- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья Укрупнение дидактических единиц
Статья Укрупнение дидактических единиц
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Дубовая А.Н. |
Дата | 29.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
А.Н.Дубовая,
МОУ Таловская СОШ, р.п.Таловая.
ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ ПО СИСТЕМЕ УДЕ.
Важнейшей задачей математического образования является формирование логического мышления. Математика даёт реальные предпосылки для его развития. Задача - богатый источник для познания и развития ученика. Начальное математическое образование должно заложить прочные основы для формирования у детей следующих умений: проводить анализ, находить способ решения, выполнять расчёты, строить логическую цепь рассуждений, устанавливать причинно-следственную связь, давать точный ответ, проверять решение, а также исследовать пригодность полученного ответа. Работа над задачей остаётся одним из важнейших аспектов обучения математики в начальной школе, поэтому при обучении этому предмету школьников необходимо широко применять метод противопоставления. «Противопоставление облегчает, ускоряет наше здоровое мышление», - говорил И.П. Павлов. Технология противопоставления упражнений проходит красной нитью, начиная с первого класса. Работая по учебнику М.И.Моро, использую систему УДЕ. Так уже с первого класса идёт совместное изучение взаимно обратных действий - сложение и вычитание рассматриваются как двуединая тема. В результате увеличивается количество часов на отработку материала, на закрепление, развивается речь детей, так как примеры не просто решаются, а раскрывается связь между двумя действиями. В последующих классах таким же образом изучаются умножение и деление. Академик П. К. Анохин указывал об обязательной роли обратных связей; по его словам, «только на этом основании и возможно самообучение». Данную мысль можно выразить и так: чтобы учить плохо, достаточно учить …без обратных задач». При одновременном изучении взаимосвязанных вопросов в пределах одних и тех же уроков дидактической единицей усвоения становится более крупная единица знаний. Практика показала, что дети усваивают материал быстрее, легче, а самое главное, развивается мышление, речь, а всё это происходит потому, что постоянно используется приём сравнения, которое, как говорил К. Д. Ушинский, является основным средством усвоения нового материала. Иначе говоря, при подобной системе обучения возникают циклические связи мыслей вида «сложение - вычитание - сложение», возникновение которых и обеспечивает изучение данного материала в короткий срок и более качественно. Успех обучения решению задач посредством преобразования прямой задачи в обратные заставляет поднимать из сферы подсознания наибольшее разнообразие связей, заключённых в содержании задачи, что обеспечивает - на языке дидактики - глубокое и прочное усвоение материала, развитие логического мышления. На составление и решение обратной задачи уходит меньше времени, здесь производится лишь логическая операция по переосмысливанию ролей чисел. Важные дидактические достоинства «метода обратных задач»: использование обратных связей между величинами; практическое познание связей между действиями; знание количества комбинаций; умение делать проверку решения прямой задачи; знакомство со значительно большим количеством и разнообразием задач; с анализом и видоизменением математических зависимостей. Для развития мышления ценны не столько прямые и обратные задачи, взятые сами по себе, важен процесс преобразования одной задачи в другую, сравнение условий, решений, ответов задач. В кибернетике установлено, что основой успешного запоминания и мышления является создание условий для функционирования информации по замкнутым контурам, облегчающим «зацепление» циклических связей. В результате применения этого метода возникают циклические связи вида «увеличение - уменьшение - увеличение». Благодаря этому методу возникают устойчивые навыки в изменении исходной мысли, в преобразовании одной логической ситуации в другую. Так при одновременном изучении понятий «увеличение и уменьшение числа на несколько единиц» даются сразу три задачи.
- У Коли 5 яблок, а у Миши на 4 больше. Сколько яблок у Миши?
- У Миши 9 яблок, а у Коли на 4 меньше. Сколько яблок у Коли?
- У Коли 5 яблок, а у Миши 9 яблок. На сколько яблок у Миши больше?
Список литературы.
-
Мартынова О. А. Обучение по системе УДЕ. // Начальная школа, № 4 1993г.
-
Пойа Д. Математическое открытие. М.: Просвещение, 2003г.
-
Эрдниев П. М. Взаимно обратные действия. - М.: Просвещение, 1969г.