Статья из опыта работы Возможности использования мультипликации в учебной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Возможности использования мультипликации в учебной деятельности младших школьников


Очень часто сталкиваешься с мнением педагогов, что просмотр мультипликационных фильмов расценивается как средство организации досуга детей, которое должно реализовываться в условиях семейного воспитания, поэтому и применяется оно фрагментарно и бессистемно, не оказывая должного влияния на развитие личности обучающегося.

Как эффективно использовать средства мультипликации в учебном процессе?

Педагогический потенциал мультипликации позволяет при методически грамотном использовании успешно решать цель и задачи современного образования - создавать условия для формирования универсальных учебных действий младших школьников.

Использование мультфильмов способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу.

Поэтому, мультипликация в современном педагогическом процессе выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. Оно может использоваться на всех

этапах обучения, а особенно на ступени начального образования.

Объяснением тому служат некоторые психологические аспекты.

Характерная особенность детей младшего школьного возраста - ярко выраженная эмоциональность восприятия. А что может быть ещё более эмоциональным, чем просмотр мультипликационного фильма. И что, как не мультфильм, поможет ребенку в развитии воображения.

Некоторые возрастные особенности присущи и вниманию обучающихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания, которая требует игровой мотивации.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей. При просмотре мультфильмов память непроизвольно срабатывает на запоминание

материала.

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия младшими школьниками, усваивается легче и быстрее. Максимально активизируя наглядно-чувственное восприятие, мультфильмы обеспечивают более легкое и прочное усвоение знаний в их

образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, существенно влияет на формирование мировоззрения, стимулирует развитие абстрактно-логического мышления.

При помощи дидактических мультфильмов можно:

  • представлять разнообразную информацию,

  • выступать в качестве основного источника знаний,

  • формировать представления об объекте изучения, явлении, событии и др.,

  • иллюстрировать объяснение педагога или дополнять его,

  • расширять кругозор в той или иной области знаний;

  • создавать условия для мотивации познавательной деятельности детей;

  • управлять процессом познания;

  • обобщать учебный материал;

  • организовывать самостоятельную познавательную деятельность;

  • развивать мыслительную деятельность детей.

Все вышеперечисленное позволяет овладеть младшему школьнику универсальными способами деятельности.

Внедрение видео в педагогический процесс современного

образования младших школьников не является чем-то принципиально новым: педагогическая наука накопила определенный опыт применения видеоресурсов в образовательной работе с младшими школьниками.

Целью же моей деятельности стала разработка использования мультипликации в образовательном процессе младших школьников,

предусматривающая:

  • осуществление отбора мультипликационных фильмов в соответствии с поставленной целью современного образования;

  • выявление связи между содержанием мультфильмов и формируемыми универсальными учебными действиями обучающихся;

  • описание способов включения видео в педагогический процесс и их сочетание с другими приемами, методами и дидактическими средствами, видами деятельности младших школьников.

Я считаю, что мультипликационные фильмы способствуют формированию универсальных учебных действий младших школьников: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных результатов.

Это зависит от умения педагога методически грамотно включить просмотр мультфильма в определенный этап урока: постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие

нового знания.

У многих обучающихся в ходе просмотра мультфильма или после него возникает желание и потребность с кем-либо поделиться впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками - а это формирование коммуникативных УУД.

Данный факт объясняется тем, что мультфильмы оставляют

определенный эмоциональный отпечаток в сознании детей, чувства, которыми детям хочется поделиться.

В то же время мультфильм - средство формирования познавательных УУД - если обучающийся в процессе просмотра мультфильма сталкивается с понятием или явлением, неизвестным ему, то он тут же стремится получить их объяснение.

А когда ребенок пытается осмыслить, прокомментировать отдельные

события, дать оценку поступкам мультипликационных героев, соотнести поступки героев и реальных людей, провести параллели с повседневной жизнью - это способствует формированию

регулятивных универсальных учебных действий обучающихся.

Таким образом, грамотное использование средств мультипликации, непременно будет способствовать формированию умения учиться, в ходе которого успешно будут решаться задачи полноценного развития младшего школьника (умственное, нравственное, социальное, психическое), основанного на системно - деятельностном и личностно-ориентированном подходах и обогащение его эмоционально-творческого опыта (эстетический вкус и чувства, художественно-творческие способности)



© 2010-2022