Конспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравнений

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»


Выступление на МО учителей начальной школы

на тему

«Работа над уравнениями в начальной школе».

Подготовила учитель

начальной школы Нуйя Л.А.


Большую трудность для младшего школьного возраста представляет умение решать уравнения. Изучение уравнений в начальной школе носит пропедевтический характер. Поэтому очень важно подготовить детей в начальной школе к более глубокому изучению уравнений в старших классах. В начальной школе в процессе работы над уравнением закрепляются правила о взаимосвязи части и целого, сторон прямоугольника с его площадью, формируются вычислительные навыки и понимание связи между компонентами действий, закрепляется порядок действий и формируется умения решать текстовые задачи, идет работа над развитием правильной математической речи. На уроках закрепления уравнения позволяют разнообразить виды заданий.
Изучение уравнений начинается с подготовительного этапа уже в 1 классе, когда дети, действуя с предметами, решают такие «задачи»:





Затем учащиеся переходят к действиям над числами и выполняют задания, связанные с нахождением неизвестного числа в «окошке», например:




Конспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравненийКонспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравнений

Дети находят число либо подбором, либо на основе знаний состава числа. На данном этапе учителю необходимо включать в устные упражнения следующие задания:


- Сколько надо вычесть из 3, чтобы получилось 2?

- Сколько надо прибавить к 2, чтобы получилось 4?


На втором этапе учащиеся знакомятся с понятиями «уравнение» и «корень уравнения». На протяжении нескольких уроков дети учатся решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым. Названия компонентов арифметических действий были введены в речевую практику учащихся и использовались для чтения равенств и выражений, пока правило нахождения неизвестного компонента в уравнениях не заучивается. Уравнения решаются на основе взаимосвязи между частью и целым. При изучении данной темы дети должны научиться находить в уравнениях компоненты, соответствующие целому (сумма, уменьшаемое), и компоненты, соответствующие его частям (слагаемое, уменьшаемое, разность).

При решении уравнений детям нужно будет вспомнить лишь два известных правила:

- Целое равно сумме частей.

- Чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

Эту работу облегчает графическое обозначение части ______ и целого , а также понимание того, что целое - это большее число.


Для того чтобы облегчить работу над формированием навыка решения уравнений, можно проводить в классе следующую работу.


  1. Составление и решение уравнений по схеме.


9


Х 7Конспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравнений

2. Составление и решение уравнений с помощью модели числа.

- Решите уравнение:

Х + D : : = DDD : :

Х = DD

- Замените модели числами:

Х + 14 = 34

Х = 20


3. Уравнения с буквами.

- Как из волка получить вола?

ВОЛК - Х = ВОЛ

Х = ВОЛК - ВОЛ

Х = К


4. Составление и решение уравнений с помощью числового луча.



Конспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравнений


  1. 7




5. Выполни проверку и найди ошибку.

Х + 8 = 16

Х= 16 + 8

Х = 24

Дети решают: 24 + 8 = 16

32 ≠ 16



6.Составиьуравнения с числами Х, 4, 10 и реши их.

Дети решают:

Х + 4 = 10; 10 - Х = 4; Х - 10 = 4 и т.п.


7. Из данных уравнений реши те, где Х находится сложением.

Х +16 = 20; Х -18 = 30; 29 - Х = 19


8. Рассмотри решение уравнения и вставь соответствующий знак.

Х ? 12 = 23

Х = 23 - 12


К концу изучения темы дети учатся комментировать уравнения через компоненты действий.

Работа строится следующим образом:

1) читаю уравнение;

2) нахожу известные и неизвестные компоненты (части и целое);

3) применяю правило (по нахождению части или целого);

4) нахожу, чему равен Х;

5) комментирую через компоненты действий.


Следующий этап - решение уравнений вида: а ∙ Х = в; а : Х = в; Х : а = в.

Уравнения этого вида решаются на основе взаимосвязи между площадью прямоугольника и его сторонами. Поэтому изменяется и графическое обозначение компонентов уравнения:

- площадь прямоугольника, а _____ - его стороны. Здесь важно понять то, что обучение решению и комментированию уравнений ведется по определенной схеме:

Конспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравнений

1 этап: Решение с одновременным комментированием правил нахождения площади и его сторон. Например, Х : 2 = 5 ( Х - площадь прямоугольника, 2 и 5 - его стороны).

Х = 2 ∙ 5 (чтобы найти площадь прямоугольника, надо перемножить его стороны)

Х = 10


2 этап: Решение уравнений с комментированием (через площадь прямоугольника и его стороны).

Комментирование через компоненты действий после решения уравнения.

Для отработки навыков решения уравнений на умножение и деление можно использовать следующие упражнения.

1. Выполни проверку и найди ошибку.

Х : 2 = 4

Х = 4 : 2

Х = 2

Дети решают: 2 : 2 = 4

1 ≠ 4


2. Проанализируй решение уравнения и найди ошибку.

Х ∙ 3 = 9

Х = 3 ∙ 9

Х = 27

Ошибки:Конспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравненийКонспект выступления на МО начальных классов по теме Решение уравнений

1) 9 - это площадь, на целое, ее надо обозначить прямоугольником;

2) Х - это сторона, надо площадь разделить на другую сторону.


3. Составь уравнения с числами 3, Х, 12 и реши их.

Дети составляют: 12 : Х = 3; 3 ∙ Х = 12 и т.п.


4. Из данных уравнений реши те, которые решаются делением.

Х ∙ 2 = 6; Х : 4 = 16; 12 : Х = 4


5. Рассмотри решение уравнений и вставь соответствующий знак в запись уравнения.

Х ? 6 = 24

Х = 24 : 6


6. Составь и реши уравнение:

- Какое число надо умножить на пять, чтобы получилось 25?

7. Реши:

Х ∙ 3 = 15; Х : 4 = 5; 16 : Х = 2

- Какое уравнение лишнее? Объясни свой выбор.

Дети объясняют:

- первое уравнение - Х равен нечетному числу;

- второе уравнение - Х находим умножением;

- третье уравнение - неизвестен второй компонент и т.п.
Последний этап при работе с уравнениями в начальной школе - знакомство учащихся с составными уравнениями. Решение таких уравнений строится на качественном анализе выражения, стоящего в левой части уравнения: какие действия указаны в выражении, какое действие выполняется последним, как читается запись этого выражения, какому компоненту этого действия принадлежит неизвестное число и т.п. К этому времени учащиеся должны твердо овладеть следующими умениями- Запись решения уравнений сопровождается словесным описанием выполняемых действий. Для выработки правильной математической речи и навыков решения первых уравнений данного вида необходимо использовать таблицы с образцами решений. Но так как дети уже с 1-го класса знакомы с записью различных алгоритмов, то можно использовать только алгоритм решения уравнений, по которому дети и анализируют уравнения.





© 2010-2022