Урок русского языка на тему «Однозначные и многозначные слова». (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».

Тип урока: урок изучения нового материала.

УМК: «Школа России», учебник В.П.Канакиной «Русский язык. 1 класс».

Цель урока: познакомить учащихся с однозначными и многозначными словами, организовать деятельность по формированию умения определять, сколько значений имеет слово.

Планируемые результаты

  1. Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения;

развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

  1. Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу при постановке целей и задач урока;

  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения при определении значения имени существительного;

  • выполнять учебные действия в речевой и умственной формах;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отличий при самопроверке и взаимопроверке заданий, вносить необходимые коррективы; выделять то, что уже усвоено, и что нужно усвоить при проведении рефлексии на уроке;

  • адекватно воспринимать предложения учителя и одноклассников по исправлению допущенных в заданиях ошибок;

  • соотносить правильность выполнения и результата действия с требованиями заданий учебника.

Познавательные:

  • формировать умение применять правила и пользоваться инструкциями при определении количества значений выбранного слова;

  • ставить, формулировать и решать проблемы при объяснении значения слова;

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использовать схемы для формулировки задания и группировке слов;

  • искать, выделять и анализировать и передавать информацию в разных формах (рисунке, схеме, тексте);

  • сравнивать и подводить под правило предлагаемые слова. Строить рассуждения на заданную тему.

Коммуникативные:

  • формировать умение ставить вопросы, обращаться за помощью и предлагать ее при работе в паре;

  • проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач обсуждении поставленной проблемы урока;

  • договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

  • формулировать собственное мнение, задавать вопросы, вести грамотно построенный диалог и монолог;

  • определять общую цель урока и пути ее достижения;

  • осуществлять взаимный контроль ответов на уроке, разрешать конфликты на основе учета позиций всех участников образовательного процесса.

  1. Предметные:
  • наблюдать за употреблением однозначных и многозначных слов;
  • наблюдать за употреблением слов, близких и противоположных по значению слов.



Этап урока

Ход урока

Планируемые резудьтаты





Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Сегодня один из солнечных весенних дней, и наше солнышко приветствует улыбкой вас. Я надеюсь, оно зарядит вас своим теплом и весенним настроением.

- Что вы видите на его лучиках? (Элементы букв)

- Составьте из них буквы для минутки чистописания.

- Запишите буквы в тетради, правила написания буквы.

- Какие звуки они обозначают, дайте характеристику этим звукам.

- Подберите к ним слоги-соединения, вспомнив команды, которые дают гласные звуки согласным. Какая цепочка может получиться? (Варианты детей).

- Запишите свою цепочку, соблюдая правило чередования звуковых схем.

- Что мы знаем про слоги? (Из них можно составить слова - вывешивается карточка «слова»).

- Вспомните и запишите словарные слова, в которых встречаются эти слоги-соединения. (Ворона, воробей, карандаш, русский язык).

- Как проверить себя в правильности написания этих слов?

- Проверьте правильность написания по моим карточкам на доске.

Познавательные:

- выделение существенной информации и умение ее представить и обосновать;

- анализ написания букв, соединений, слов;

- доказательство своей точки зрения;

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию);

-умение принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Личностные:

- самоопределение к деятельности,внутренняя позиция школьника, учебно-познавательная мотивация;

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

- Что мы знаем про слова?

- Какое задание можно выполнить с данным рядом словарных слов? (Варианты детей).

- Найдите среди записанных словарных слов лишнее и объясните свой выбор. (Варианты детей).

- Составьте предложение со словом «язык», которое вы выделили лишним. Объясните, что обозначает это слово в вашем предложении. (При составлении предложений детьми учитель фиксирует смысл слова картинкой-описанием значения: язык как орган в полости рта, как металлический стержень в колоколе, как пламя костра, как часть обуви, как способность говорить).

- Составьте предложение с самым длинным из записанных вами словарных слов. (Дети составляют предложение со словом карандаш - вывешивается рисунок с объяснением значения).

Познавательные:

- выделение существенной информации и умение ее представить и обосновать;

- доказательство, обоснование своей точки зрения;

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

- построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания;

- умение участвовать в обсуждении возникшей проблемы, учитывая мнение каждого из участников;

Регулятивные:

- постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- умение дополнять, уточнять высказывания одноклассников;

- адекватное восприятие оценки своей деятельности.

Постановка учебной проблемы (задачи).


- Сравните выполнение задания с первым словом и со вторым. Что вы заметили? (Разное количество предложений).

- Какой вопрос об этих словах и предложениях у вас появился? (Варианты детей).

- Почему мы смогли со словом «язык» составить несколько разных по смыслу предложений, а со словом «карандаш» - только одно? (Варианты детей).

- Как вы думаете, что нового о словах мы сможем сегодня узнать на уроке? (Работа с «солнечными лучиками» - опорным словом «сколько…»: сколько значений может быть у слова в русском языке).

- Предположите, сколько значений может иметь слово в русском языке. (Варианты детей).

- Как можно назвать слово, если у него только одно значение? (Однозначное - вывешивается карточка).

- Как называется слово, если у него несколько разных значений? (Многозначное - вывешивается карточка).

- Зная, что слова бывают однозначными и многозначными, чему вы хотели бы научиться? (Определять, сколько значений имеет слово).

Познавательные:

- выделение и формулирование познавательной проблемы и цели;

- анализ составленных высказываний;

- доказательство, аргументация своей точки зрения;

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;

- уметь планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- рефлексия своих действий;

- адекватное восприятие оценки своей деятельности.

Личностные:

- установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Открытие нового знания (способа действий)

- Я думаю, у вас получится это сделать с помощью задания учебника: с. 26, упражнение 16.

- Какое задание вы предложите выполнить с этими рисунками? (Рассмотреть, определить, сколько значений имеет каждое из слов).

- Рассмотрите картинки. Определите, сколько значений имеет каждое из слов, объясните эти значения. Запишите слова в 2 столбика: в первый столбик - однозначные слова, во 2 столбик - многозначные слова. (Распределение слов на 2 столбика и их запись).

- Рассмотрите картинки к многозначным словам. Почему совершенно разные предметы названы одним словом? Чем похожи кисти рук, малярная кисть, кисть винограда? (Варианты детей).

- Где мы можем уточнить значения слов, если вдруг начнем сомневаться? (В толковом словаре).

- Где находится толковый словарь в вашем учебнике? (Страница 138 - 140).

- Вспомните, как работать с толковым словарем учебника. Как в статье словаря отличить однозначное слово от многозначного?

- Какое из записанных слов вам хотелось бы в нем найти? (Варианты детей).

- Я предлагаю найти и прочитать значения слова «кисть». Что вы заметили? (Одно из значений нами было не объяснено: кисть - это еще пучок ниток, шнурков для украшения).

Познавательные:

- анализ речевых объектов (составленных высказываний) с целью выделения существенных признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий, установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство своей точки зрения;

- умение структурировать знания, выделять существенную информацию, строить рассуждения.

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество;

- участие в обсуждении возникшей проблемы, учитывая мнение каждого из участников;

- умение формулировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные:

- умение планировать (определение последовательности промежуточных целей и действий с учетом конечного результата);

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

- - умение дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания;

- рефлексия своих действий;

- адекватное восприятие оценки своей деятельности;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- коррекция (внесение необходимых дополнений и исправлений в план и способ действий);

Личностные:

- мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразование.

Этап первичного закрепления во внешней речи

- Вы уже много узнали об однозначных и многозначных словах, поэтому, я думаю, сможете помочь и мне. Я захотела уточнить значения слова «игла». (Его нет в толковом словаре учебника).

- Какие варианты уточнения значений этого слова вы предлагаете? (Работа с другим толковым словарем).

- У вас есть детский иллюстрированный толковый словарь. Давайте найдем это слово в нем. Как это сделать? (Дети, следуя алгоритму поиска слова в словаре, находят слово «игла» и читают его значения).

Познавательные:

- применение методов информационного поиска;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество;

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную цель и задачу;

- рефлексия своих действий.

Личностные:

- мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразование.

Самостоятельная работа

- Найдите и запишите каждый по одному однозначному слову и одному многозначному слову, пользуясь толковым словарем. Свой выбор объясните друг другу. (Выполнение и взаимопроверка задания).

Познавательные:

- умение анализировать представленную в словаре информацию;

- умение доказывать, аргументировать свою точку зрения;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Включение в систему знаний

- Что часто помогает нам определить значения многозначных слов? (Те предложения, в которых они употребляются).

- Из таких предложений и состоят очень часто загадки - про одно и то же слово, но с совершенно разным значением. Предлагаю вам несколько из них. (Работа с медиапрезентацией).

- Как работают с загадкой?

- Прочитайте текст загадки и отгадайте ее. Если вы правильно назовете пару отгадок, у вас получится многозначное слово.

(Один из учеников читает, другие отгадывают. Появляется картинка-отгадка, а потом рисунок, объясняющий значения слова).

- Где человек использует косу? (В поле, во время сенокоса, уборки урожая).

- Я предлагаю вам побывать на поле вместе с Еленой Серовой. Закройте глаза и представьте, что вы на поле жарким летом. Что вы услышали и почувствовали? (Жарко, легкий ветерок, шелестят колосья).

- О чем могут говорить между собой ветерок и хлебные колосья? (Варианты детей).

- Послушайте разговор, который услышала Елена Серова и записала в своем стихотворении. Обратите внимание на слово, которое несколько раз встречается в этом стихотворении. (Чтение стихотворения одним из учеников).

- Какое слово вы услышали в стихотворении несколько раз? (Золотая - золотые)

- Что вам захотелось сделать с этим стихотворением? (Варианты детей).

- Найдите его в учебнике на странице 27, прочитайте еще раз и найдите, о чем говорится «золотая» и «золотые». (Чтение детьми стихотворения)

- Что обозначает это слово? (Варианты детей)

- Уточните свои ответы, прочитав толкование значений этого слова, данные в первом задании упражнения. (Чтение детьми по цепочке).

- Сколько значений имеет это слово? (3)

- Какое значение мы выберем, чтобы объяснить выражение «золотая рожь»? (цвета золота, блестяще-желтого цвета).

- Как объясняется значение словосочетания «золотые руки»? (прекрасный, замечательный, умелый).

- Какое задание к нему вы хотели бы выбрать? (Варианты детей).

- Прочитайте диалог в парах, выразительно, выделяя голосом многозначное слово. (Работа в парах. Чтение по ролям).

Познавательные:

- выделение существенной информации из текста загадки, выдвижение гипотезы и ее обоснование.

- анализ информации;

- доказательство, аргументация своей точки зрения;

- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;

- смысловое чтение;

Коммуникативные:

- умение слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания;

- умение участвовать в обсуждении возникшей проблемы, учитывая мнение каждого из участников;

- умение формулировать собственное мнение и позицию;

- планирование учебного сотрудничества;

- управление поведением партнера;

- умение составлять диалог и участвовать в нем.

Регулятивные:

- умение слушать в соответствии с целевой установкой;

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- рефлексия своих действий;

- адекватное восприятие оценки своей деятельности.

Личностные:

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;

Рефлексия - С какой новой темой мы познакомились на уроке? (Однозначные и многозначные слова). - Кто хорошо понял эту тему? - Кому нужна помощь? - Оцените свою работу на уроке. (Прикрепите смайлик к лучикам нашего солнышка).

Регулятивные:

- умение принимать и сохранять учебную задачу;

- рефлексия своих действий;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить;

- адекватное восприятие оценки своей деятельности.

Личностные:

- развитие этических чувств и регуляторов морального поведения;

- внутренняя позиция школьника;

- самооценка на основе критериев успешности;

- адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

© 2010-2022