Мастер – класс «Приемы формирования экологических знаний»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер – класс «Приемы формирования экологических знаний».





Мастер - класс

«Приемы формирования экологических знаний».







Автор:

учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Малкова Татьяна Евгеньевна


Фурманов

2015



Цель: создать условия для знакомства с приёмами формирования экологических знаний. Задачи: - обучение приёмам формирования экологических знаний; - развитие навыков работы с методами, необходимыми для планирования работы по формированию экологических знаний; - воспитание экологического сознания.

Ход мастер класса. 1. Знакомство. - Здравствуйте коллеги. Меня зовут Татьяна Евгеньевна. Я познакомлю Вас с приёмами формирования экологического сознания учащихся начальной школы и их родителей. - Я предлагаю, познакомиться и поиграть в игру ассоциации. Ассоциировать будем себя с растениями. - Меня зовут Татьяна, я похожа на ромашку потому, что у ромашки желтая серединка, а желтый цвет это цвет радости, я умею радоваться жизни. Лепесточки у ромашки белые, их можно раскрасить в любой цвет и она будет всё время разная. Я тоже бываю разной. - А на какое растение похожи Вы? Пожалуйста, кто следующий? (каждый участник представляет свою ассоциацию) - Спасибо! - Скажите, что можно узнать, поиграв в эту игру? - С кем можно играть в ассоциации? - Так какая же цель данной игры? Участники формулируют цели задания. Цели: - знакомство участников; - эмоциональный настрой группы обучаемых, родителей; - создание благоприятных условий для дальнейшей работы; - Я с вами согласна. Спасибо. - С таких простых заданий я начинаю знакомство с детьми и родителями, определяю их желание участвовать в экологическом воспитании своих детей. 2. Уровни сформированности нравственно - экологической позиции у детей и родителей. - Экологическое воспитание может стать одной из важных задач в системе работы классного руководителя. В своих отношениях с природой мы неизбежно сталкиваемся с проблемой нравственного выбора. С одной стороны, мы используем и изменяем природу для того, чтобы удовлетворить наши потребности в пище, воде, жилье, одежде. С другой - мы неизбежно наносим природе вред, который, в конечном счете, разрушает стабильность экосистемы. Поэтому я считаю, что экологическое образование актуально и необходимо для того, чтобы дети и их родители становились более осведомлёнными, информированными, ответственными и требовательными и могли принимать индивидуальные и коллективные решения местного и возможно глобального уровня для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты. Слайд. - Пользуясь разработкой, профессора Цветковой И.В. я выделяю четыре уровня сформированности нравственно - экологической позиции моих детей и их родителей.

  1. Негативно-деструктивная позиция характеризуется агрессивными проявлениями по отношению к природе, жестоким обращением с животными и растениями, отказом выполнения экологических правил.
  2. Для людей с равнодушно-созерцательной позицией свойственны
ограниченные эмоциональные проявления во взаимодействии с природой, у них слабо выражена потребность в общении с животными и растениями, выполнение экологических правил воспринимается как чьё либо требование
  1. Пассивно-сочувственная позиция проявляется у людей с более
богатым опытом общения с природой. Такие люди испытывают затруднения в установлении эмоционального контакта с природными объектами и в проявлении чувств, готовы к выполнению правил поведения в природе.
  1. Люди с активно-добровольческой позицией испытывают потребность в общении с природой, легко вовлекаются в экологическую деятельность, осознают, свою способность изменять окружающий мир, способны к самоконтролю при выполнении правил поведения в природе.
- Моя задача - сформировать у моих воспитанников и их родителей активно - добровольческую позицию. 3. Диагностика «Эзоп» - Планируя свою работу, я учитываю разные уровни сформированности ответственного отношения к природе на разных возрастных этапах, динамику отношения каждого ребёнка и родителя к природе. Для этого провожу диагностику. Слайд. Изучая тип экологической установки, я пользуюсь методикой «Эзоп» Цветковой И.В. Она показывает, как личность воспринимает природу:
  • как объект красоты - эстетическая установка (К);
  • как объект изучения - когнитивная установка (И);
  • как объект охраны - этическая установка (О);
  • как объект пользы - прагматическая установка (П).
Индивидуальная работа. - Я предлагаю вам определить свой тип экологической установки. У вас на карточках 12 пунктов. Каждый пункт содержит главное слово и пять слов для ассоциаций. Каждое слово ассоциаций соответствует одному типу установки, посмотрите на букву в скобке. Вам нужно выбрать 1 ассоциацию, возникающую при прочтении главного слова. И поставить плюсик в графу соответствующего типа установки в бланке ответов. Главное слово К И О П
Лес +



Лось
+


Трава +



Озеро
+


Медведь
+


Дерево +



Болото +



Утка


+
Рыба


+
Сад +



Бобр +




6 3 0 2 о Природа +




- Суммируйте количество плюсиков с 1 по 11 пункт. Запишите балл в свободной графе. Последний вопрос он прямой. Если ответы были точные, результаты совпадут. После подсчета присваивается ранг. (Как я воспринимаю природу? Как объект красоты - эстетическая установка). - При работе со своими детьми я упрощаю диагностику. Я даю карточку, где написано главное слово и ассоциации, а они только подчеркивают выбранное слово. Подсчет я произвожу сама. Одно из слов в каждой группе «мусорное», оно служит для отвлечения внимания. Если ученик набрал более 3 мусорных слов, то результат не учитывается. Интересно сравнивать результаты ответов с 1-го по 11 с прямым последним вопросом. Чаще у школьников преобладает не один, а два типа установки. А у родителей один тип установки. На слайде результат диагностирования одного из родителей. - Скажите, информативна ли для вас эта диагностика? - А какие виды диагностик для определения отношения детей и родителей к природе знаете Вы? 4. Воспитательные задачи. - Вот мы определили уровни сформированности нравственно - экологической позиции у детей и родителей, провели диагностирование для определения типа установки, знаем, с кем предстоит работать. - Скажите, а какой следующий этап работы? (Постановка воспитательных задач) - Верно, необходимо выделить конкретные воспитательные задачи, которые помогут спланировать работу по формированию ответственного отношения к природе, а так же определить формы организации внеклассной деятельности школьников и родителей. - Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы. Выберите карточку. (Деление происходит с помощью предметных картинок: выбравшие карточку изображающую цветок объединяются в одну группу, выбравшие ёлочку - в другую). Участники пересаживаются по группам. Задание для одной группы. - У вас на столе лежат карточки с задачами. Выберите те задачи, которые помогут сформировать у ребенка ответственное отношение к природе. Задание другой группе. - Вы на предложенных карточках напишите, пожалуйста, формы организации внеклассной деятельности которые помогут формировать ответственное отношение к природе. Можно воспользоваться подсказкой. - Пожалуйста, приступайте. По завершении работы, группы представляют результат. Первая группа вешает карточку с воспитательной задачей на доску, вторая группа - карточку со способом реализации этой задачи. В результате появляется таблица.



Воспитательные задачи Способы их реализации Потребность общения с природой Выходы на природу, содержание домашних животных. Интерес к изучению природы родного края Посещение краеведческого музея, встречи с краеведами, составление краеведческих сборников, походы, участие в конкурсах фотографий, разработка презентаций, просмотр фильмов о природе. Интерес к познанию законов природы Дидактические игры, просмотр фильмов, участие в конкурсах, викторинах Потребность защите природы Изучение природы родного края, проектная деятельность, участие в акциях, экологические игры, встречи с людьми, состоящими в экологических обществах. Накопление социально значимого личного опыта поведения Участие в экологических акциях, проектная деятельность Формирование оценочных суждений Мониторинг состояния окружающей среды, решение ситуативных задач Осознание ценности природы Игровая деятельность, решение познавательных задач
- Спасибо! 5. Формы работы. - Для эффективной работы по формированию экологических знаний необходимы активные формы работы. Их много, они разные, Проводить их можно на прогулке, в школе, в музее. 1) - Я предлагаю вам формы работы в школе, мы отправляемся на «заочную» экскурсию назовем её «Держи глаза открытыми». Во время путешествия будьте внимательны; всё замечайте, запоминайте. 2 - 4 слайда (картинки леса, животных растений) После просмотра даю задания.
  1. Какие предметы красного цвета встретили?
  2. Каких животных вы видели во время движения в лесу
  3. Какие цветущие растения видели?
  4. Какие предметы неприродного происхождения вы увидели?
  5. Что вас удивило?
  6. Какой предмет показался самым красивым?
- Какие задачи мы решаем, выполняя данные задания? - Как по-другому можно организовать эту работу? - Спасибо! 2.) - Сейчас очень много говорят о правах человека. Какие права человека Вы можете вспомнить? У других живых существ тоже есть права. Предлагаю вам придумать 5 прав животных. Запишите на карточке. (Работают в группе). - Какую пользу приносит это задание? - С детьми и родителями своего класса мы реализовали мини проект в результате которого получились вот такие брошюры. Слайд. 3) Ещё одна форма работы - экологическая пропаганда. Из приведенного перечня надписей на экологических плакатах выберите ту, которая, на Ваш взгляд, лучше других воздействует на людей. Помните, что социальная реклама должна отражать позитив, уважать людей, быть краткой и в то же время информативной. Слайд.
  • Сорить запрещено! За нарушение - штраф!
  • Сорящий портит лес своим присутствием.
  • Зайчата и бельчата хотят жить в чистом лесу.
  • Благодарим за соблюдение чистоты.
  • В июне загрязнённость парка уменьшилась вдвое. Мы благодарим вас за соблюдение чистоты.
- Какую цель на Ваш взгляд несет это задание? 6. Рефлексия. - Сегодня я постаралась дать представление о приемах, которые использую в своей работе по формированию экологической ответственности младших школьников и их родителей. - Хочу услышать мнения о возможности применения в практике Вашей работы того, что вы увидели. - Спасибо за работу! Каждому из Вас хочу подарить буклеты с диагностикой, задачами, формами организации внеклассной деятельности и правами животных. Карточки, на которых Вы делали записи возьмите на память.

8

© 2010-2022