- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока: Урок музыки в 3 классе
Конспект урока: Урок музыки в 3 классе
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бочарова Г.А. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ОТКРЫТЫЙ УРОК МУЗЫКИ В 3 КЛАССЕ
Тема: « Виват Россия! Наша слава - русская держава».
Цель урока: знакомство с образами защитников Отечества на примере музыкальных произведений С. Прокофьева и М. Глинки.
Задачи урока: развивать эмоциональную сферу учащихся, музыкально-образное мышление, восприятие музыки, творческо-музыкальные способности, практические умения и навыки.
Методы работы: эмоциональная драматургия, практические и творческие, объяснительно-иллюстративные, развивающие.
Форма работы: слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах.
Оборудование: компьютер, портреты А. Невского, С. Прокофьева, М.Глинки, музыкальный центр, баян, колокольчики.
Ход урока: I.Организационный момент. Дети заходят в класс под марш «Если хочешь быть военным». Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, ребята - здравствуйте, учитель». Рефлексия: дети выбирают тот цвет нотки (разноцветные кружочки лежат на столе), который соответствует их настроению в начале урока (яркий - пришел с желанием на урок, темный - не хотел идти).
II. Формулирование темы урока.
Ребята, готовясь к нашему сегодняшнему уроку, я долго думала, как его озаглавить. На ум приходило несколько названий:
«Пока сердца для чести живы», «Музы не молчали», «Слава Отечеству»…
Все эти названия, несомненно, подошли бы к основной теме нашего урока. Но наиболее подходящее, как мне показалось, является то, которое написано на доске.
«Виват Россия! Наша слава - Русская Держава!»
Вы, конечно, обратили внимание на то, что слова Русская Держава у меня написаны с большой буквы. И это не случайно.
Вчитайтесь и вдумайтесь в эти два слова - Русская Держава.
Чувствуете, как широко звучат они. Сколько смысла вложено в эти два слова. Попробуйте мне сами сказать
- С чем вы связываете слово русская? (Родина, Русь, Россия, народ, Отечество, Отчизна и т.д.)
- А слово держава? (Опора, надежда, надежный заслон, сила, мощь).
А теперь давайте, соединим эти слова и подумаем, что же это такое
Русская Держава? (ответы)
Правильно. То, на чем держится наша Россия, Русь. Конечно не в прямом смысле, а в переносном.
- Так на чем держится Родина наша, скажите?
- Благодаря кому мы с вами спокойно спим, учимся в школе, посещаем театры и кино? (ответы детей)
Правильно. Благодаря тем, кто охраняет наш покой. Благодаря тем, кто сложил головы за нас в далеком прошлом. Тем, кто и сейчас несет свою боевую вахту на границе, или в море. Благодаря тем, кто до сих пор гибнет в горячих точках страны во имя жизни на земле.
Это и есть наша слава! Наша Русская Держава!
О славных Защитниках отечества, чьи имена прославили героический подвиг русского человека в тяжелые времена и пойдет наш с вами сегодняшний разговор. III. Актуализация знаний по теме. Обратимся к вашей семье. А в ней есть защитники? (папы, братья). Папы в трудное время могут не только защитить свою семью, но и свое Отечество, влившись в ряды армии.
Если бы вы были композиторами, какие музыкальные краски вы взяли бы для создания марша? IV. Обращение к классике.
У меня на доске написаны несколько дат, связанных с теми или иными событиями в истории нашей Родины. Давайте перелистаем страницы истории и окунемся в Древнюю Русь. Во времена, когда она была обложена врагом - с юга татарами, с севера ордами крестоносцев, когда люди были заняты мирным трудом и одновременно испытывали боязнь быть угнанными в рабство. Враги не жалели ни старых ни малых.
Целью врага было покорить Великий Новгород, который привлекал своим богатством
В то время в Новгороде княжил молодой двадцатилетний князь Александр Ярославович. Он не стал дожидаться, когда неприятель подойдет к стенам города, а поспешил ему навстречу. Как набатный колокол звучат его слова:
«Вставайте, люди русские! На славный бой! На смертный бой!»
Александр дал клич. И словно из-под земли вырастают русские воины. Идут крестьяне с косами и вилами. Движется могучий поток с копьями и мечами. Из капель собираются ручьи, из ручьев реки, из рек озера.
(Звучит фрагмент хора «Вставайте люди русские»)
15 июля 1240 года в сражении на реке Неве, Александр одержал победу. С тех пор князя стали называть Невским.
Очень коротко я поведала вам о тех далеких событиях. Но чтобы более полнее и ярче ощутить происходящее, стать свидетелями того времени, нам поможет музыка.
В 1240 году А.Невский одержал победу над шведами, а в 1940 году композитор Сергей Прокофьев написал монументальное музыкальное произведение - кантату «Александр Невский».
Написал в кротчайшие сроки, прямо перед Великой Отечественной войной.
Над миром тогда нависли черные тучи фашизма. Нужен был исторический пример героизма, который бы вдохновлял народ на войну с фашизмом, на борьбу с ним. Так появился художественный фильм режиссера С.Эйзенштейна, а вместе с ним и кантата С.Прокофьева.
- Что такое кантата? (ответы детей)
Мне лишь хочется добавить, что в кантате 7 частей.
Мы с вами послушаем заключительную часть «Въезд Александра в Псков»
Более семи веков живет память народная о святом благоверном великом князе Александре Невском - национальном герое - народном заступнике .
Шли годы, шло время. Менялись люди, менялись традиции, менялись правители - цари, все вокруг менялось. Не прекращались лишь попытки иноземцев захватить русские земли. Один из исторических периодов в России известен как «Смутное время»
Вот эти события и послужили сюжетом для написания русским композитором М.И.Глинкой оперы «Иван Сусанин».
М. Глинка в героическом поступке простого русского крестьянина усматривал проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы русской земли. Иван Сусанин - русский крестьянин, который погиб, но не показал дорогу врагам. Его подвиг повторяли многие люди во время разных войн. Народ помнит своих героев и поет о них песни.
«Хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)- слушание. Чем заканчивается музыка? (колокольными звонами). Давайте вместе с вами примем участие в этом празднике победы и прославления русской земли, русского народа. (Раздать детям колокольчики. Слушать окончание хора «Славься!» и аккомпанировать на колокольчиках.)
В 1941 году застонала и содрогнулась вся наша земля, потому что началась Великая Отечественная война Советского народа с фашистской Германией.
Весь народ встал на защиту своего Отечества. И вместе с народом плечо к плечу на борьбу встали писатели, поэты, художники, композиторы. Они взяли в руки свое оружие.
Огромное количество стихов и песен было создано в эти годы. Давайте, исполним песню, которую мы с вами разучили на предыдущих уроках.
( Исполняется песня «Пора в путь - дорогу»)
Много воинов не вернулись с войны.
Наш с вами долг обязывает помнить и чтить, какой ценой завоевывается счастье, мирное небо, спокойная жизнь на земле
Я призываю вас всех быть патриотами своей родины. Любить ее, защищать, творить только добро. Этому ребята, можно и нужно научиться.
Еще раз обратите внимание на доску. Разное время, разные судьбы. Но объединяет их одно - любовь к своей Родине, к Отчизне. V. Рефлексия. Дети выбирают тот цвет нотки, который соответствует настроению в конце урока.
VI. Итог урока:
Сегодня мы перелистывали с вами страницы нашей истории.
Кантата «Александр Невский» рассказала нам о защитниках Новгородской земли в XIII веке. Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века. Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной. Дети поют «До свидания» и выходят из класса под музыку военного марша.