Современные педагогические технологии на уроков в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение по теме: Современные педагогические технологии.

Групповые технологии.

Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т.е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести- - классно-урочную организацию; - лекционно-семинарскую систему; - дидактические игры; - бригадно-лабораторный метод. При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль. Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

  • Реализация принципа деятельности;
  • Формирование мотивации учения и обучения;
  • Всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;
  • Психологический комфорт в учебном коллективе;
  • Единство воспитания и обучения;
  • Реализация субъект-субъективных отношений.
Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися. Преимущества группового обучения: - приобщение к важным навыкам жизни:
  • действенное общение,
  • умение слушать,
  • умение стать на точку зрения другого,
  • умения разрешать конфликты,
  • умение работать сообща для достижения общей цели;
- улучшается академическая успеваемость; - воспитывается самоуважение; - укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе; - появляется возможность избежать негативных сторон соревнования (состязания); - учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи. Типы группового обучения:
  • обучение партнеров в парах;
  • группа, сидящая вместе;
  • маленькая команда;
  • задание для всего класса.
Для работы в группах необходимы правила коллективной работы, которые могут составиться совместно с учениками или предоставить «готовые». Примерные правила: - объединитесь по группам быстро и тихо; - принесите необходимые материалы; - говорите тихо; - слушайте, когда кто-то говорит; - знайте свое задание; - оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу. Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задачу нужно всегда выдавать больше, чем дети смогут выполнить. Пусть они стремятся сделать побольше, и пусть задачи будут жизненными. Распределяя задания, обязательно указывать время для его выполнения. После выполнения работы, каждой группе дать ответный комментарий, т.к. дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы ожиданиям учителя. Пути достижения максимального успеха: - учиться правилам, - учиться навыкам групповой работы; - создать общность; - учиться ответственности; взаимное соответствие группового обучения и задания. Хорошо, если в процессе такой работы классный коллектив сблизится, сделается дружным. В условиях групповой работы происходит преобразование, перестройка позиций личности, изменяются ценностные установки, смысловые ориентиры, цели обучения и самого взаимодействия каждого из участников учебного процесса. Изменения позиции определяет переход школьников на новый уровень освоения учебной деятельности, к новым формам взаимодействия учеников друг с другом и с учителем. В условиях совместной работы наиболее полно и отчетливо раскрывается система отношений школьника к миру, одноклассникам, к самому себе. Эта форма работы не позволяет ему оставаться пассивным в учебном процессе, безразличным к другим членам группы, к выполняемому заданию, стимулирует такие важные способы взаимодействия, как групповая дискуссия, сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, преодоление замкнутости учеников, и имеет еще целый ряд других позитивных моментов. Деятельность учителя как участника и основного организатора работы на уроке состоит в отборе и применении форм, соответствующих реальным целям и задачам учебно-воспитательного процесса, его конкретным условиям. При этом каждый учитель оказывается перед необходимостью решать несколько принципиальных вопросов.
  1. Выбор задания для групповой работы. От типа и характера учебного задания в большей мере зависит возможность и успешность совместность учебной работы на уроке. Анализ учебных дисциплин школьного обучения показывает, что разные предметы имеют различные возможности для освоения их в групповой форме. Вместе с тем практически каждый учебный предмет имеет темы и вопросы, которые могут быть успешно освоены в групповой форме.
  2. Организация групп. В этом вопросе среди исследователей нет единства мнений. Перечисляется большое количество факторов, которое необходимо учитывать: взаимоотношения, уровень знаний, индивидуально-психологические особенности (темп продвижения в учебном материале, темперамент, сформированность у учеников навыков общения, контактность (общительность) и др.); наличие лидера в создаваемой группе; цель урока; специфика учебного предмета и т.д.
  3. Критерии результативности групповой работы. Этот вопрос до сих пор остается наименее разработанным. Исследователи отмечают сложность оценки результативности и подчеркивают необходимость сопоставления результатов с результатами традиционных форм учебной работы. П. Кройцберг, в частности, предлагает измерять прирост знаний учащихся. Для его выявления, считает автор, можно использовать метод среднего остаточного прироста, который предполагает вычисление сдвигов в знаниях учащихся в результате деятельности учителя, для чего требуется учет качества ответов учащихся в течение всего учебного занятия.
© 2010-2022