• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по русскому языку на тему Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений 3 класс

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Знакомство с изменение по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений

(«Как ещё могут изменяться слова?»)

Тип урока: урок усвоения новых знаний Цель урока: познакомить учащихся с изменением имен существительных по падежам, развивать интерес к урокам русского языка

УУД

Личностные:

- элементы способности оценивать свои трудности и достижения

Регулятивные:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять действия для её решения.

- выполнять действия в речевой и умственной форме.

- контролировать свои действия и их результат

Познавательные:

- вести наблюдения за фактами языка, извлекать из них определённую информацию.

- целенаправленно (с заданной установкой) читать материалы учебника, находить нужную информацию, дополнять, оценивать имеющуюся или полученную в ходе наблюдений.

- осознавать общий способ действия и применять его при решении конкретных языковых задач.

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном поиске, соблюдать правила речевого поведения;

- участвовать в совместной деятельности.

- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, стараться объяснять его; слушать мнения других.

- делиться приобретённой информацией с другими, в частности дома.

Предметные умения:

- определять принадлежность слова к той или иной части речи - изменять существительное по падежам

- устанавливать связи слов, изменять слова

- обнаруживать и устранять ошибки в образовании и использовании форм слов.

Ход урока I. Организационный момент. Здравствуйте! - Ты скажешь человеку. - Здравствуй, - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. - Вы не забываете говорить «здравствуйте» при встрече? II. Мотивация учебной деятельности.

  1. Коллективная работа
Запись на доске: Сколько разноцветных корабликов сегодня в нашем пруду! Жёлтые, красные, оранжевые - целая флотилия. - Что же это за флотилия? (Листочки.) - Как вы догадались? - Что за часть речи «листочки»? - Что знаем об этой части речи? - Сегодня я расскажу вам о приключении зеленого листа. Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс, Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг - к зелёному листу! Лапой - хвать зелёный лист, Дескать, поиграем. «Не хочу», - парашютист Головой качает … Ветер вновь с листом зелёным Закружил над старым клёном, Но шалун уже устал И ко мне в тетрадь попал. Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. - Где побывал наш лист? - Давайте понаблюдаем за существительным «лист», ведь в этом стихотворении это слово употребляется несколько раз. Учитель вместе с учениками выписывает слово и вопрос к нему. что? лист у чего? у листа. что? лист с чем? с листом о чем? о листе - Это родственные слова или форма одного и того же слова? (Форма слова, так как меняется только окончание.) - Как же изменяется это существительное? (По вопросам.) - Изменение существительного по вопросам называется склонением или изменением по падежам. - Что такое падеж? Это слово произошло от латинского и очень похоже на русское слово «падёж». Но падёж - это гибель животных от заразной болезни. А слово «падеж» обозначает падение, потому что как бы падает по ступенькам вниз. - Обратите на это внимание в упр. 192. - В русском языке, по подсчетам ученых, нужно только шесть падежей, чтобы правильно употреблять слова в речи. А немецкие ученые считают, что им нужно только 4. У финнов - их 15. - Чему сегодня на уроке вы должны научиться? (Изменять существительное по падежам.) III. Формирование новых знаний и умений. - Самый главный падеж - именительный. - Почему он так называется? Почему он первый? - Да хотя бы потому, что немало слов как раз в именительном падеже равны своему корню. Например: кот-а - кот-у, о лес-е - к лес-у. Значит, если существительное стоит в начальной форме, то оно стоит в именительном падеже. - Давайте проверим, так ли это. Прочитаем сообщение на с. 66 учебника. 1. Работа в парах Выполнение упр. 190. - Решите: оставите слово «сестра» в начальной форме или будете его изменять? - По команде каких вопросов измените это слово? 2. Фронтальная работа. - Понаблюдайте за изменением другого слова в упр. 191. - Назовите предложения, в которых слова «сестра» и «река» стоят в именительном падеже.

3. Физминутка На болоте две подружки, две зелёные лягушки Утром рано умывались, полотенцем растирались, Ножками топали, ручками хлопали, Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались. IV. Применение знаний и умений - Для чего мы получали новые знания, не забыли? (Чтобы научиться изменять существительное по падежам.) 1. Работа в группе. - Верна ли запись? Календарь (погода), писать (ручка), ловить (рыба), читать (книга), подвиг (герои). - Для чего нужно нам изменить по вопросам существительные? - Запишите слова, связывая их по смыслу.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

№ 61 в пособии «Потренируйся!».

- Вставим пропущенные буквы, объясняя орфограммы.

- Наблюдайте, как изменяются слова.

- Самостоятельно (по вариантам) дописывайте слова щенок, огурец, изменяя их форму. Для этого отмечайте Х слово-командир, устно задавайте вопрос от него.


2. Игра «Я знаю!» - Нужно определить падежи слова «дорожка» и указать, какого падежа не хватает. Дорожка домой Мне мила с детских лет, Дорожки знакомой Красивее нет! И если б зашёл я, Не знаю куда, Дорожку домой Отыскал бы всегда. На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои. V. Итог урока. Рефлексия - Что интересного узнали об имени существительном? - Почему самый главный падеж назвали именительным? - Хотите ли вы рассказать дома, о том какие знания вы получили? «Солнышко»
На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета - мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета - занятие не интересное, не было никакой полезной информации. VI. Домашнее задание: упр. 194, с.77-79 учить правило - Примените дома свои знания, выполняя упражнения.



© 2010-2022