Программа по внеурочной деятельности «Истоки» для 4 класса

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма

Рекомендована

методическим объединением учителей начальных классов

Протокол № _______

от «_____»________________ 2014 года

Согласована

«_____»________________ 2014 года

Заместитель директора по УВР

____________________М.Е. Прокофьева

Утверждаю

«_____»________________ 2014 года

директор школы

____________________Т.Г. Цвентарная

Программа по внеурочной деятельности

«Истоки»

для 4 класса, I образовательная ступень

срок реализации 1 год (2014-2015 учебный год)

Составлена на основе авторской программы «Истоки»

И.А.Кузьмина, А.В. Камкина

Составитель Ягодина Т.И.

2014 год


I.Пояснительная записка. Составлена на основе авторской программы «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Количество часов на изучение программы - 34 часа из расчета 1 час в неделю. УМК:

4класс

И.А.Кузьмин, А.В.Камкин «Истоковедение». Программа для начальной школы (1-4-й классы).- М: Издательский дом Истоки, 2005;

А.В.Камкин Учебник «Истоки» 4 класс - М: Издательский дом Истоки,2011;

В.Д. Ергина, Т.Н.Смирнова. Рабочая тетрадь «Истоки» 4 класс ч.1,2 - М: Издательский дом Истоки, 2012;

И.А. Кузьмина «Традиции образа». Книга для развития учащихся 4 класса общеобразовательных заведений - М.: Издательский дом «Истоки», 2011; Цель: освоение школьниками системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей, традиций. Задачи:

  • Приобщить детей, их семьи к вечным непреходящим духовно-нравственным ценностям через совместную деятельность;
  • Организовать взаимодействие детей и взрослых;
  • Создать условия для развития познавательной сферы ребенка;
  • Формировать бережное и созидательное отношение к окружающему миру;
  • Формировать способности получать значимые социокультурные результаты;
  • Формировать потребность сохранения духовно-нравственных ценностей семьи, страны.
Актуальность. Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.

Общая характеристика учебного предмета. Учебный курс «Истоки» в 4 классе призван суммировать и обобщить все известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе. Предстоит вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовно-нравственных ценностей. В центре курса -традиции как важнейший механизм сохранения и сбережения культурных универсалий, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Ставится и задача увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.

Место учебного предмета в учебном плане: Общий объём учебного времени составляет 34 часа. К активным формам обучения на занятиях по программе «Истоки» относятся: -ресурсный круг; -работа в паре; - работа в четверке.

II. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

Личностные УУД. 1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации. 2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям. 3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.

Регулятивные УУД. 1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов. 2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах. 3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.

Познавательные УУД. 1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях. 2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры. 3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии. 4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения. 5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы 7. Находить необходимую информацию в Интернете.

Коммуникативные УУД. 1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте). 2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов. 3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Ученик должен знать такие понятия, как: Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать - хранительница очага, крестная мать. Мир - Вселенная, мир - сообщество, мир - согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.


Обучающиеся научатся: - осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса: Традиции Образа, Слова, Дела, Праздника; - формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям; - выражать свои впечатления от услышанной или прочитаной информации; - преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения; - анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы; - принимать совместное решение; - анализировать свою работу, работу пары, группы.
Обучающиеся получат возможность научиться: ценить духовно-нравственные категории: Традиции Образа. Традиции дела и служения. Традиции слова, подвиги души, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении; - приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.

III. Содержание изучаемого курса.

Введение (1 час) Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?


Традиции образа (8 часов) первЫЕ образЫ. Отец как глава семьи, кормилец, заступник. Отеческий суд и наказание. Отец родной, крестный, духовный. Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница, молитвенница. Мать родная, крестная, названная. Род, родоначальник и родословие. Виды родословной. Отечество. Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. Произведения культуры - живая память Отечества. Святая Русь. Щит и меч. Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные. Мир. Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода). Правила мирского самоуправления. СВЯЩЕННЫЕ ОБРАЗЫ. Образы Спасителя: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя. Образы Богородицы: «Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ праведного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы). Образ Покрова в отечественной традиции. Образ ангела-хранителя. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа. светлые Образы. Образ света как истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещенное сердце - образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики. Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

Традиции Слова (8 часов) священные слова. Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. сердечные слова. Родительское благословение: пожелание добра, покоя, любви и согласия. Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения. Слова приветствия. Слова прощания. Слова праздничного поздравления. Пожелания и благодарения. Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения. честные слова. правила честного слова: думай, что говоришь; не говори того, что не думаешь; не все, что думаешь, говори. Договор и уговор. Традиция верности договору и уговору. Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.


Традиции дела (8 часов) Труд. Крестьяне, ремесленники и купцы - труженики России. Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество. Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора. Ремесленники созидают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам. Мастер - золотые руки. Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. Традиции делового мира: расторопность и дальновидность. Знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия. служение. Воинское служение - защищать Отечество, устрашать и карать врага. Традиции российского воинства: дисциплина, исполнение приказа, отвага, сохранение боевого знамени, защита веры. Отцы-командиры. Полководцы. Служение священства - научение вере, наставление о жизни, защита от греха. Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на духовные нужды. Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения. Творчество. Талант - особый дар человека. Талантливый человек - большой труженик. Почему в основе любого таланта - любовь? Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. Мастера художественных промыслов. Образы и символы народного творчества. Народное творчество и его проявления. ТРАДИЦИИ ПРАВЕДНОГО ДЕЛА. Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества.

Традиции праздника (8 часов) гулять всем миром. Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье. РАДОВАТЬСЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ. Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа. Обряды и обычаи семейных праздников. Гостеприимство, гулянье, трапеза. Трапеза - знак единения и примирения. Обычаи русской трапезы. Где песня льется - там легче живется. ПОМНИТЬ ВСЕМ ОТЕЧЕСТВОМ. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы, День города или села и другие. МОЛИТЬСЯ ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Пасха - праздник праздников. Ее атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника. Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре. ПОТРУДИТЬСЯ ДУШОЙ. Общие традиции всех праздников: ощутить смысл и духовное предназначение праздника, внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся.


Заключительный урок (1 час) Исторический, нравственный и духовный смысл традиций. Почему истоки помогают лучше видеть, слышать, чувствовать и понимать окружающий мир? Истоки: прошлое в настоящем ради будущего.

Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый Форма контроля:

  • оценивающий тренинг

Таблица прохождения практической части программы

Тема

Всего часов

Контрольные уроки

Введение


1


Традиции образа

8

У - 5, 9

Традиции Слова

8

У-11, 17

Традиции дела


8

У-20,24

Традиции праздника

8

У-29, 33

Заключительный урок

1

У-34

Всего:

34

9














IV. Учебно-тематический план (план мероприятий)

Дата

урока

Темы уроков

Деятельность учащихся на уроке

Использование ЦОР, ЭОР

Дифференцированное домашнее задание

Введение (1ч.)

05.09

1

Вводный урок

Что такое традиции.

Ресурсный круг (развивающий) «Что я жду от уроков «Истоки» в этом учебном году?»

Презентация по тексту учебника. Знакомство с учебником, тетрадью. Работа со словарём. Работа в тетради.

svetoch-opk.ru

Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?

Презентация.*

Традиции Образа (8ч.)

12.09

2

Первые образы. Отец и мать.

АФО Работа в паре (развивающий) «Традиции семьи». Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Презентация по тексту учебника, иллюстрации.

svetoch-opk.ru

Отец как глава семьи, кормилец, заступник.

Мать как душа семьи, хранительница очага, утешительница.

Приготовить рассказы о своих родителях.

Презентация.*

19.09

3

Первые образы. Родители.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Работа в паре (развивающий) «Основы семьи»

Род, родоначальник, родословие. Виды родословной.

«1компьютер-1 ученик», составление родового древа.

svetoch-opk.ru

«Моя будущая семья», сочинение-рассуждение.

Рисунки .*

26.09

4

Первые образы. Отечество.

Щит и меч.

Священный долг защиты Отечества. Щит и меч старинные, «щит» и «меч» современные, щит и меч духовные.

Мнемотехника (развивающий) «Отечество моё - святая Русь»

Презентация по тексту учебника.

svetoch-opk.ru

«1компьютер-1 ученик»

Компьтерная графика.

Беспредельность просторов и разнообразие родной природы. Богатство красок. Колокольный звон. (музыка). Произведения культуры - живая память Отечества. Святая Русь. (иллюстрации)

Прочитать «Ложную клятву давать - веру ломать» стр. 24-25

03.10

5

Первые образы. Мир.

Мир - белый свет. Мир - согласие. Мир - сообщество (община, артель, слобода).

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в паре (оценивающий) «Мир - сообщество»

svetoch-opk.ru

Презентация по тексту учебника

Правило мирского самоуправления. Составить.

10.10

6

Священные образы. Спаситель.

Работа в паре (развивающий) «Традиции образа»

Презентация по тексту учебника. svetoch-opk.ru

Иконы: «Спас Нерукотворный» (как образ спасения), «Господь Вседержитель» (как источник истины), «Спас в силах» (как владыка мира). Художественный и духовный язык образов Спасителя.

Выучить стихи.

Презентация.*

17.10

7

Священные образы. Богородица. Ангел-хранитель.

Работа в паре (развивающий) «Богородица - заступница, утешительница, охранительница»

«Умиление» (как образ любви и соединения двух миров), «Путеводительница» (как образ правильного жизненного пути), «Знамение» (как образ молитвы) Образ Покрова в отечественной традиции. Ангел-хранитель отдельного человека, семьи, храма, страны, народа. svetoch-opk.ru

«Почему иконы так дороги русскому человеку». Сообщение.

Презентация*

24.10

8

Светлые образы. Свет и просветители, праведники и мудрецы.

Работа в паре (развивающий) «Путь праведности»

Образ света как знак истины. Яркий свет, огненный шар и удивительное тепло - черты этого образа. Светлый взгляд, светлый ум, просвещённое сердце - образы просветителей. Образы праведников и мудрецов. Святые бессребреники, исповедники, преподобные, блаженные, мученики.

«1компьютер-1 ученик»

Заполнение таблицы «Светлые образы»

svetoch-opk.ru

Рисунки.

Презентация*

31.10

9

Святые образы. Образы-знаки.

Работа в паре (оценивающий) «Образы-знаки»

Образы-символы: крест, купол, птица, конь, дерево и другие. Смыслы этих образов, их размещение и признаки.

svetoch-opk.ru

«Традиции образа»

Презентация*

Традиции слова (8 ч.)

14.11

10/1

Священные слова. Заповеди, заветы, молитвы.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четвёрке (развивающий) «Заповеди и заветы»

Презентация по тексту учебника.

Заповеди и заветы. Следование им по жизни - важнейший нравственный опыт многих поколений, духовное наследие Отечества. svetoch-opk.ru

«В каких жизненных ситуациях человек обращается к Богу?»

Презентация*

21.11

11/2

Сердечные слова. Родительское благословение.

Работа в четвёрке (оценивающий) «Родительское благословение»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

svetoch-opk.ru

презентация по тексту учебника

Пожелание добра, покоя, любви и согласия.

Презентация*

28.11

12/3

Сердечные слова. Родительское благословение.

Ресурсный круг (развивающий) «Родительское благословение» (На какие дела даётся?)

Презентация по тексту учебника. svetoch-opk.ru

Крестное знамение, благословенные иконы, духовные грамоты - традиционные проявления родительского благословения.

Презентация*

Какими словами и на какие дела вас благословляют родители? - рассказ.

05.12

13/4

Сердечные слова. Сердце сердцу весть подаёт.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четвёрке (развивающий) «Сердечные слова»

Басня Крылова «Лебедь, рак да щука».

window.edu,ru

Слова приветствия, слова прощания, слова праздничного поздравления, пожелания и благодарения.

Презентация*

12.12

14/5

Сердечные слова

Ресурсный круг (развивающий) «Может ли сердечное слово примирить людей?»

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

window.edu,ru презентация по тексту

«1компьютер-1 ученик»: Заполнение таблицы слова раскаяния, покаяния, прощения.

Трогательные слова любви. Памятные слова. Слова раскаяния, покаяния и прощения.

Презентация*

19.12

15/6

Честные слова. Договор и уговор.

Работа в четвёрке (развивающий) «Традиции честного слова»

Традиция верности договору и уговору. Презентация по тексту учебника svetoch-opk.ru

Правила честного слова:составить.

Презентация*

26.12

16/7

Честные слова. Присяга. Обет.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четверке «Присяга - слово долга. Обет - добровольное обязательство.»

Презентация по тексту учебника

svetoch-opk.ru

«Образ честного человека»

Рисунок. Рассуждение.

Презентация*

16.01

17/8

Традиции слова (обобщающий)

Работа в четвёрке (оценивающий) «Доброе слово»

«1компьютер-1 ученик»

Тест «Традиции слова»

«Как слово помогает человеку?» примеры из литературы.

Презентация*

Традиции дела (8 ч.)

23.01

18/1

Труд. Земледельцы.

Традиции земледелия: знать природные приметы, иметь право на свою долю земли, добросовестный труд, дружный труд, взаимопомощь, каждому делу - своя пора.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. АФО Работа в четвёрке (развивающий) «Традиции земледельцев»

Презентация по тексту учебника. window.edu,ru

Иллюстрации подобрать по теме «Земледельцы кормят семью, ближнего и Отечество..»

Презентация.*

30.01

19/2

Труд. Ремесленники.

Традиции ремесла: любить и хорошо знать свой материал, безупречно владеть своим инструментом, добросовестность, передача секретов мастерства ученикам.

Работа в четвёрке (развивающий) «Каково полотно - такова и строчка»

Ремесленники создают новые полезные вещи ради ближнего и всего Отечества. window.edu,ru

Презентация по тексту.

«Люби дело - мастером будешь» рассказать о любимых увлечениях, показать результат своей любви к делу.

Презентация.*

Выставка работ* «Мастер - золотые руки»

06.02

20/3

Труд. Купцы и предприниматели.

Традиции делового мира: расторопность и дальновидность, знание товара и покупателя, умение рисковать, быть верным уговору, идти в ногу со временем, творить дела милосердия.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четвёрке (оценивающий) «Дерево ценят по корням, а человека по делам»

Купцы и предприниматели - деловые люди Отечества. window.edu,ru

Презентация по тексту.

Презентация*

Рисунки.

13.02

21/4

Служение. Воинство.

Работа в четвёрке (развивающий) «Защита Отечества - священный долг»

Современные образцы милосердия. Презентация по тексту.

window.edu,ru

«Защита Отечества - священный долг»

Презентация, газета, и др формы рассказа о службе родственников.

Презентация*

20.02

22/5

Служение священства.

Традиции священства: молиться о ближнем и Отечестве, совершать таинства, быть духовным отцом прихожанам, отзываться на их духовные нужды.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг (развивающий) «»Духовные воины Руси»

Служение священства - научение Вере, наставление о жизни, защита от греха. Презентация по тексту.

svetoch-opk.ru

Презентация*

Рисунки.

27.02

23/6

Служение. Суд и управление - сберегать мир между людьми, соединять закон и правду. Добрые традиции государственного служения.

Работа в четвёрке (развивающий) «Мудрые правители земли русской»

. svetoch-opk.ru

Презентация по тексту.

Презентация*

Найти стихи, рассказы, иллюстрации.

06.03

24/7

Творчество. Искусники.

Книжники.

Образы и символы народного творчества. Научное творчество и его проявления.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четвёрке (развивающий) «Рождение иконы»

Работа в четвёрке (развивающий) «Испокон веков книга растит человека»

Талант - особый дар человека. Творчество иконописца - передать людям вечные и божественные образы, приблизить их к духовному миру. svetoch-opk.ru

Презентация по тексту.

«В мастерской художника» Живописец. Его призвание - раскрыть красоту мира земного. Художественный язык живописца. сообщение

Презентация* «Мастера художественных промыслов».

13.03

24/8

Обобщающий. Традиции праведного дела.

Работа в четвёрке (оценивающий) «Праведное дело сродни подвигу»

Смысл праведного дела - жить, трудиться, служить и творить по правде, во имя ближнего и Отечества. svetoch-opk.ru

Презентация*

Традиции праздника (8 ч.)

20.03

26/1

Гулять всем миром.

Общинные праздники: братчины обетные, заветные. Всеобщее примирение и веселье. Престольный праздник: литургия, молебен, крестный ход, гостевание, ярмарка, гулянье.

Работа в четвёрке (развивающий) «Древние праздники Руси»

Праздники земледельческого календаря. Прославление жизненной силы природы. svetoch-opk.ru

Презентация*

Рисунки, фото.

03.04

27/2

Гулять всем миром.

Ресурсный круг (развивающий) «Почему праздники сближают людей»

svetoch-opk.ru

«Как готовятся к празднику дома?»

Презентация*

10.04

28/3

Радоваться всей семьёй.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Ресурсный круг (развивающий) «Любимый семейный праздник» (вижу, слышу, чувствую)

Презентация по тексту учебника. window.edu,ru

Обряды и обычаи семейных праздников.

Презентация*

17.04

29\4

Радоваться всей семьёй.

Работа в четвёрке (оценивающий) «Кума и кум наставляй на ум»

Презентация по тексту учебника. svetoch-opk.ru

Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа.

День ангела. Крестные родители.

Крестины и именины - наиболее древние семейные праздники русского народа.

День ангела. Крестные родители.

Презентация*

24.04

30/5

Помнить всем Отечеством. Государственные и гражданские праздники - общенародная память и благодарность. День Победы

Мнемотехника (развивающий) «Праздник памяти и славы»

Презентация по тексту учебника..

svetoch-opk.ru

Презентация*

Рисунки, стихи.

08.05

31/6

Помнить всем Отечеством.

Ресурсный круг (развивающий) «День рождения города»

День города, профессиональные и др. праздники. window.edu,ru

Презентация*

Рисунки, фото, сочинения и т.д.

15.05

32/7

Молиться всей церковью. Православные праздники - важная часть народной праздничной культуры. Исторический и духовный смысл этих проявлений праздника.

Отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль. Работа в четвёрке (развивающий) «Православные праздники»

Презентация по тексту учебника. svetoch-opk.ru

Празднование Рождества Христова и «Спасы» в отечественной культуре.

Р.т. стр.26 №6, стр. 31 №7

Презентация* Пасха - праздник праздников. Её атрибуты: ночная литургия, пасхальный крестный ход, возгласы «Христос Воскресе!», кулич и пасха, крашеные яйца, славление Христа и величальные песни.

22.05

33/8

Обобщающий. Потрудиться душой.

Работа в четвёрке (оценивающий) «Традиции праздника»

Ресурсный круг (развивающий) «Жизнь без праздника, что еда без хлеба»

Общие традиции всех праздников, ощутить смысл и духовное предназначение праздника, svetoch-opk.ru

Презентация* «Внешняя и внутренняя подготовка к празднику, обычаи гостеприимства, милосердие к больным, одиноким и всем нуждающимся».

Заключительный урок (1 ч.)

29.05

34/1

Традиции Отечества

Ресурсный круг (итоговый) «традиции моего Отечества»предмету Истоки?»

оценивающий

Презентация по тексту учебника. svetoch-opk.ru

Исторический, нравственный и духовный смысл традиций.

Клип*

V. Методическое обеспечение курса.

Использование медиаресурсов:

  • История русского быта, «Новый диск»

  • Энциклопедия православного христианина, «Новый диск»

  • Энциклопедия достопримечательностей России, «Новый диск»

  • Иллюстрированная библейская энциклопедия, «Новый диск»

  • Основы православной культуры, электронное приложение.

Наглядные пособия:

Репродукции картин:

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею;

К.П. Брюллов. Портрет графини Самойловой;

П.Д.Корин .Александр Невский;

Г.И. Попов. Вечерняя благодать;

Г.И. попов. Весенние хлопоты;

Икона Спас нерукотворный;

Владимирская икона Божьей Матери;

Икона Ангел-хранитель

Ссылки на Интернет-ресурсы:

  • Сайт ОС «Школа 2100» school2100.ru/uroki/elementary/

  • Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/

  • Сайт Единое окно доступа к образовательным ресурсам window.edu,ru/

  • Сайт федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru

  • Сайт «Светочъ» православная вера в презентациях svetoch-opk.ru/

VI. Список литературы.

Дополнительная литература для учащихся:

  • И.Шмелев «Яблочный спас»

  • И.Шмелев «Триоцын день»

  • А.К. Толстой «Спаситель»

  • Вера,ННадежда, Любовь и София. Из жития святых мучениц.

  • Ф.И. Тютчев «Чему бы жизнь нас не учила»

  • История русского быта

Дополнительная литература для учителя:

  1. Деревенские святцы, И.Д. Полуянов, Технологическая школа бизнеса, Москва, 1998
  2. Истоковедение, тома 2, 5, 8, 9. Издательский дом «Истоки», 2007 год
  3. История русской культуры под редакцией Ю.С. Рябцева М. «Владос», 1997Музыка,

  4. Православный храм и икона, «Эксмо», Москва, 2005

  5. Иконография Богородицы

  6. История русского быта

18


© 2010-2022