-ка, лисуш-ш-шка-подружка, ежик-ерш-ш-шик, миш-ш-шка-топтыжка. - Догадались? (Тех животных, в названии которых есть звук [ш].) - Итак, ребята, мы сегодня изучаем звук [ш], который обозначается буквами Ш, ш. (Слайд 5) Рассмотрите букву Ш. На что она похожа? (Ответы детей.) Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл. (Г. Виеру) - А поэт Светик из произведения Н. Н. Носова «Незнайка в солнечном городе» написал вот эти стихи: Когда у расчески три зуба осталось, Тогда буква Ш над ней посмеялась. - Поэт А. Шибаев увидел букву Ш вот так: Посмотри на букву Ш - Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё. Сказка начинается… (Слайд 6)

Бежала мимо… (мышка-норушка), остановилась и спрашивает: - Кто в тереме живет? А теремок отвечает: - Я ничей. Назовёшь слова, начинающиеся со звука (Ш) - пущу тебя жить (Слайд 7). - Давайте поможем мышке. (шарф, шмель, шишка, шары) - В каких других словах мы можем услышать звук (Ш)? - Поселилась мышка в теремке, хозяйничает. Бежит мимо ежик-ершик. - Кто в тереме живет? Пусти меня к себе жить. А мышка-норушка отвечает: - Выполнишь мое задание, пущу. (Слайд 8) 2. Звукобуквенный анализ слова «груша». Учебник стр. 125. (Слайд 9) - Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку. (работа с фишками). У. Сравните звук (ш) в этих словах, определите, какой звук слышится: твёрдый или мягкий. Выслушиваются ответы детей. У. Звук (ш) всегда твёрдый согласный. Разделите слова на слоги, определите ударный слог (упражнение «Молоточки»)
Д. ГРУША КАТУШКА
У. А теперь поиграем в игру «Живые звуки» со словом ГРУША.
Учитель приглашает к доске детей и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку. Итак, у доски ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках. Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдет ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй мягкий согласный звук, первый мягкий согласный звук, твердый согласный звук». Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой учитель возвращается к доске и продолжает: «Подойдет ко мне второй звук в слове, первый звук, пятый, четвертый, третий». Вновь прочитывается слово, и учитель предлагает: «Второй согласный звук слова, поставь на место свою фишку и садись; первый согласный звук, поставь свою фишку на место и садись; первый гласный звук... второй гласный звук... третий согласный звук...»
- Впустила мышка-норушка ежика-ершика. Живут-поживают. Скачет к теремку... (Слайд 10) Лягушка-попрыгушка - Глазки на макушке. Прячьтесь от лягушки, Комары да мушки. - Кто в теремке живет? Пустите меня к себе жить. А ежик-ершик говорит: - Выполнишь наше задание - пустим.

4. Работа по учебнику. Чтение слогов и слов. Хоровое чтение. Стр. 125 - Прочитайте слоги. - Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно. - Какими буквами различаются слова в первом столбике? (Буквами ж - ш.) А во втором? (Буквами ш - с.) - Впустили и лягушку-попрыгушку. Бежит мимо зайчишка-трусишка. (Слайд 11) - Кто в теремке живет? Пустите меня к себе жить. А лягушка-попрыгушка говорит: (Слайд 12) - Выполнишь наше задание, пустим. 5. Найди слово в слове стр.126 - Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние? - Прочитайте слова, записанные красочными буквами. Найдите «спрятанные» слова. (Шар; фарш. Утка, шут; тушь, туша, тушка. Шина; Маша, Миша, ниша, наша.)

- Впустили в теремок зайчишку-трусишку. - Идет по лесу лисушка-подружка, увидела теремок, остановилась и спрашивает: (Слайд 13) - Кто в теремке живет? Пустите меня к себе жить. А зайчишка-трусишка говорит: - Выполнишь наше задание - пустим. 6. Соедини слоги так, чтобы получились новые слова. - Самостоятельно соедините слоги, прочитайте получившиеся слова. Учебник стр. 126.

- Дополните предложения получившимися словами. Учитель читает предложения, ученики дополняют словами из учебника. (Слайд 14)

Я с одноклассниками… (дружу). Я воздухом… (дышу). Я на солнышке… (лежу). Я прощения… (прошу). В гости приходили… (Саша, Даша, Маша). Божьи коровки - это… (жуки). Папа в шкаф вкрутил… (шуруп). Я читаю… (журнал).

Стала и лисушка-подружка жить в теремке.

- Бежит к теремку волчишка - серый хвостишко. (Слайд 16) - Кто в тереме живет? Пустите меня к себе жить. А лисушка-подружка говорит: - Выполнишь наше задание - пустим.

7 Ребус: К а м ы ш --> (мышка) 4 5 1 2 3 - А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топтыжка пожаловал, огромный, лохматый. - Кто в тереме живет? Пустите меня к себе жить. (Слайд 17) - Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдет мишка в лес. 8. Творческая работа Заменить в совах букву на букву ш, чтобы получилось новое слово. (Слайд 18) КРЫСА - КРЫША ПАР - ШАР МАЛИНА - МАШИНА МЕСТЬ - ШЕСТЬ

  1. Итог урока
- Вот мы и справились со всеми заданиями. Придется мишке-топтышке уйти.

- С каким звуком мы познакомились на уроке? - Дайте характеристику этому звуку. (согл, тв, глух,зв) - Назовите его пару по звонкости - глухости. ( Ж-Ш) - Штриховка буквы Ш. Оценили свою работу на уроке (смайлики у каждого на столе) (Слайд 19).


















© 2010-2022