Урок чтения на тему: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок чтения на тему : В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»Урок чтения на тему : В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным»











УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

в 3 классе

Тема: В. Ю. Драгунский «Тайное становится явным»

Учитель: Пеннер М.Д.







2014г.

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Программа УМК «Гармония»

Учитель: Пеннер М.Д.

Автор учебника: О.В. Кубасова «Литературное чтение» -Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013г

Тема урока: В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным» Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: познакомить учащихся с содержанием рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Предметные УУД:

  1. Способствовать формированию знаний и представлений у учащихся о творчестве В.Ю. Драгунского, глубины содержания произведения и его главной мысли.
  2. Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в живой речи.
  3. Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелости.
Формировать УУД: Личностные: оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; высказывать свое отношение к героям прочитанного рассказа, к их поступкам. Регулятивные УУД: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе работы с текстом рассказа и дополнительными источниками, планировать свои действия. Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и понимать других; формировать умение строить речевое высказывание; формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами; формировать умения оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник, раздаточный материал, рисунки, картины к произведениям, выставка книг, презентация, : .

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Доброе утро, ребята! За окном осеннее морозное утро, а в классе тепло, уютно. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь.. Желаю, чтоб к концу урока вы были в таком же хорошем настроении.

Учащиеся кивают головой

Дети берут друг друга за руки, улыбаются.

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. II.Речевая разминка - Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат. Чистоговорка:

Чи - чи - чи,

Ручеек, журчи.

Ча - ча - ча,

Вижу я грача.

Чу - чу - чу,

По траве скачу. (слайд 1)

После такой разминки мы должны читать и говорить как?

Слушают учителя, настраиваются

на урок

Проговаривают чистоговорку









- Четко, громко, внятно, чтобы было всем понятно. II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Упражнение на развитие логического мышления.

явное, тайное, становится

(слайд 2) - Соберите из набора слов русскую пословицу. - Прочитайте слова - синонимы:

Явное- открытое, откровенное, нескрываемое, неприкрытое. (Открытый, ни от кого не скрывающийся, выставленный на всеобщее обозрение).

Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаенный. (Скрытый от посторонних глаз, представляющий собой секрет).

(презентация - слайд 3)

- Вот эта пословица - название рассказа, над которым мы продолжаем работать.

Собирают пословицу III.Постановка учебной задачи

Работа над портретами писателей раздела.

На доске вы видите портреты:

- Посмотрите и ответьте.

-Чьи портреты не подходят к этому разделу?

А.Пушкин, Ф.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой В.Ю.Драгунский

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- На доске есть портреты писателей, которые мы изучали в другом разделе и они не подходят к этому разделу. Это В.Ю.Драгунский

Дети дают свои ответы»

Мы познакомимся с произведением В.Ю.Драгунского

Познавательные УУД

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в тексте

Регулятивные УУД

принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности.

Коммуникативные УУД Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Вам уже знакомо творчество В.Ю. Драгунского? Вспомните

Подготовка к восприятию

- Прочитайте название раздела.

- Как вы его понимаете? Что значит «Тайное становится явным»

Чтение текста хорошо читающими детьми

Дети вспоминают произведения какие они читали во втором, первом классе. (Мишкина каша…)

Ответы детей

Выборочное чтение

Регулятивные УУД

Работать с учебником, находить нужную информацию.

Познавательные УУД

Находить ответы на вопросы по иллюстрациям.

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД V.Первичное закрепление. Работа с текстом

Деление детей на 4 группы. При делении детей на группы учитель учитывает индивидуальные возможности каждого ребёнка. Группы выполняют разные по сложности задания. Дополнительно можно распределить в группе части задания, используя дифференцированный подход.

Работа в группах.

- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке - один пункт плана. Но, будьте внимательны! Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

- Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

- Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

- Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 15 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности. Помните, что все, о чём вы будете говорить у доски, должно быть хорошо понятно человеку, который не читал этого текста и не знает его содержания.

Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:

Первая группа - составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)

Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов - опорные. На отдельной карточке - одно слово или словосочетание.

Третья группа - придумывает вопросы к рассказу.

Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.

Уметь извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. (Познавательные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, формируем умение работать в группах.

(Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний.

(Познавательные УУД)

Уметь прогнозировать

и планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (составлять план).

(Регулятивные УУД)



VII Отчет групп.

. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

- Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт. Распределите между собой, кто о чём будет говорить.

. Защита группами своих позиций, презентация своей работы.

У доски каждая команда отчитывается по выполненному заданию:

  • первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;

  • вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;

  • третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.

четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа). В качестве зрителей - первая, вторая и третья команды

Регулятивные УУД

Работать с иллюстрациями к произведениям.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

(Коммуникативные УУД)

Умение распределять между собой

Роли. VIII.Рефлексия деятельности (Подведение итогов)

Цель: Самооценка результатов деятельности осознание метода построения, границ применения нового знания

Анализ полученной информации.

- Сегодня я узнал (а)…

- Было интересно…

- Было трудно….

- Теперь я могу…

Самооценка работы в группе:

Вся работа полностью выполнена мною



Я ничего не сделал (не сделала)

Отмечаются лучшие варианты интерпретации текста. Анализ работы групп.

- Можно ли сказать, что «Тайное становится явным» - поучительный рассказ? Почему?

Вывод: В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.

Сегодня на уроке я могу отметить работу таких учащихся…….

Всем спасибо за урок!



Дети поднимают сигнальные карточки

Быть честными, говорить всегда правду, доводить начатое до конца.



Личностные УУД

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные УУД

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

Домашнее задание:

Пересказ текста от имени главного героя - Дениски.

Приложение

1 группа

На отдельной карточке - один пункт плана. Будьте внимательны! Карточки «рассыпались» и, следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.

План: КАРТОЧКИ

  • Денис задумался над словами «Тайное становится явным».

  • Завтрак.

  • Предложение мамы.

  • Мучения с кашей и избавление от неё.

  • Возмущённый милиционер.

  • Пострадавший дяденька.

  • Рассерженная мама.

  • Урок на всю жизнь.

2 группа

- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.

Опорные слова и словосочетания:

КАРТОЧКИ

Тайна

Плохой поступок

Наказание

Нечестно

Каша

Кощей

Кремль

Царь-пушка

Баночка с хреном

Сахар соль

Кипяток

Окно улица

Обидно

Стыдно

Мусоропровод

Гадость

Пострадавший

Шляпа

Каша на шляпе

Рассердилась

Почистить

Правильно

Запомним

3 группа

- Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста. Каждый ученик в группе должен предложить свой вопрос. Утверждайте лучшие вопросы, корректируйте неудачные.

Предположительно возможные вопросы:

- Что однажды услышал Денис от мамы?

- Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?

- Почему Дениска не хотел есть кашу?

- Как мама уговорила сына?

- Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?

- Что Денис делал, чтобы каша стала вкуснее?

- Что сказала мама, когда увидела пустую тарелку?

- Почему мальчик понял, что в Кремль он не поедет?

- Как выглядел пострадавший дяденька?

- Рассердилась мама на Дениса?

- Какой урок получил Денис?



4 группа

Ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» . Роли вы распределяете самостоятельно. Кто-то из вас будет режиссёром, актёром, а кто-то будет готовить декорации, программу спектакля.

Режиссер.

Действующие лица:

Денис

Мама

Милиционер

Пострадавший

Ответственные за декорации.



© 2010-2022