• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Обобщение педагогического опыта по ИЗО «Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник на уроках и кружковых занятиях ИЗО в начальных классах»

Обобщение педагогического опыта по ИЗО «Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник на уроках и кружковых занятиях ИЗО в начальных классах»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта по ИЗО

Учителя начальных классов МОКУ «СОШ №10»

п. Цимлянский

Блохиной Юлии Алексеевны


«Развитие творческих способностей учащихся средствами нетрадиционных художественных техник на уроках и кружковых занятиях ИЗО в начальных классах»




«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

Младший школьный возраст представляет собой сензитивный период для развития творческой активности, поскольку ребенок активен и любознателен по своей природе. Поэтому большое значение приобретает проблема развития творческой активности учащихся как высшего уровня всех видов активности в младшем школьном возрасте. Именно в начальной школе наиболее эффективно формируются умения работать нестандартно. Ребенок постепенно становится личностью. Путь формирования личности ребенка заключается в постепенном освобождении его от влияния окружающей среды и превращение его в активного преобразователя этой среды.

Младший школьный возраст - время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребёнка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих средств развития личности ребёнка. Работая в школе в качестве учителя начальных классов, я задумалась над вопросами: как сделать уроки искусства более эмоциональными, запоминающимися? Что сделать, чтобы уроки искусства вызывали положительные эмоции, возбуждали интерес, стремление выразить собственное "Я"? Поэтому цель моей педагогической деятельности: раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке. Задачи:

  • развить личность обучающегося, подготовить его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного информационного общества;
  • сформировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

  • познакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними, закрепить приобретенные умения и навыки и показать детям широту их возможного применения;

  • воспитывать эстетический вкус, прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу.



К эффективным условиям организации художественно-творческой деятельности детей можно отнести следующие:

  • построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;

  • создание художественно обогащенной педагогической среды, предполагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей

В своей работе с детьми я использую рекомендации последователей гуманистической психологии (У. Глассер, Р. Кэмпбелл, М. Максимов, В. Сатир и др.), для создания творческой атмосферы использую следующие приемы:

  1. первоначально давать легко доступные творческие задания;

  2. проявлять интерес к действиям учеников;

  3. признавать и поощрять множественность вариантов ответов;

  4. раскрывать личностную значимость изучаемого и сделанного;

  5. поощрять чувству предвосхищения и ожидания;

  6. знакомое снова сделать незнакомым (рассмотреть с другой точки зрения);

  7. строить предположения на неограниченных данных;

  8. соотносить на первый взгляд несоотносимое;

  9. повышать значение ответа, часто даже ошибочного, искать в нем рациональное зерно и др.

На основании анализа психолого-педагогической, методической литературы, передового педагогического опыта, наблюдений за учебной деятельностью учащихся мной были отобраны и освоены нетрадиционные художественные техники, способствующие развитию творческих способностей учащихся.


  1. Рисунки мятой бумагой

Рисунки мятой бумагой - это презанятная нестандартная техника рисования, сродни рисованию штампиками. Только лучше, ведь она имеет и свои отличия, которые, безусловно, очень полезны.

Преимущества рисования мятой бумагой:

- Бумажный комочек-штампик ребенок способен изготовить своими руками, а как детям нравится мять бумагу, кроме того, это развивает самостоятельность и тренирует мелкую моторику.

- Развести цветную воду не менее увлекательно, чем само рисование!

Но самое главное, то, что отпечатки от комочков бумаги - размытые, не похожие один на другой, да и формы создаваемых пятен чаще всего самые неожиданные. Всё это вкупе хорошо развивает фантазию!


  1. Кляксография (выдувание через трубочку)

Техника рисования Кляксография(рисунок кляксами, выдувая их через соломинку) - это очередное волшебство на наших уроках. На первый взгляд - она непонятна, но стоит только начать творить. Рисунок словно сам рождается! Да, капельки краски расставляет художник по своему замыслу, но раздувая их - он уже не может точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Рисуя, Вы будете наслаждаться красотой этого действа!

Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, для детей с задержкой в развитии речи (как артикуляционная гимнастика). Также эта техника укрепляет здоровье и силу дыхательной системы.

Граттаж (или Гравюра, или «Цап-царапки»)

Замечательная нестандартная техника рисования -граттаж - будет интересна всем детям - независимо от возраста

Все шаги подготовки листа к работе - интересны тем, что воспитывают у ребенка чувство последовательности, внимания, усидчивости. Рисование же на выделанном уже листе - вообще похоже на волшебство: ребенок будет с удивлением наблюдать, как на графитово-черном фоне проступают яркие, контрастные линии и штрихи. Наряду с проявлением творческой, художественной мысли, можно сказать, что ребенок ставит эксперимент, практически познает законы физики, понимает значение слоев.

Но не стоит забывать - что маленький ребенок не может долго усидеть на месте - поэтому занятие лучше разбить на два этапа - подготовку исходного материала и собственно, рисование.

Детям нравится граттаж и, попробовав эту технику 1 раз, они будут возвращаться к ней вновь и вновь.

Пластилинография- рисование пластилином

Очередная нетрадиционная техника изобразительного искусства - художественная пластилинография.

Смысл этой техники заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклыми, полуобъёмными.

Ленивый рисунок "Лунные Цветы" или Занимательная физика в картинках + законы смешивания красок

Никогда еще рисунок не был таким ленивым, но при этом необычным.

Цель наших "Лунных Цветов" получить шедевр, используя два закона физики:

- закон цветовосприятия: смешения красок;

- закон всемирного тяготения.

Да и вообще, до сих пор понять не могу, то ли это был урок рисования, то ли эксперимент физики...

Рисуем мыльными пузырями

Нет ничего столь легкого, хрупкого и необычайно привлекательного для детей как мыльные пузыри.Они - неотъемлемый символ детства уже много поколений.

Помните, как взбалтывали в металлических тубах мыльную воду и соревновались, у кого пузырь выйдет больше и продержится дольше? А догадывались ли вы, что использовать их можно не только в качестве игры, но и в творчестве, например, рисовании?

Отпечатки пузырей, неповторяющиеся как отпечатки пальцев, прекрасно подстегнут фантазию как детей, так и взрослых. Сколько фигур можно увидеть в них: и кота, и букет, и дом, и дерево. Осталось только проявить силуэт или добавить свои детали - и рисунок готов!


  1. Объемные краски

Объем эти краски приобретают при нагревании и вызывают полный восторг у детей! Такие краски позволяют создавать забавные пухлые рисунки.


  1. Рисование крупой

Рисовать крупами это не только весело и увлекательно для ребенка - но и очень полезно для развития его мелкой моторики, а следовательно и речи, мыслительных процессов. Это благоприятно сказывается так же и на его психике, как и любое игровое взаимодействие с природным материалом.

Рисовать можно любыми крупами - гречкой, рисом, пшеном, сечкой и даже разноцветным сухим желе! Но лучше всего, для начала - научиться рисовать обыкновенной манной крупой.


  1. Картины с плавленым скотчем

© 2010-2022