Конструкт урока по окружающему миру на тему Понятие процесса как перехода из одного состояния в другое (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Место урока: первый урок в 6 теме курса «Окружающий мир» (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова), автор Е.В. Чудинова, «Наблюдение процессов. Рассмотрение перехода из одного состояния в другое». Тип урока в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова: моделирования и преобразование модели. Цель урока: определение понятия процесса и умение его моделировать. Задачи: 1.Подвести детей к понятию процесса как смены состояний объектов. 2. Формировать умение символической записи процессов. 3. Учить детей работать в группе, формировать навыки учебного сотрудничества. 4. Развивать способности обучающихся анализировать и сравнивать объекты окружающего мира. Оборудование: спички, целые и горелые, рисунки с изображениями объектов (дом, солнце, кошка); листы А-4 с маркерами для каждой группы; таблица «процесс». Методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: а) по источникам знаний - словесные (диалог), наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение), практические (знаково-символическое изображение); б) по способам мыслительной деятельности: частично-поисковый (проблемный) в) по логическому пути учебной работы: дедуктивный Формы организации деятельности: фронтальная, групповая.



№п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Организационный

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Проверка рабочего места.

Регулятивные:

осознание необходимости соблюдения единых требований к учебной деятельности

2

Актуализация.

Демонстрирует рисунки с изображениями объектов. Просит назвать и показать символами их состояния.

На основе имеющихся знаний в диалоге с учителем называют состояния объектов и обозначают знаками.

(пример: С/С - «солнце светит»)

Коммуникативные: формирование

умения вступать в диалог, слушать и слышать.

Познавательные: формирование умения выполнять действия со знаково-символическими средствами.

3

Создание проблемной ситуации.

3.1 - Анализ проблемной ситуации.




3.2. Подведение под понятие.

Учитель просит выйти к доске двух детей, которые считают, что хорошо научились описывать состояния объекта. - Дайте описание состояния объекта. Учитель держит в руках спичку.

Предлагает наблюдателям выйти из класса и сжигает спичку. Приглашает наблюдателей. Задаёт им вопросы:

- Опишите и обозначьте состояние этой спички.

- Как вы считаете, я показала вам одну и ту же или две разные спички?

Вопрос к классу:

-Почему наблюдатели не могут установить это точно? Можете ли вы это сделать? Почему?

Учитель задаёт проблемный вопрос:

- Что произошло со спичкой?

-Что произошло с её состоянием?

-Ребята, может, кто-то знает, как одним словом называется изменение состояния объекта?


Дети у доски называют свойства спички, обозначая графически (с/ц -

«Спичка целая»).

Класс наблюдает за действиями учителя.

Наблюдатели описывают и обозначают значками (с/г- «спичка горелая»).

Наблюдатели приходят к выводу, что они не могут дать точный ответ.

Дети подтверждают, что это та же самая спичка, ведь они видели это своими глазами.

Дети отвечают на вопрос (она сгорела, стала чёрной и т.д.)

-Изменилось.

Дети предлагают варианты и в итоге выходят (с помощью учителя) на понятие процесса, как изменения состояния объекта.

Познавательные: анализ объекта с целью выделения признаков;

Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и уровень усвоения.




4

Постановка учебной задачи.

Учитель обращает внимание детей на символы объектов и их состояний, которые составляли в начале урока.

- Передают ли они процессы?

-А можно ли придумать модель для любого процесса?

- Какую учебную задачу поставим?

Учащиеся возвращаются к записям и анализируют - передают ли они процессы?

Приходят к выводу, что не

являются.

- Придумать модель, обозначающую процесс.

Регулятивные:

умение поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё неизвестно.

Познавательные - анализ, сравнение

5.

Поиск решения задачи с выходом на моделирование

Учитель организует групповую работу.

- Нам надо обозначить процесс на примере спички.

- Можете ли вы использовать придуманные символы для целой и горелой спичек?

- Что кроме этих символов нужно показать на схеме процесса?

- Как вы будете работать в группе?

Учитель наблюдает за работой групп.

Ответы детей:

-Можем.

- Направление изменения, что было сначала, что потом.

Повторяют правила работы в группах: распределение обязанностей, каждый по порядку выскажет свою версию, а затем выберут лучшую.

Работа в группах.

Регулятивные: составление последовательности действий при работе в группе.

Познавательные: поиск наиболее подходящего способа решения проблемы.


Коммуникативные: ребёнок может сотрудничать с другими детьми.

6.

Представление результатов работы групп.

Выслушивает ответы детей, размещает на доске варианты модели процесса.

Итогом становится нахождение наиболее точной модели процесса, направление в которой указано стрелкой - что было сначала, что потом.

Выступают представители групп.

Выбирают самую удобную модель.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывание.

Познавательные: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель

7.

Применение нового знания на практике.

- Процессы могут происходить только со спичкой?

Учитель просит привести примеры процессов из жизни.

Дети отвечают «нет»

Учащиеся приводят примеры и составляют модели на доске. В случае затруднения помощь оказывают другие дети.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

Личностные: развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

8.

Итог урока.

- Какое открытие на уроке каждый сделал для себя?

Высказывания детей.

Личностные: формирование рефлексии.


© 2010-2022