- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру на тему Михаил Васильевич Ломоносов
Конспект урока по окружающему миру на тему Михаил Васильевич Ломоносов
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Долгобородова Л.А. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Долгобородова Лариса Анатольевна, учитель начальных специальных (коррекционных)
классов VI вида МБОУ СОШ № 8 г. Архангельска
УМК «Школа России»
Предмет: Природоведение
Класс: 4 Урок дает возможность познакомиться с жизнью великого земляка М.В.Ломоносова. Краеведческое содержание материала способствует приобщению детей к истории родного края, воспитанию патриотических чувств, гордости, что ты живешь на земле, давшей миру великих людей. Творческое задание по поиску дополнительной информации о жизни Ломоносова, изучение исторических особенностей своей местности развивают познавательный интерес, обогащают речь младших школьников словами краеведческой тематики, формируют историческую память.
Тема
Михаил Васильевич Ломоносов
Цель
познакомить с жизнью и деятельностью великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова
Задачи
- учить действиям поиска, отбора и структурирования необходимой информации;
- формировать исследовательские навыки;
- способствовать развитию познавательного интереса к жизни великого земляка и к истории родного края;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи, умение работать в команде
Формируемые УУД
Личностные: • проявлять активность при изучении нового материала, развитие творческого воображения Регулятивные: • уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя • уметь высказывать и пояснять свою точку зрения Познавательные: • отбирать необходимые источники информации • находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию • делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: • участвовать в диалоге, в работе группы • формировать собственное мнение, аргументировать его
Межпредметные связи
Литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Плешаков А.А. Учебник «Природоведение» для 4 класса - М.: Просвещение
Презентация, на основе презентации Касатиной Татьяны Анатольевны, мультимедийный проектор, разрезные картинки, набор полезных ископаемых, три стаканчика с водой, сода, лимонная кислота
Организация пространства
Фронтальная, парная и групповая работа. Практические задания и викторина проходят по командам, которые формируются в начале урока
Технологии
ИКТ, проблемно-поисковая, личностно-ориентированная, коммуникативная
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1. Организационный
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Пожелаем всем удачи.
Вперед, к знаниям навстречу.
2. Актуализация опорных знаний, введение в тему урока
Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
- На уроках природоведения мы уже познакомились с некоторыми великими россиянами
- Догадайтесь, о ком эти строчки? Слайд 1
1) Руководители народного ополчения против польских интервентов.
2) Много было дел успешных
Тем царем совершено!
Им заложено в Потешных
Войска дивное зерно.
3) Его пленяло с ранних пор
Величье северной природы:
Двины стремительные воды
И моря Белого простор.
- О ком из них сегодня будем говорить?
Минин и Пожарский
Петр I
М.В. Ломоносов
О Ломоносове
3. Открытие новых знаний
- Правильно.
- Сначала познакомимся с биографией М.В.Ломоносова. Некоторые ребята заранее подготовили материал по этой теме. Послушайте.
- А сможете ли вы определить, какие полезные ископаемые находятся перед вами? (Каждой команде предлагается по два образца)
- В 1741 году Ломоносов приехал обратно в Россию, где его назначили адъюнктом химии. С 1745 Ломоносов стал первым русским профессором. Очень много времени Михаил Васильевич проводил в лабораториях. Химию и физику он почитал за главные науки. Он создал первую в России настоящую химическую лабораторию. Слайд 9 - Мы сейчас с вами тоже побываем в химической лаборатории. Сегодня к нам пришли старшеклассники показать вам некоторые опыты. - Вы сможете и сами попробовать поэкспериментировать.
- В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра - знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой. Слайды 10, 11
- Я предлагаю вам сложить разрезную картинку. -Что получилось? Слайд 12
- Что вы о нем знаете?
- Ломоносов сам соорудил «ночезрительную трубу» - телескоп, с помощью которого сделал важное открытие: Венера окружена атмосферой. В очень многих областях ученый оставил свой след. Слайд 13 Весной 1765 года Михаил Васильевич тяжело заболел и 15 апреля умер. Похоронен великий ученый на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Слайд 14 На родине ученого в селе Ломоносово есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Возрождается фабрика художественной резьбы по кости имени М.В.Ломоносова. Очень много туристов посещают знаменитое село. Слайд 15 Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. Слайд 16
- В нашем городе многие места связаны с именем М.В.Ломоносова? Знаете ли вы их? Слайд 17
- Какие вы молодцы!
1 ученик: Родился Михаил Васильевич в поморской деревне Мишанинской близ Холмогор, что в Архангельской губернии, 19 ноября (по новому стилю) 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич промышлял морского зверя, ловил рыбу. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. С ранних лет Михаил ходил юнгой- зуйком на небольшом парусном судне в студеное Белое море. (Зуек - на Севере: подросток помощник на рыболовном промысле). Слайды 3, 4 Юноша был очень любознательным, его интересовало все. Ответы он искал в книгах, которые удавалось достать. Михаил освоил «Арифметику Л.Магницкого, «Славянскую азбуку» М.Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позже Ломоносов назовет эти книги «вратами своей учености». Мачеха Михаила не одобряла его страсть к чтению и наукам, настраивала против него отца. В декабре 1730 года Ломоносов, тайно выправив паспорт, вместе с рыбным обозом ушел в Москву. Слайды 5, 6 2 ученик: И уже в январе поступил в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Учиться в академии было нелегко. Над рослым пареньком-помором подсмеивались. Но как бы то ни было, двенадцатилетний курс обучения Ломоносов прошел всего за пять лет и в числе лучших был переведен в Петербург в Академический университет, а потом направлен за границу в Германию в город Марбург для обучения химии и горному делу. Слайды 7, 8
Ребята определяют полезные ископаемые, обосновывают свой выбор.
Демонстрация двух опытов, вывод о деятельности Ломоносова.
Исследовательский момент. (В питьевой воде смешивают два вещества: соду и лимонную кислоту). Получают лимонад. Пробуют объяснить действия.
Каждая команда собирает картинку.
Московский государственный университет. В 1755 году по инициативе Ломоносова был основан в России первый университет, который сейчас носит его имя.
Ответы детей. ( Северный Арктический Федеральный университет, драматический театр, библиотека, лицей, проспект)
4. Закрепление - Сейчас проверим, насколько внимательными вы были на уроке. Вам предстоит ответить на вопросы викторины. (Своя игра) Приложение 1 Каждая команда по очереди выбирает категорию и вопрос. Коллективное обсуждение в команде. Представитель команды дает ответ.
5. Контроль усвоенного материала - Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Попробуйте отгадать кроссворд, применяя полученные на уроке знания.
Отгадывают кроссворд, выполняя задание в парах.
Взаимопроверка.
6. Домашнее задание В дополнительной литературе найти информацию о научных открытиях Ломоносова. Подготовить мини-сообщения.
7. Итог урока
- Какой вывод вы сделали для себя по сегодняшнему уроку?
- Что вам может пригодиться в дальнейшем?
- Я хочу закончить наш урок словами М.В.Ломоносова:
«Везде исследуйте всечастно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет…»
Ответы детей.
Источники информации: Игонина Г.С., Горелова Н.А. Наша Родина - Россия - М.: Просвещение 2007 г. zanimatika.narod.ru
lomonosov300.ru/73584.htm
lomonosov300.ru/25.htm img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_1.jpg img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_4.jpg img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_3.jpg
Приложение
Викторина «Ломоносов» (Автор - Касатина Татьяна Анатольевна) Участники выбирают категорию и номер вопроса, получают количество баллов в соответствии с «ценой» вопроса. К каждому вопросу дано 4 варианта ответа. При нажатии на неверный ответ, он бледнеет, правильный ответ приобретает яркую окраску.
Переход на следующий слайд - клик по фигуре в правом нижнем углу.
Страницы жизни
- Кем по роду занятий был отец Ломоносова?
- Земледельцем
- Путешественником
- Рыбаком
- Священником
- Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом?
- 18
- 19
- 20
- 21
- Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов?
- Академический университет в Петербурге
- Фрейбергский университет
- Марбургский университет
- Славяно-греко-латинская академия
Изобретения
- Какое древнее искусство Ломоносов возродил благодаря своим занятиям химией?
- Мозаику
- Роспись по шёлку
- Витражи
- Фрески
- Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения?
- Марсом
- Венерой
- Солнцем
- Луной
- Прототипом чего стало данное изобретение Ломоносова?
- Кофемолки
- Мельницы
- Ткацкого станка
- Вертолёта
Фото - вопрос
- Этот мост Ломоносова находится…
- В Санкт - Петербурге
- В Москве
- В Архангельске
- В Холмогорах
- Какую битву изображает мозаичное полотно, созданное Ломоносовым?
- Куликовскую
- Гангутскую
- Полтавскую
- Ледовое побоище
- В этом доме Ломоносов жил в городе …?
- Санкт - Петербург
- Марбург
- Москва
- Архангельск
Цитаты
- Кто автор строк:
- А.С. Пушкин
- С.Я. Маршак
- С.А. Есенин
- Н.А. Некрасов
- Что, по словам Ломоносова, «затем
- Историю
- Риторику
- Математику
- Философию
- О Петре Великом Ломоносов написал: «Он … твой был, Россия»
- Царь
- Бог
- Дар
- Друг