Рабочая программа кружка Здоровое питание в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа кружка «Здоровое питание»

по учебному курсу

«Разговор о правильном питании»

в 3 классе

Пояснительная записка


Программа «Разговор о правильном питании» допущена министерством образования Российской Федерации.

Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Программа «Разговор о правильном питании» адаптирована учителем начальных классов Булановой Верой Владимировной. Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни. Образовательные задачи: - развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, - формирование готовности заботиться и укреплять здоровье; - расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности выполнять эти правила; - развитие навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни; - пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа. Воспитательные задачи: - развитие представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа; - развитие представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности. Развивающие задачи: - развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности; - развитие самостоятельности, самоконтроля; - развитие коммуникативности; - развитие творческих способностей. В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона. Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня. Данный курс реализовывается в рамках внеурочной деятельности в форме: - занятий кружка «Здоровое питание» - праздников; - бесед; - классных часов; - однодневных походов в природу; - родительских собраний, круглых столов, семинаров; - в рамках проектной деятельности; - конкурсов рисунков и плакатов на тему правильного питания и здорового образа жизни; - выпуска газет, информационных буклетов.
В 1 и 2 классах мы с ребятами изучали первую часть программы - «Разговор о правильном питании». Работа по данной программе позволяет обратить внимание детей и их родителей на проблему нерационального питания в современном обществе. Значение изучения программы «Разговор о правильном питании» состоит в том, что воспитание культуры здоровья начинается в раннем детстве и младший школьный возраст является одним из главных этапов ее формирования. Учащиеся начинают больше внимания обращать на то, что они едят, когда едят, какие гигиенические нормы соблюдают при этом, расширяются и углубляются знания детей о продуктах питания, их пользе, разнообразии, вкусовых качествах. Приоритетной задачей нашего региона является охват горячим питанием всех обучающихся в школах. Это питание должно быть не только вкусным, но и полезным. Данные программы тесно связаны и способствуют развитию основ правильного питания у детей. Формируя знания и ценностные установки, связанные с культурой питания у школьников, мы строим будущее нашего города. В 3 классе изучаем вторую часть программы - «Две недели в лагере здоровья». Содержание данной программы позволяет реализовать актуальную задачу современного образования - обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, развитие личностных принципов здорового питания. Основные воспитательные задачи реализации второй части программы включают в себя:

  • привитие учащимся стремление к здоровому образу жизни;
  • воспитание культуры поведения за столом, в школе, на природе;

  • пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;

  • просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.

Основными образовательными задачами реализации второй части программы являются:
  • расширение знаний детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
  • формировать навыки правильного питания как составной части здорового образа жизни;
  • формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.
При изучении программы «Две недели в лагере здоровья» самым результативным способом усвоения знаний является применение технологии «обучения в сотрудничестве». При обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, но и в том, чтобы узнать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки. Одной из составных частей технологии «обучения в сотрудничестве» является взаимодействие учащихся и их родителей в процессе изучения материала, проектно-исследовательской деятельности, в коллективно-творческих делах. Основные принципы обучения в сотрудничестве:
  • Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на основе:
  • единой цели, которую можно достичь только сообща;
  • распределенных внутригрупповых ролей, функций;
  • единого учебного материала;
  • общих ресурсов;
  • одного поощрения на всех.
  • Личная ответственность каждого.

Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.

  • Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно-познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило, либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего задания на фрагменты.
  • Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Основные формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; - умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:

- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями; - общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения: - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

- ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

- применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;

- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Тематическое содержание программы

п/п

Тема

Форма проведения

Кол-во занятий

Т/З

П/З

1.

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»


1

1

2

2.

«Из чего состоит наша пища»

1

1

2

3.

«Что нужно есть в разное время года».

1

1

2

4.

«Как правильно питаться, если занимаешься спортом».

1

2

3

5.

«Где и как готовят пищу»

1

1

2

6.

«Как правильно накрыть стол»

1

2

3

7.

«Молоко и молочные продукты»

2

1

3

8.

«Блюда из зерна»

2

1

3

9.

«Какую пищу можно найти в лесу»

1

1

2

10.

«Что и как можно приготовить из рыбы»

1

1

2

11.

«Дары моря»

1

1

2

12.

«Кулинарное путешествие по России»

1

1

2

13.

«Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

1

2

3

14.

«Как правильно вести себя за столом»

1

2

3


Общее количество занятий

34




Календарно-тематическое планирование

кружка «Здоровое питание».

№ п\п

Тематическое содержание

Кол.

часов

Дата

провед.

(по плану)


Дата

провед.

(по факту)

1,2

Вводное занятие «Давайте познакомимся!»


2



3,4

«Из чего состоит наша пища»

2



5,6

«Что нужно есть в разное время года».

2




7,

8, 9

«Как правильно питаться, если занимаешься спортом».

3



10,

11

«Где и как готовят пищу»

2



12, 13,

14

«Как правильно накрыть стол»

3


15,16,17

«Молоко и молочные продукты»

2


18, 19, 20

«Блюда из зерна»

3



21, 22

«Какую пищу можно найти в лесу»

2



23, 24

«Что и как можно приготовить из рыбы»

2



25, 26

«Дары моря»

2



27, 28

«Кулинарное путешествие по России»

2


29, 30, 31

«Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»

3


32, 33, 34

«Как правильно вести себя за столом»

3




Литература:

  1. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М .: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 80 с.
  2. М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева Две недели в лагере здоровья: Рабочая тетрадь. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 72с.
4. Е. В. Езушина . Азбука правильного питания. - Волгоград: Учитель, 2008. Анкета для родителей. Ф.И. ребёнка _____________________________________________________________________ 1. Перечислите принципы организации детского питания, которые вам известны. _________________________________________________________________________________ 2. О каких проблемах в организации детского питания вы знаете? _________________________________________________________________________________ 3. С какими проблемами в организации питания своего ребёнка вы сталкиваетесь? _________________________________________________________________________________ 4. Прививаете ли вы ребёнку правила питания? Какие? Как вы это делаете? ________________________________________________________________________________ 5. Заполните, пожалуйста, таблицу:

Продукты питания в детском рационе.


Несколько раз в день.

1 раз в день.



Иногда.



Никогда.

Овощи.





Фрукты.





Молоко, молочные продукты





Каши.





Супы.





Мясные блюда.





Рыбные блюда.





Колбасные изделия.





Кондитерские изделия/сладости.





Газированные напитки.





Чипсы, сухарики.







6. Считаете ли необходимым внедрение программы о правильном питании в цикл школьных предметов? _____________________________________________________________________

7. Какую помощь в организации детского питания готовы предложить?

________________________________________________________________________________

8. О каких индивидуальных особенностях своего ребёнка хотели бы предупредить школьных работников?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Анкета для детей.

* Предварительно читается рассказ В Драгунского «Что любит Мишка».

Ф.И. ребёнка ____________________________________________________________________

1. Нарисуй в левой рамочке продукты, которые ты любишь, в правой - не любишь. Если можешь, подпиши рисунки.



2. Заполни, пожалуйста, таблицу (возможно с помощью учителя):

Продукты питания в твоём рационе.


Несколько раз в день.



1 раз в день.



Иногда.



Никогда.

Овощи.





Фрукты.





Молоко, молочные продукты





Каши.





Супы.





Мясные блюда.





Рыбные блюда.





Колбасные изделия.





Кондитерские изделия/ сладости.





Газированные напитки.





Чипсы, сухарики.





3. Назови правила питания, которые ты знаешь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________





Приложение 2



Рабочая программа кружка Здоровое питание в 3 классе

Меня зовут _____________________________________________

Мне _____ лет, я учусь в _____ классе.

Моё увлечение: __________________________________________

Любимый вид спорта: ____________________________________

Любимое блюдо: _________________________________________



Месяц.



Мой рост.



Мой вес.

Окружность груди.

в покое

при вдохе

сентябрь





октябрь





ноябрь





декабрь





январь





февраль





март





апрель





май





июнь





июль





август





Наблюдения: ____________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

На занятиях «В лагере здоровья» я узнал:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Мне запомнилось как _______________________________

_______________________________________________

Мне понравилось __________________________________

14


© 2010-2022