- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по русскому языку
Открытый урок по русскому языку
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жилисова Ф.Л. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка
в 4 в классе
«Прошедшее время глагола»
учитель начальных классов
Жилисова Ф.Л.
2015-2016 уч.год
Тема урока: Прошедшее время глагола.
Класс: 4(УМК «Начальная школа 21 века»)
- Цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации.
- познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
- развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
- формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
- воспитывать интерес к предмету.
-
учебник «Русский язык. 4 класс. Ч. 2.» ( Вентана-Граф, 2010);
-
тетрадь на печатной основе
План урока.
Этап урока
Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности.Оргмомент.
Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.
Коммуникативные: постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
-
Минутка чистописания.
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
-
Актуализация знаний.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
-
Поиск проекта выхода из затруднения.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.
-
Первичное закрепление изученного (работа в группах).
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.
-
Самостоятельная работа.
Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .
Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
-
Рефлексия.
Регулятивные: оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.
-
Домашнее задание.
Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.
Коммуникативные: объективно оценивать себя.
Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Ход урока:
- Самоопределение к деятельности. Оргмомент.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Минутка чистописания. -Прочитай пословицы и объясните их значение:
Время не ждет.
Не время сидеть сложа руки.
-Объясните значение слова «время»( Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками») -Искомая буква для чистописания находится в глаголе нач.формы и обозначает парный глухой мягкий согласный звук в корне слова(с-) -Согласную букву с запишем с буквами слова «время». -составьте цепочку букв, в которую должны войти буква с и каждая следующая буква данного слова (свсрсесмся) -Напишите цепочку до конца строки, удваивая в ней сначала количество гласных букв, а затем согласных букв. (свсрсеесмсяя ссввссррссессммсся)
III Постановка учебной задачи.
-Назовите глаголы в пословицах (ждет, сидеть)
-Образуйте от них нач.форму. - Найдите основу глаголов. Как это сделать? (основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы -ть-, -ти-, -чь-, окончание) Слайд 1. ждать-ждал сидеть- сидел - Сравните глаголы 1 столбика с глаголами 2 столбика . Что заметили интересного? (основа та же, только суффикс - -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? - Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Слайд 2. (Тема урока) - Каких знаний не хватает о глаголах прошедшего времени ( что обозначают глаголы прош.времени, образование суффиксов глаголов прошедшего времени -суффиксы могут служить для образования новых слов и форм слова).
IV Построение проекта выхода из затруднения. -Как получить эти знания? (план достижения цели: понаблюдать за глаголами прошедшего времени, сделать вывод, затем проверить его, обратясь к учебнику)
- Сравните глаголы в получившихся парах и подумайте, как от начальной формы глагола образуется форма прошедшего времени. (при помощи суффикса «л»)
- Если суффикс «л» образует форму слова, будет ли он входить в его основу? (так как суффикс «л» формообразующий, в основу он не включается.)
- Прочитаем подтверждение этому в рубрике «Тайны языка» (с.139) .
- Какие ещё формообразующие суффиксы также не включаются в основу слова? (это суффиксы начальной формы «ть», «чь»). - Создайте таблицу - опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени». ходить - ть + л = ходил
V Первичное закрепление -РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ СТР.139 УПР 2 (НАЙДИ И ВЫПИШИ ГЛАГОЛЫ В ФОРМЕ ПРОШ.ВРЕМЕНИ ) - фронтальная работа У ДОСКИ , ВЫДЕЛИ СУФФИКС И ОСНОВУ)
Физминутка Я буду называть глаголы настоящего и прошедшего времени. Если назову глагол в наст.времени, делают наклоны в стороны девочки, если глагол прошедшего времени- приседают мальчики. Попытайтесь сосчитать, сколько глаголов в прошедшем времени будет названо: лаял, сеет, шумит, шумел, облетал, чистит, почистил, играет, сажает, шуршали, звенит, ушла -6 глаг.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону -Работа в парах: (одна пара работает за закрытой доской) -упр.3 (выпиши глаголы прошедшего времени, отметь в них суффикс и основу) ЭТАЛОН (на доске): защищали, оставляла, несла, мешал, закрывали, отвечал, загорал.
Работа по группам (группы по 4 человека) Игра «Кто быстрее и правильнее» (найди глаголы и определи их время): Я коня водой пою, Песню солнышку пою: -Ты свети, свети, светило, Я хочу, чтоб ты светило До поры, пока под ушки Лягут белые подушки.(омонимия)
Взаимопроверка: 1группа каждого ряда - у 2 группы. Оценивание работы учащимися.
-Дифференц.работа. -работа в тетради на печатной основе стр.59 упр.2 « Сомневаюсь в знаниях»- вставь пропущенные буквы в слова; «Уверен в знаниях по теме урока»-вставь пропущенные слова, найди глаголы прош.времени, выдели суффикс и основу (прошла, засуетилось, подняли, взбесилась, пустила, умылася, стала)
VII Рефлексия
«Блиц - опрос» (дополните фразу) Слайд 8. Глаголы, называющие действия, которые происходили или произошли в прошлом, до момента речи называются______________ Слайд 9. Прошедшее время глагола образуется от ___________ при помощи__________ Слайд 10. Суффикс -л- служит для образования ______________________ и называется ___________________.
- А теперь снова обратимcя к началу урока.
-Кому удалось соответствовать нашим целям-быть активными,целеустремленными,общительными? --У кого не все получилось?
- Какие секреты русского языка вы сегодня на уроке открыли?
- Что вам показалось особенно интересным?
- Оцените свою работу на уроке.
- Как вы оцениваете работу класса на уроке?
- Чью работу на уроке вы бы отметили.
-Выставление отметок , аргументируя свое мнение.
- Спасибо за работу. На этом наш урок окончен. Домашнее задание: выучить правило, стр.140 упр.4, творч.задание придумайте сочинение-миниатюру «Зимушка-зима» с глаг.прош.времени.
увядает
запорошит
таяли
распустились
заметёте
желтеешь
зазеленели
заискрятся
опадают
Делу время, потехе - час. Время-не птица,за хвост не поймаешь
Не время сидеть, сложа руки. ^
Время не ждет. Прошедшее время ^ ^ ^ ходить - ть + л=
ходил
ждать - ждал
сидеть - сидел
Я коня водой пою,
Песню солнышку пою:
-Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило
До поры, пока под ушки
Лягут белые подушки.
Я коня водой пою,
Песню солнышку пою:
-Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило
До поры, пока под ушки
Лягут белые подушки.
Я коня водой пою,
Песню солнышку пою:
-Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило
До поры, пока под ушки
Лягут белые подушки.