Конспект урока по окружающему миру на тему Михаил Васильевич Ломоносов

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Долгобородова Лариса Анатольевна, учитель начальных специальных (коррекционных)

классов VI вида МБОУ СОШ № 8 г. Архангельска

УМК «Школа России»

Предмет: Природоведение

Класс: 4 Урок дает возможность познакомиться с жизнью великого земляка М.В.Ломоносова. Краеведческое содержание материала способствует приобщению детей к истории родного края, воспитанию патриотических чувств, гордости, что ты живешь на земле, давшей миру великих людей. Творческое задание по поиску дополнительной информации о жизни Ломоносова, изучение исторических особенностей своей местности развивают познавательный интерес, обогащают речь младших школьников словами краеведческой тематики, формируют историческую память.


Тема

Михаил Васильевич Ломоносов

Цель

познакомить с жизнью и деятельностью великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова

Задачи


  • учить действиям поиска, отбора и структурирования необходимой информации;
  • формировать исследовательские навыки;
  • способствовать развитию познавательного интереса к жизни великого земляка и к истории родного края;
  • воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи, умение работать в команде

Формируемые УУД


Личностные: • проявлять активность при изучении нового материала, развитие творческого воображения Регулятивные: • уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя • уметь высказывать и пояснять свою точку зрения Познавательные: • отбирать необходимые источники информации • находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию • делать выводы в результате совместной работы Коммуникативные: • участвовать в диалоге, в работе группы • формировать собственное мнение, аргументировать его

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Плешаков А.А. Учебник «Природоведение» для 4 класса - М.: Просвещение

Презентация, на основе презентации Касатиной Татьяны Анатольевны, мультимедийный проектор, разрезные картинки, набор полезных ископаемых, три стаканчика с водой, сода, лимонная кислота

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа. Практические задания и викторина проходят по командам, которые формируются в начале урока

Технологии

ИКТ, проблемно-поисковая, личностно-ориентированная, коммуникативная


Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный

Долгожданный дан звонок -

Начинается урок.

Пожелаем всем удачи.

Вперед, к знаниям навстречу.

2. Актуализация опорных знаний, введение в тему урока


Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

- На уроках природоведения мы уже познакомились с некоторыми великими россиянами

- Догадайтесь, о ком эти строчки? Слайд 1

1) Руководители народного ополчения против польских интервентов.

2) Много было дел успешных

Тем царем совершено!

Им заложено в Потешных

Войска дивное зерно.

3) Его пленяло с ранних пор

Величье северной природы:

Двины стремительные воды

И моря Белого простор.

- О ком из них сегодня будем говорить?











Минин и Пожарский
Петр I


М.В. Ломоносов



О Ломоносове

3. Открытие новых знаний

- Правильно.

- Сначала познакомимся с биографией М.В.Ломоносова. Некоторые ребята заранее подготовили материал по этой теме. Послушайте.





- А сможете ли вы определить, какие полезные ископаемые находятся перед вами? (Каждой команде предлагается по два образца)


- В 1741 году Ломоносов приехал обратно в Россию, где его назначили адъюнктом химии. С 1745 Ломоносов стал первым русским профессором. Очень много времени Михаил Васильевич проводил в лабораториях. Химию и физику он почитал за главные науки. Он создал первую в России настоящую химическую лабораторию. Слайд 9 - Мы сейчас с вами тоже побываем в химической лаборатории. Сегодня к нам пришли старшеклассники показать вам некоторые опыты. - Вы сможете и сами попробовать поэкспериментировать.

- В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра - знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой. Слайды 10, 11
- Я предлагаю вам сложить разрезную картинку. -Что получилось? Слайд 12
- Что вы о нем знаете?



- Ломоносов сам соорудил «ночезрительную трубу» - телескоп, с помощью которого сделал важное открытие: Венера окружена атмосферой. В очень многих областях ученый оставил свой след. Слайд 13 Весной 1765 года Михаил Васильевич тяжело заболел и 15 апреля умер. Похоронен великий ученый на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Слайд 14 На родине ученого в селе Ломоносово есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Возрождается фабрика художественной резьбы по кости имени М.В.Ломоносова. Очень много туристов посещают знаменитое село. Слайд 15 Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства. Слайд 16
- В нашем городе многие места связаны с именем М.В.Ломоносова? Знаете ли вы их? Слайд 17
- Какие вы молодцы!


1 ученик: Родился Михаил Васильевич в поморской деревне Мишанинской близ Холмогор, что в Архангельской губернии, 19 ноября (по новому стилю) 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич промышлял морского зверя, ловил рыбу. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. С ранних лет Михаил ходил юнгой- зуйком на небольшом парусном судне в студеное Белое море. (Зуек - на Севере: подросток помощник на рыболовном промысле). Слайды 3, 4 Юноша был очень любознательным, его интересовало все. Ответы он искал в книгах, которые удавалось достать. Михаил освоил «Арифметику Л.Магницкого, «Славянскую азбуку» М.Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позже Ломоносов назовет эти книги «вратами своей учености». Мачеха Михаила не одобряла его страсть к чтению и наукам, настраивала против него отца. В декабре 1730 года Ломоносов, тайно выправив паспорт, вместе с рыбным обозом ушел в Москву. Слайды 5, 6 2 ученик: И уже в январе поступил в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Учиться в академии было нелегко. Над рослым пареньком-помором подсмеивались. Но как бы то ни было, двенадцатилетний курс обучения Ломоносов прошел всего за пять лет и в числе лучших был переведен в Петербург в Академический университет, а потом направлен за границу в Германию в город Марбург для обучения химии и горному делу. Слайды 7, 8

Ребята определяют полезные ископаемые, обосновывают свой выбор.





Демонстрация двух опытов, вывод о деятельности Ломоносова.

Исследовательский момент. (В питьевой воде смешивают два вещества: соду и лимонную кислоту). Получают лимонад. Пробуют объяснить действия.


Каждая команда собирает картинку.

Московский государственный университет. В 1755 году по инициативе Ломоносова был основан в России первый университет, который сейчас носит его имя.



Ответы детей. ( Северный Арктический Федеральный университет, драматический театр, библиотека, лицей, проспект)

4. Закрепление - Сейчас проверим, насколько внимательными вы были на уроке. Вам предстоит ответить на вопросы викторины. (Своя игра) Приложение 1 Каждая команда по очереди выбирает категорию и вопрос. Коллективное обсуждение в команде. Представитель команды дает ответ.

5. Контроль усвоенного материала - Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Попробуйте отгадать кроссворд, применяя полученные на уроке знания.

Отгадывают кроссворд, выполняя задание в парах.

Взаимопроверка.

6. Домашнее задание В дополнительной литературе найти информацию о научных открытиях Ломоносова. Подготовить мини-сообщения.


7. Итог урока

- Какой вывод вы сделали для себя по сегодняшнему уроку?

- Что вам может пригодиться в дальнейшем?

- Я хочу закончить наш урок словами М.В.Ломоносова:

«Везде исследуйте всечастно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет…»

Ответы детей.



Источники информации: Игонина Г.С., Горелова Н.А. Наша Родина - Россия - М.: Просвещение 2007 г. zanimatika.narod.ru

lomonosov300.ru/73584.htm

lomonosov300.ru/25.htm img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_1.jpg img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_4.jpg img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_3.jpg













Приложение

Викторина «Ломоносов» (Автор - Касатина Татьяна Анатольевна) Участники выбирают категорию и номер вопроса, получают количество баллов в соответствии с «ценой» вопроса. К каждому вопросу дано 4 варианта ответа. При нажатии на неверный ответ, он бледнеет, правильный ответ приобретает яркую окраску.

Переход на следующий слайд - клик по фигуре в правом нижнем углу.

Страницы жизни

  1. Кем по роду занятий был отец Ломоносова?
  • Земледельцем
  • Путешественником
  • Рыбаком
  • Священником
  1. Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом?
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  1. Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов?
  • Академический университет в Петербурге
  • Фрейбергский университет
  • Марбургский университет
  • Славяно-греко-латинская академия

Изобретения

  1. Какое древнее искусство Ломоносов возродил благодаря своим занятиям химией?
  • Мозаику
  • Роспись по шёлку
  • Витражи
  • Фрески
  1. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения?
  • Марсом
  • Венерой
  • Солнцем
  • Луной
  1. Прототипом чего стало данное изобретение Ломоносова?
  • Кофемолки
  • Мельницы
  • Ткацкого станка
  • Вертолёта

Фото - вопрос

  1. Этот мост Ломоносова находится…
  • В Санкт - Петербурге
  • В Москве
  • В Архангельске
  • В Холмогорах
  1. Какую битву изображает мозаичное полотно, созданное Ломоносовым?
  • Куликовскую
  • Гангутскую
  • Полтавскую
  • Ледовое побоище
  1. В этом доме Ломоносов жил в городе …?
  • Санкт - Петербург
  • Марбург
  • Москва
  • Архангельск

Цитаты

  1. Кто автор строк:
«Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей и Божьей воле Стал разумен и велик»?
  • А.С. Пушкин
  • С.Я. Маршак
  • С.А. Есенин
  • Н.А. Некрасов
  1. Что, по словам Ломоносова, «затем
  • Историю
  • Риторику
  • Математику
  • Философию
  1. О Петре Великом Ломоносов написал: «Он … твой был, Россия»
  • Царь
  • Бог
  • Дар
  • Друг





© 2010-2022