Как привить интерес к чтению?

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как привить интерес к чтению? Многие сетуют в наше время на то, что детей не оторвать от компьютера, ничего им не интересно, книг не читают и не желают,не любознательны.
Важность чтения трудно переоценить и уже не требует доказательств. Как и то, что более успешным в учёбе и, как следствие, в будущей карьере (и в жизни), может быть только любознательный и читающий человек.
Как же привить интерес к чтению? Как использовать любовь к компьютеру во благо?

О чтении вслух и некоторых нюансах Мы все знаем, конечно, об основных условиях возникновения интереса к чтению у детей - в доме должны быть книги, должны быть читающими родители, т.е. подавать пример, и нужно обязательно читать побольше вслух ребёнку.
Но на практике не всегда этого достаточно и не является гарантией того, что ребёнок будет любить читать.
У вас могут ломиться книжные полки, но он не проявляет к книгам никакого интереса. На то, что сами вы не расстаётесь с книжкой и читаете запоем, не обращает внимание или даже это вызывает в нём желание делать наоборот, учитывая сложности разных этапов взросления. А когда вы читаете вслух для маленького слушателя, он ёрзает, пытается ускользнуть поскорее к заветным «стрелялкам» и, в конце концов, всё равно не дослушивает.
Что же попробовать здесь изменить?
Подход к чтению вслух. Во-первых, постараться выбирать книги на темы, которые интересны вашему ребёнку, а не то, что казалось интересным вам в детстве, или то, что принято читать детям и считается подходящим - русские сказки, стихи признанных детских писателей, знакомые вам с раннего детства, истории, которые кажутся вам поучительными и полезными, а ребёнка не интересуют совсем и т.д.

Когда Артёмка только родился, его бабушки и тётушки часто покупали ему книжки в подарок, собирали «его полочку», считая, что всё это «очень хорошо для ребёнка», развивает, полезно и будет ему нравиться. Поначалу, конечно, книжки были хороши для рассматривания, какие-то истории ему нравятся. Но не все. И ближе к 5 годам обнаружилось, что в доме полно детских книжек, а интересуется Артёмка только тремя-четырьмя из них. Когда взрослые начинают ему читать русские народные сказки или «Сказку о рыбаке и рыбке», например, он уже даже не пытается вникнуть в непонятные и такие далёкие от его жизни детали повествования и быта, а просто убегает или говорит, что ему не интересно.
И вот кто-то из друзей семьи принёс Артёму в подарок большую книгу о динозаврах. Мальчика просто не узнать - он даже ложится спать с этой книжкой, пересматривает сотни раз, просит прочитать ему о том или ином виде динозавра, рассказать, почему такие ноги и почему такая шея, сколько зубов и как он кушал, с кем дрался...
Чуть позже папа купил ему книжку по детской анатомии - с доступными картинками, с кратким и простым описанием большинства физиологических процессов организма человека, с открывающимися окошками - как будто можно заглянуть внутрь органов... Эта книга стала просто невероятно популярной у Артёма! Он возвращался к ней снова и снова, просил всё-всё прочитать - от корки до корки, пояснить при этом, если не всё понятно, искал на себе - где и что у него находится.
Потом Артёмке купили книжку о таком же мальчике, как он, который жил в таком же городе, ходил в такой же детский сад, имел похожих друзей, играл в знакомые Артёмке игры. И эта книжка тоже его очень заинтересовала. Так же, как и фантастические детские рассказы о полётах на Луну и приключениях там.
И так оказалось, что Артёмка любит слушать, когда ему читают вслух, и вообще интересуется книжками. Кроме этого, имеет значение - как читать вслух.
Не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет слушать до конца - не нужно заставлять. Если ребёнка заинтересует то, что вы читаете, он обязательно вернётся и попросит прочитать окончание, даже если в данный момент у него нет терпения сидеть и слушать или есть дела поважнее.
Не обязательно сразу читать всё подряд и в правильном порядке. Если ребёнку хочется «перепрыгнуть», посмотреть, что там дальше, или, может, вернуться к прочитанному ещё раз, рассмотреть картинки, поиграться книжкой, дайте ему это сделать! Пусть он получит от книги все удовольствия, какие ему хочется, и не останется ощущений, что книга - это когда всё скучно и правильно. Есть ещё один момент, который может оттолкнуть ребёнка от чтения вслух, - если его каждый раз после окончания книги подробно «допрашивают» о том, что там происходило, с деталями, просят описать, задают много вопросов. Не для всех детей это просто, иногда не хочется этого делать. Чтение превращается из удовольствия в урок. Дайте им возможность «переварить» услышанное, как-то разобраться для себя, получить впечатления от чтения, совсем не обязательно это тут же оформлять в слова.
Говоря о чтении вслух, нужно ещё упомянуть об аудиокнигах, которые в наше время очень популярны. Существуют аудиокниги для детей, аудиосказки (как когда-то существовали грампластинки со сказками для детей, только репертуар, доступный сейчас, гораздо шире), которые многие дети слушают с большим интересом. Если у вас недостаточно времени для долгого чтения вслух, или, на ваш взгляд, не хватает артистизма, то это хороший способ приучить ребёнка слушать книги. Можно также завести традицию рисовать «иллюстрации» к услышанной истории.
Главное - выбирать те книги, которые интересны нашему слушателю. Как пробудить интерес к книге и чтению? Чтобы заинтересовать ребёнка чтением, можно использовать некоторые «хитрости».
Например, если ваш ребёнок интересуется исключительно мультфильмами и книги мало привлекают его, можно попробовать начать чтение с книг о любимых мультипликационных героях - Винни Пухе, или Карлсоне, можно даже с тех, которые написаны по следам мультфильмов, т.е. полноценной книгой не являются и довольно примитивны, но это всё же текст и книга, а не только подвижная картинка. Постепенно после этого можно попробовать заинтересовать и другими историями, которые уже больше похожи на книги в привычном смысле слова.
Одним из известных приёмов является прекращение чтения на самом интересном и интригующем месте. Ребёнок помладше, скорее всего, не отстанет от вас, пока вы не дочитаете ему историю до конца, а для детей, которые уже знакомы с первыми навыками чтения, это хороший стимул взять книгу и попробовать дочитать самостоятельно.
Среди способов разнообразить процесс чтения более активными занятиями стоит назвать также рисование героев истории. Кроме этого, можно лепить их из пластилина, делать аппликацию, вырезать из бумаги, можно даже сшить понравившегося героя или вышить его - что вашему ребёнку по душе. Дети Алины любят, когда мама читает им книжку, они садятся по обе стороны от неё, внимательно слушают, рассматривают картинки, что-то комментируют в процессе чтения.
А когда они заканчивают читать очередную историю, каждый из мальчиков выбирает героя, которого хочет нарисовать. После этого рисунки вывешиваются на стену и дети очень довольны всем процессом.

Еще один из приемов для привлечения к процессу чтения - это чтение по очереди.

Одним из способов обучения самостоятельному чтению, а также вообще привлечения к самому процессу чтения могут быть комиксы. Сочетание картинок, небольшого количества букв, несложного текста, порой захватывающего сюжета - как раз то, что нужно, чтобы увлечь, чтобы появилось желание разбираться с «этими буквами» и поскорее узнать, что же там, в конце.
Хотя в связи с чтением комиксов стоит заметить, что родителям необходимо держать под контролем этот процесс, дабы ребёнок не остановился на чтении исключительно комиксов и это не стало его основной «литературой».
Можно также создавать комиксы самостоятельно вместе с ребёнком - придумать нехитрую историю, можно даже из жизни самого «писателя» или из жизни известных ему персонажей. Ребёнок может нарисовать иллюстрации к этой истории и с вашей помощью написать текст к ней, и оформить всё это в маленькую книжечку. Полезных эффектов от таких занятий множество: совместное с родителем времяпрепровождение и творчество, работа фантазии, навыки письма, чтение собственного произведения (гордость им) и, конечно, всё то же привлечение к чтению.

Используем компьютер во благо. Надежд на то, что дети не будут проводить время у компьютера, уже практически нет, - это данность, и нужно думать, как использовать эту данность во благо.
Среди прочих развивающих эффектов, которые можно извлечь из пристрастия ребёнка к компьютеру, к виртуальным играм, нужно назвать также возможность читать посредством компьютера. Сейчас существует множество детских развивающих сайтов, которые среди обучающих игр других направлений предлагают и различные способы научить ребёнка читать в игровой форме.
Говоря о «врагах» чтения, т.е. тех объектах, которые больше всего конкурируют с книгами и заменяют их, нельзя не упомянуть о телевизоре. Нынешние дети к нему «прочно» привязаны - появилось множество мультипликационных сериалов, которые заполняют значительную часть времени в жизни ребёнка. Не так просто взять и выключить телевизор, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом. Без мультфильмов современному ребёнку трудно обойтись и нет смысла его совсем ограждать от них. Дети могут смотреть мультфильмы не обязательно по телевизору. Вы можете выбрать фильмы, которые интересны, красочны, несут смысловую нагрузку и т.д., словом, качественный продукт, против просмотра которого вы не возражаете. Их можно смотреть на диске или по компьютеру, к тому же есть сайты, демонстрирующие мультфильмы онлайн.
Таким образом, можно отвести время в течение дня и для мультфильма, и для чтения, и для других нужных и полезных занятий.
Когда-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем - это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием.
Потом росло поколение «телевизора» - кроме книг и уже гораздо более доступного просмотра кинофильмов, появился телевизор! Стало не таким актуальным и обязательным чтение книг- многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали - ценность книги была всё ещё очевидна.
Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.
Если смотреть в будущее, то ценится высоко именно умение творить, способность создавать что-то новое и мыслить креативно, пользоваться собственным воображением, а не плодами чужого. Чтение - одно из основных способов развивать эту способность.

© 2010-2022