Урок литературного чтения Колыбельные песни (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
МКОУ «СОШ №2», г.Сосенский Козельский район Калужская область


Урок литературного чтения

2 класс

«Народная колыбельная песня »



Урок литературного чтения Колыбельные песни (2 класс)

Урок литературного чтения Колыбельные песни (2 класс)


Учитель Цыганова Людмила Григорьевна



Урок литературного чтения 2 класс "Народная колыбельная песня".


Цель: развитие добрых и нежных чувств.

Задачи: дать образное представление об истоках колыбельной песни;

приобщать к традициям народной культуры;

Воспитывать ценностное отношение к прекрасному, формировать представление об эстетических идеалах и семейных ценностях;

учить видеть красоту и многообразие слова;

отрабатывать навыки выразительного чтения.

Оборудование: презентация «Колыбельные народные песни», учебник Бунеева Р.Н. «Маленькая дверь в большой мир», часть 2, тетрадь по литературному чтению, тексты колыбельных песен.

Ход урока:

1.Орг. момент.

- Давайте поприветствуем наших гостей.

Прозвенел звонок и смолк,

Начинается урок.

Мы литературу будем изучать

Всё, что знаем - повторять,

А новое - запоминать.

2. Проверка домашнего задания. Актуализация.

- Сегодня я предлагаю вам продолжить разговор о жанрах устного народного творчества. Вы уже знаете, что они очень разнообразны. С какими из них вы знакомы? (Пословицы и поговорки, загадки, былины …)

- Что вы знаете о загадках?

(Загадки - это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много лет назад. Есть литературные загадки, их сочинили писатели и поэты. Загадка - это задачка, которую надо решить. В загадке дается описание предмета, его главных черт.)

- Зачем люди загадывают загадки?

- Как строится загадка?

(Сначала надо решить, о чем будет загадка, т.е. придумать отгадку. Затем назвать несколько признаков, по которым можно узнать предмет).

- Загадайте загадки, которые выучили нашим гостям.

3.Речевая разминка.

Дарья дарит Дине дыни. (Слайд)

- Прочитайте молча, шепотом, вслух друг другу.

- Прочитайте с интонацией удивления, восторга, страха.

- Прочитай с логическим ударением на 1 слово, 2 слово, 3 слово, 4 слово.

- С чем мы работали? Для чего? С какой целью?

4.Предположение темы. (Слайд)

СПАЛЬНЯ

ТЕПЛАЯ КРОВАТКА

СЛАДКИЙ СОН

МАМА

ПЕСНЯ

НЕЖНЫЙ, МЯГКИЙ ГОЛОС

- Прочитайте эти слова. Какую картину вы представили, слушая эти слова?

- Сделайте предположение, о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? Какова тема урока?

- Положите голову на руки, закройте глаза и послушайте. (Слайд)

(Исполняется колыбельная песня)

- Что вы сейчас прослушали? Это ещё один жанр устного народного творчества - КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ. Значит, чему мы посвятим наш урок? (Слайд)

- Что вам помогло определить, что это колыбельная песня?

(пелась нежно, тихо, ласково, слова баю-баю)

- Кто обычно исполняет колыбельные песни? Когда и зачем? Как их поют?

- Да, ребята, это колыбельная песня или мамина песня. Сегодня колыбельная песня пришла к нам на урок. Колыбельные песни - самые сладкие песни в мире. Они удивительные потому, что каждому напоминают о детстве.

Назначение колыбельной песни - усыпить ребёнка.

5.История колыбельной песни.

- А теперь порассуждаем дальше. Как вы думаете, когда возникли колыбельные песни?

- Послушайте, и я вам прочитаю один отрывок.

«Однажды внучка спросила у дедушки:

- Дедушка, кто старше меня?

- Твои мама и папа!

- А кто старше, чем они?

- Мы с бабушкой…

- А кто старше всех-всех на свете?

- Внучка, старше всех, я думаю, наш хлеб насущный. Да ещё колыбельная, которую поёт твоя мама».

- Ребята, скажите, почему дедушка сказал, что старше всех хлеб насущный да колыбельная.

(Я думаю, что, как родился человек, был хлеб, и была колыбель. Колыбель - это наш сон, который приходит к нам ночь каждый день.)

Давайте обобщим:

Действительно, колыбельная рождается, когда рождается каждый малыш.

Колыбельная песня выбирает нас самая первая.

Это ниточка из взрослого мира в мир ребёнка.

И два понятия таких как «хлеб насущный» и «колыбель» стоят рядом.

Хлеб питает (что?) … (тело человека), а колыбель - … (душу) (Слайд)

- Как вы думаете, много ли на свете колыбельных песен? (Двести, три тысячи, их много…)

- Колыбельных песен не так много, но поскольку они передаются из поколения в поколение, просто каждая мать поет её по-своему, что-то изменяя, добавляя. И колыбельная рождается как бы заново.

Колыбельные песни есть у каждого народа. Эти песни, как считали предки, защищали спящего ребенка от проделок темной силы.

- А почему песню назвали колыбельной?

- Детишки легче понимали не просто речь, а именно песню. Мамин голос помогал им успокоиться. И вот такие успокаивающие плавные напевы стали называться колыбельными. (Слайд)

КОЛЫБЕЛЬ (ЛЮЛЬКА, КАЧАЛКА, ЗЫБКА).

- В далёкую старину люди изобрели специальное приспособление для качания младенцев - колыбель. Слово «колыбель» происходит от слов «колебать», «колыхать», «качать». Покачивая колыбельки матери, нянюшки, бабушки припевали разные припевы. Они понимали, что нужны светлые, успокаивающие, монотонные песни. Так создалась форма колыбельной песни.

- Как вас убаюкивали в детстве?

- Каким тоном пела вам мама песню?

- Да, верно именно любовь, ласка передается с колыбельной песней. Пусть ребенок еще не слышит, но уже чувствует.

- А что он чувствует, как вы думаете? (ласку, любовь, нежность матери)

- Колыбельную песню поют, чтобы ребенок рос чистым в душе, нежным и добрым.

- Колыбельная песня - это особенный диалог между матерью и ребенком, слова и музыка которого подсказаны сердцем. Это песня материнской души, любви и нежности.

- «Баю - баюшки - баю..» (Слайд) строчки часто повторяющиеся в колыбельных песнях возникли от устаревшего слова «баять» т.е. говорить, рассказывать.

- В песнях исполнители обращаются часто к животным, призывая их защитить и уберечь ребенка от невзгод.

- Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот.(Слайд ) Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель т.к. у него тёплая шёрстка и ласковое мурлыканье.

- Сейчас мы побудем с вами в роли этого животного.

6.Физминутка

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Выйдет котя в огород -

Всполошится весь народ,

И петух и курицы.

С деревенской улицы.

Станут котю в гости звать

Станут котю угощать.

7.Творческая работа в парах.

- А сейчас я вас приглашаю в творческую мастерскую. У вас на столах карточки. Послушайте задание, которое вы должны выполнить на этих карточках. Работаем в парах.

- Расставьте строчки по порядку, чтобы получилась колыбельная песня.

Научитесь читать её выразительно. Прочтите друг другу.

1ряд.

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю -баюшки-баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток

2ряд.

Прилетели журавли

Ой, люли- люли - люли!

А ворота скрип - скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спит - спит.

Не будите у нас Ваню

3ряд.

В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.

8. Прослушивание песен.

- А теперь попробуем с вами перенестись на несколько десятков лет назад. Представьте простую крестьянскую избу. Посередине избы на березовом шесте, который называли ОЧЕП, висит люлька. И вам надо спеть младенцу песню. Слайд

(Дети исполняют колыбельные, которые они приготовили.)

9.Работа с книгой.

Услышав, что мы говорим о колыбельной песне, к нам пришел Афанасий. Откроем стр. 50.

a) Чтение за 1 минуту шепотом.

б). Чтение вслух.

в). Анализ текста:

- Что прочитал Афанасий Саше?

- А почему он рассказывал Саше колыбельную?

- Что значит «глаза слипаются»? Подбери синоним.

- Кто автор этой песенки?

- В какой стране живет этот народ?

- Что из текста вы узнали про эту страну?

г). Повторное чтение колыбельной.

- Чем занимаются в норвежской семье?

- О чем мама просит малыша?

- «Подремать» - подбери синоним. (спать, заснуть, почивать - устаревшее, с оттенком почтительности.

- Понравилась ли Саше колыбельная?

- Почему Афанасий колыбельную песню рассказывал, а не пел?

- Колыбельные песни пелись в старину без музыкального сопровождения, «речитативом»

Заглянем в толковый словарь. Прочитаем.

РЕЧИТАТИВ - напевная речь в вокально-музыкальном произведении.

ЧИТАТЬ РЕЧИТАТИВОМ - значит читать на распев.

- Значит, как исполняли колыбельные песни?

- Какой темп выберете для этой песни?

- Какую громкость? Какой тон?

- Какие чувства хотели бы передать при чтении этой песни?

- Попробуем все это выполнить при чтении песни. А вы должны выбрать, кому это удалось лучше.

- Вы прослушали русские народные колыбельные песни и норвежскую народную песню. Что общего?

10. Итог урока.

- Кому дома поют хоть иногда колыбельные песни?

- Понравились ли вам песни, которые сегодня звучали?

- А кто захотел, чтобы ему мама тоже спела колыбельную песню?

- Ребята мне очень хотелось, чтобы колыбельные песни не переставали звучать. И, когда вы вырастите, станете взрослыми, может быть в трудную минуту, когда вы вспомните о своей маленькой родине, родном селе, где мама пела вам колыбельную песню.

Пусть колыбельная поэзия всегда возвращает вас к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней питала и питает человека. Помните свою маленькую родину. Это и есть мама и ее колыбельная песня.

Сегодня, когда придете домой, загляните в глаза маме.

- Как вы думаете, что вы в них увидите?

- После того, что вы увидите в маминых глазах, чтобы вы сделали, чтобы маме стало очень хорошо?

11. Домашнее задание.

- Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр. 50. Что собирается делать Афанасий?

- Давайте дома выучим для него каждый свою колыбельную песню. Кто хочет, может нарисовать иллюстрацию к своей песне.

- А где вы можете взять эти песни? (Тетрадь по чтению с.38 №2)

- Узнали ли вы что-нибудь нового? Что можете сказать про наш урок?






















Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю - баюшки - баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток

Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю - баюшки - баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток


Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю - баюшки - баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток


Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю - баюшки - баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток


Не ложися на краю

И утащит во лесок

Баю - баюшки - баю

Придет серенький волчок

Под ракитовый кусток

Прилетели журавли

Ой, люли - люли - люли!

А ворота скрип - скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спит - спит.

Не будите у нас Ваню

Прилетели журавли

Ой, люли - люли - люли!

А ворота скрип - скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спит - спит.

Не будите у нас Ваню


Прилетели журавли

Ой, люли - люли - люли!

А ворота скрип - скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спит - спит.

Не будите у нас Ваню

Прилетели журавли

Ой, люли - люли - люли!

А ворота скрип - скрип

Они сели на ворота

У нас Ваня спит - спит.

Не будите у нас Ваню


В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.


В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.


В речке струйки говорят

К нам в окно луна глядит

В небе звездочки горят

Малым детям спать велит.





























Урок чтения во 2-м классе на тему: "Авторские колыбельные песни"

(по программе "Школа-2100")


Цели:

Познакомить детей с авторскими колыбельными песнями. Повторить материал о устном народном творчестве, а именно о народной песне.

Развивать выразительное, эмоциональное чтение, память, речь, уметь сравнивать.

Воспитывать любовь к песне, к матери; чувство доброты, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: иллюстрации, изображающие материнство (женщины с детьми, животные с детенышами); магнитофон, кассеты с колыбельными песнями (народными и авторскими).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Выставка рисунков

2. Исполнение колыбельных песен (девочки с куклами - инсценирование)

- Соответствуют ли рисунки исполненным песням?

- Что в песнях, по мнению создателей, оберегает ребенка? (очаг, семья, животные)

Обобщение:

- К какому жанру относятся народные песни? (устному народному творчеству)

- Какие еще народные песни знаете? (колыбельные, детские прибаутки, свадебные песни, протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, солдатские)

- Почему в песнях исполнитель часто обращается к животным? (призывает защитить и уберечь ребенка)

II. Обобщение и введение в тему

Показ иллюстраций, изображающих материнство

- Что объединяет все эти картины? (Большая любовь к детям, доброта, нежность. И когда исполняют колыбельные песни, мы это тоже чувствуем в голосе исполняющего, его тембре, медленном темпе)

Если народные песни появились давно, то литературные колыбельные песни появились позже.

- Что значит "литературные"? (есть автор, кто сочинил)

- Давайте послушаем одну из таких песен и скажем, о чем она? Как построена?

Прослушивание песни из к/ф "Гусарская баллада" "Колыбельная Светланы" сл. А.Гладкова, муз. Т.Хренникова

- Что вы почувствовали, когда слушали песню? (любовь матери к дочке, беспокойство о ее будущем)

- Посмотрите, ребята, на эти иллюстрации. Могут ли животные чувствовать нежность, заботу, любовь к своим детенышам? (могут, они беспокоятся о них, заботятся, защищают).

И очень нежную песню сочинили поэт Яковлев и композитор Е.Крылатов к м/ф "Умка". Послушайте.

Прослушивание колыбельной из м/ф "Умка"

- Что вы почувствовали, слушая песню? (Тоже любовь. Пусть ничто не тревожит медвежонка. Их льдина надежна, светят им "звездные медведи", а рядом старшие соседи - белые медведи).

- Хочется ли еще слушать или читать колыбельные песни?

- Чем отличается народная песня от литературной? (У народной текст простой, у литературной - сложные слова, выражения.

III. Физкультминутка на релаксацию

IV. Работа с текстами во время чтения "Спи, мой мальчик! Птицы спят…" Валерия Брюсова

1. Учитель рассказывает об авторе, показывает портрет.

2. Учащиеся читают про себя.

- Какие картины вы представили? Расскажите.

- Почему так много картин?

Чтение вслух по строфам

1 строфа

- Почему косули робкие? (Они всего боятся)

- Почему автор перечисляет столько животных? (Чтобы убедить мальчика, что надо спать)

- Как много в русском языке синонимов к слову "спать". Найдите их, подчеркните в тексте. Каково значение каждого слова? (Заснули, дремлют, почиваем)

- Почему так уважительно сказано о соме? (Он старый, мудрый, всеми уважаемый)

2 строфа

- Почему не надо мальчику ничего бояться?

3 строфа

- Как понять слово роздых? (Передышка, кратковременный отдых). А что значит, звери, легкие на роздых? (Они легко засыпают)

- О чем просит мама сына? (Заснуть)

- Зачем она обращается к волкам, совам?

- Какие чувства надо передать при чтении? (Любви, покоя, тепла, готовности защитить)

Выразительное чтение

V. Янис Балтвилкс "Где ночует дрема?"

Учащиеся читают про себя

- Кого заинтересовал этот вопрос? (Ребенка)

- Что ответила мама?

- Почему дрема днем обнимает совят? (Совы днем спят. Это ночная птица)

Учащиеся читают вслух

- Где живет герой книги?

- Как это "в дверь стучится дрема"? (Хочется спать, человек начинает дремать)

- Почему ребенок не хочет впускать дрему? (Он хочет задать маме вопрос. Он придумал живую дрему)

После чтения 4 четверостишия:

- Почему мама дала такой ответ? (Она поддержала его выдумку)

Учащиеся читают по ролям

VI. Сравнение колыбельных авторских песен

- Похожи ли в чем-то две прочитанные песни? (Да. В них чувствуется любовь родителей к детям)

- Чем они различаются? Почему? (Первая - поэтический гимн материнству. Вторая - песенка-фантазия ребенка)

- Что мы можем сказать о втором авторе? (Что он живет около моря. Это прибалтийский поэт)

VII. Итог урока

- Что запомнилось на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Захотелось ли петь колыбельные песни?

VIII. Домашнее задание

Выучить одну (по желанию) колыбельную авторскую песню.


© 2010-2022