- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по музыке 1 класс
Рабочая программа по музыке 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Егорова Т.С. |
Дата | 23.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБ ОУ Газопроводская СШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса
составлена в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта
Программа составлена учителями начальных классов МБ ОУ Газопроводской СШ
Починки 2015 год
1.Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы МБОУ «Газорпроводская СОШ» и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту: Музыка: 1 класс: учебник для учащихся общеобразоват. учреждений / авт.-сост. В.О.Усачева. Л.В.Школяр- 2-е изд., перераб. и доп- М.: Вентана-Граф, 2012. Цели и задачи курса. Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Основные задачи уроков музыки: 1. Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека- творца. 2. Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке. 3. Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта - человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку. 4. Развитие музыкального восприятия как творческого процесса - основы приобщения к искусству. 5. Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства. 6. Воспитание эмоционально- ценностного отношения к искусству, художественному вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира. 7. Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке. 8. Овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации.
2.Общая характеристика учебного предмета. Характерные черты русской музыки. Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка - различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее - интонационные корни. Народное музыкальное творчество - энциклопедия русской интонационности. Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Истоки русского классического романса. Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс. Композиторская музыка для церкви. Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре. Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути - точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Величие России в музыке русских классиков.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане. На изучение предметного курса отводится 1 час в неделю, 33 часа в год.
4.Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты. 1) Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование основ национальных ценностей российского общества; 3) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 4) формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов; 5) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты. 1)Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии; 2)сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; 3)умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению; 4)использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации. Метапредметные результаты. 1) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; 5)освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9)овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; 10) осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 11)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 12)готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12)определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества; 14)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «музыка»; 15)овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16)умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
5. Содержание учебного предмета. Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки. 6.Тематическое планирование Содержательная линия.
Содержание материала. Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной днятельности
1. Истоки возникновения музыки.
«Исследование» звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание». Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. 8 ч
уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
-знать автора, название, текст изученного произведения
-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;
-определять на слух основные жанры музыки
-знать об истоках происхождения музыки;
-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение
2. Содержание и формы бытования музыки
Отражение в музыке человеческих чувств - добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна.
Многообразие и многообразность отражения всего мира в конкретных жанрах и формах, общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д.
19 ч
-знать об истоках происхождения музыки;
-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение
уметь определять на слух основные жанры музыки;
-участвовать в коллективном пении
знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»
-узнавать изученные музыкальные произведения
знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края
3. Язык музыки
Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, многочисленный музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы особого рода (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
6 ч
-
уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности (темп, ритм)
-знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения
-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Итого
33ч
Календарно-тематическое планирование ПО МузыКЕ
№
Тема урока.
.
Содержание
Кол часов.
Формирование универсальных учебных действий.
1.
Образ музыки.
Попатенко «Скворушка прощается». Разучивание песни
1
.
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
2 . Родина музыки.
Попатенко «Скворушка прощается». Разучивание песни
1
3. Мелодия.
П.И. Чайковский «Мелодия».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
4. Характер музыки.
П.И. Чайковский. «Немецкая песенка».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
5. Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений.
А. Попатенко «Скворушка прощается». Индивидуально-хоровое исполнение
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
6. Где найти песню? Колыбельные песни
Колыбельная песня «Баю - бай».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
7. Где взять танец?
П.И.Чайковский «Мелодия», «Камаринская».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического
; Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
8. Маршевый порядок.
П.И.Чайковский «Марш деревянных солдатиков» (фрагмент из фортепианного цикла «Детский альбом»).
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
9. Содержание музыки.
П.И. Чайковский «Времена года» (фрагмент из фортепианного цикла). Русская народная песня «Жнеи, мои жнеи».
1
Л:-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
. К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
10-11. Можно ли увидеть музыку?
М.П. Мусоргский «Баба Яга» (фрагмент из фортепианной пьесы альбома «картинки с выставки»).
2
Л:-эмпатия, как понимание чувств и сопереживание; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
. К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
12. Как увидеть музыку?
О. Лассо «Эхо» (фрагмент из фортепианной пьесы). З. Левина «Длинные ноги у дождя». Разучивание песни.
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению.
13. Музыка живая.
С.С. Прокофьев «Полночь» (фрагмент из балета «Золушка»).
1 Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического; Р: -принимать и сохранять учебную задачу; П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
14. Каждый композитор - художник.
Э.Григ «Утро» (фрагмент из фортепианной пьесы). З. Левина «Веселая песенка». Разучивание песни.
1 Л-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического; Р: -принимать и сохранять учебную задачу; П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
15. Изобразительность в музыке.
П.И. Чайковский «Спящая красавица» (фрагмент из балета).
1 Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического; Р: -принимать и сохранять учебную задачу; П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
16. Изобразительность в музыке.
К.Сен-Санс «карнавал животных» (фортепианная пьеса).
1 Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического; Р: -принимать и сохранять учебную задачу; П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
17 Фрагменты бытования музыки.
А. Аренский «Кукушка». Разучивание песни.
1 Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического; Р: -принимать и сохранять учебную задачу; П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
18. Рождение музыкальной формы.
Русские народные песни: «Вейся, капустенька», «Авсень». Обрядовые песни.
1 Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического; Р: -принимать и сохранять учебную задачу; П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
19-20 Музыкальный театр.
Р.Шуман «Мотылёк». Разучивание песни.
2
Л:-ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
К: -выражать своё отношение к музыкальному произведению.
21. Музыкальный театр.
Р.Шуман «Мотылёк». Индивидуальное и групповое исполнение песни.
1
Л:-ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
К: -выражать своё отношение к музыкальному произведению
22. Что такое балет?
С.С. Прокофьев «Ромео и Джульетта» (фрагмент из балета - «Танец рыцарей»).
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
23. Музыкальный театр.
Русские народные весенние заклички. «Жаворонки». Разучивание.
1
Л:-ценить отечественные, народные музыкальные традиции.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.
К: -выражать своё отношение к музыкальному произведению
24. Идём в театр Язык театра.
С.В. Рахманинов «Итальянская полька».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
25. Идём в театр. Язык театра.
Н. А. Римский - Корсаков «Первая песня Леля» (фрагмент из оперы - сказки «Снегурочка»).
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; -чувства прекрасного и эстетического;
Р: -принимать и сохранять учебную задачу;
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека
К:-выражать своё отношение к музыкальному произведению
26. Чудеса в музыке и в жизни. Хоровые песни
Д. Б. Кабалевский «Подснежник». Разучивание песни.
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;-чувства прекрасного и эстетического.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;-размышлять над образами музыкального произведения.
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
. К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
27. Чудеса в музыкальном театре.
Н. А. Римский - Корсаков «Три чуда» (фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане»).
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;-чувства прекрасного и эстетического.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;-размышлять над образами музыкального произведения.
Эстетически откликаться на музыкальное искусство.
К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
28.
Язык музыки.
М.П. Мусоргский «Два еврея». Народная игра «Кострома».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;-чувства прекрасного и эстетического.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;-размышлять над образами музыкального произведения.
Эстетически откликаться на музыкальное искусство.
К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
29-30. Язык музыки.
С.С. Прокофьев «Симфоническая сказка «Петя и волк».
2
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;-чувства прекрасного и эстетического.
Р: принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;-размышлять над образами музыкального произведения.
Эстетически откликаться на музыкальное искусство
. К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
31. Язык музыки.
М.П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;-чувства прекрасного и эстетического.
Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;-размышлять над образами музыкального произведения.
Эстетически откликаться на музыкальное искусство.
К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
32. Язык музыки.
С.С. Прокофьев Фрагмент из кантаты «Александр Невский».
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;-чувства прекрасного и эстетического
. Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;-размышлять над образами музыкального произведения. Эстетически откликаться на музыкальное искусство. К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
33. Урок - концерт «Пусть музыка звучит и не смолкает».
Исполнение музыкальных произведений по выбору.
1
Л:-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;-чувства прекрасного и эстетического
. Р: -принимать и сохранять учебную задачу.
П:-размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека;-размышлять над образами музыкального произведения. Эстетически откликаться на музыкальное искусство . К:-выражать своё отношение к муз. произведению.
7.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного предмета
1.Усачёва В.О. Музыка. 1 класс: учебник/ В.О. Усачёва, Л.В. Школяр. - М.: Вентана - Граф, 2012.
2. Усачёва В.О. Музыкальное искусство.1 класс: методическое пособие/ В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр.- М.: Вентана - Граф, 2012. 2. Интернет-ресурсы. 1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: school-collection.edu.ru 2. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: nachalka.info/about/193 3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: km.ru/education 4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: festival.1september.ru 5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: uroki.ru 3. Информационно-коммуникативные средства. Коллекция мультимедийных уроков Кирилла и Мефодия. 1 класс (DVD). 4. Технические средства обучения. Компьютер. Колонки 5. Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью
8.Планируемые результаты обучения. Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса К концу обучения в 1 классе учащиеся должны: -проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения; -проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки; -знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека. Решать практические и учебные задачи: -выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; -ориентироваться в многообразии музыкальных жанров; -различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
-применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.