- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья «Школьные старты»
Статья «Школьные старты»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Антонова И.Н. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Школьные старты»
Статья учителя начальных классов I квалификационной категории
МАОУ СОШ №65 г.Томска Антоновой Ирины Николаевны
И так, ребёнок идёт в школу. В его глазах любопытство, испуг, волнения: «Что такое школа? Какой будет учитель? Как я буду в школе справляться, один, без мамы и папы?» В лицах родителей читается гордость за «взращённое чадо», вышедшее на новую жизненную ступень, более ответственную и самостоятельную, а так же прослеживается тревога: «Как мой малыш войдёт в процесс обучения, в новый коллектив? Будет ли успешен? Хватит ли ему заложенного потенциала, накопленного в дошкольный период? Заметит ли учитель особенности нашего ребёнка?» Учитель, всматриваясь в лица будущих учеников, думает: «Какие они, мои открыватели и покорители вершин знаний? Насколько быстро приспособятся к условиям обучения? Какие особенности, свойства личности, черты характера, особенности поведения и работоспособности помогут мне спрогнозировать их успешность в обучении, их будущее?»
«Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». На первый взгляд, трудно определить, кто из детей одарён. Кто в будущем может стать артистом, учёным, руководителем.
Но педагогический опыт показывает, что если чуток и опытен педагог, если он верит в возможности воспитанника, если налажен тесный контакт с родителями, то можно развить у любого ребёнка тот дар, который ему дара природа. Важно не то, что ребёнку дан дар от природы, а то, что он сумеет сделать с этим даром, который у него есть. Ребёнок, поступающий в первый класс, не является «чистой доской», без всяких знаков и идей, он уже имеет свой жизненный опыт, свой взгляд на окружающий мир. Свой набор диагностических данных является стартовой точкой, принесённой из детского сада.
Но чтобы психологический портрет ребёнка сложился правильным и полным, чтобы учение для него стало радостным и полезным, необходимо уже на начальном этапе спроектировать развивающую среду обучения для каждого ребёнка по индивидуальной программе. Для того, чтобы картина сложилась точнее, и мы смогли с уверенностью сказать, что у конкретного ребёнка есть способности в определённой области, необходимо провести работу:
- анкетирование родителей (изучить условия и историю развития учащихся в семье, его увлечения, сведения о семье, о раннем развитии ребёнка, его интересы, способности);
- наблюдения педагога в учебной и внеучебной деятельности;
- диагностики психолога.
Другому же необходимо оказать поддержку и расширить поле деятельности в литературной сфере, так как уже на начальном этапе он с лёгкостью может построить рассказ, не теряя основной мысли, оставить главное, наиболее характерное. Он с лёгкостью придумывает что-то новое и необычное. При поддержке и сопровождении педагога, или родителя, дети литературной сферы смогут в будущем придумывать свои рассказы, стихи, изображать в своих произведениях героев живыми, передавать их чувства и настроения. Зачастую эти дети способны проявить себя и в художественной сфере, сопровождая написанное рисунками и картинами, отличающихся разнообразием сюжетов.
Таким образом, при помощи диагностики психолога, наблюдении педагога за детьми в учебной и внеучебной деятельности, выявляется набор качеств и свойств для успешного развития ребёнка в той или иной сфере.
Необходимо с самых первых шагов говорить своим воспитанникам о том, что хорошая учебная работа, успешность в той или иной области - залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии.
А мне, как педагогу, набирающего первый класс, важно пробудить интерес к процессу учения, сделать его увлекательным, не потеряв индивидуальность каждого ребёнка.