Использование ИКТ в учебном процессе

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



















Использование ИКТ в учебном процессе

























учитель начальных классов МБОУ «СШ №10»

Тлиш А.Ш.



Использование ИКТ в учебном процессе. Совершенствование образования сегодня сложно представить без внедрения информационных технологий, основой которой является персональный компьютер, мультимедийные программы и устройства при использовании в обучение математике, русскому языку, природоведению мультимеийных технологий традиционная структура урока может принципиально не меняться. В ней по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики и насыщенность. Очевидно, мультимедиапрезентация более востребованы для обучения учащихся с визуально-аудиальной модальностью восприятия и расширяют возможности в усвоении материла учащимися с кинестетической модальностью восприятия. Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока: - образовательный аспект - восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения; - развивающий аспект - развитие у учащихся познавательного интереса, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация их творческой деятельности; - воспитательный аспект - формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способности к взаимопомощи. При разработке уроков учителя могут использовать программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образования единой слайд-презентации. Слайд-презентации очень удобно использовать при подготовке урока, так как слайды можно подготовить для каждого этапа урока. При этом необходимо учесть ряд основных требований. Слайд должен содержать минимально возможное количество слов. Для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничивать использование текста. Лаконичность - одно из исходных требований при разработке учебных программ. Предпочтительнее выносить на слайд предложения, определения, слова, терминалы, которые учащиеся будут записывать в тетради, прочитывать их вслух во время демонстрации презентации. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются возможностью их четкого рассмотрения с последнего ряда парт. Предпочтительная заливка фона, букв, линий краской спокойного «неядовитого» цвета, не вызывающего раздражения и утомления глаз. Чертежи, рисунки, фотографии и другие иллюстративные материалы должны по возможности иметь максимальный размер, равномерно заполнять все экранное поле. Нельзя перегружать слайды зрительной информацией. Звуковое сопровождение слайдов не должно быть резким, отвлекающим. На просмотр одного слайда следует отводить достаточно времени (не менее 2-3 минут), чтобы учащиеся могли сконцентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат, сделать записи в рабочих тетрадях. При использовании на уроке мультимедиаресурсов учитель получает возможность гибко менять формы учебного взаимодействия с учащимися (смена фронтальных, групповых и индивидуальных форм, варьирование доли самостоятельности обучаемых, индивидуализация обучения на основе учета познавательного стиля школьника, предоставление учащемуся возможности работать в индивидуальном темпе и т.п.), а также применять новые формы учебного взаимодействия учащихся между собой. Учебный эффект всякого наблюдения будет зависеть от того, насколько учитель, использующий в своей работе мультимедийные образовательные программы, сумеет объяснить учащимся, что и для чего они должны наблюдать, а также сумеет привлечь и сохранить внимание учеников на протяжении всего процесса обучения. Школьники могут привыкнуть к тому, что информация подается визуальным способом. На этом пути есть опасность «избыточной наглядности», когда постоянное снабжение учащихся готовыми мультимедиа демонстрациями начинает тормозить развитие. Могут возникать разрывы между тем, что говорит учитель, и тем, что на самом деле воспринимает ученик. Таким образом, в преподавании стоит трудная задача выбора оптимальной зрелищности, которая помогала бы обучению, а не мешала ему. Приведем общую схему урока с использованием слайдпрезентации. Слайд 1. На экране высвечивается тема урока, которую озвучивает учитель. Учащиеся записывают в тетради дату, слова «классная работа», тему урока. Слайд 2. План урока, который учитель демонстрирует с помощью компьютера и проектора. Учитель разъясняет каждый пункт плана. 1. Организационный момент. 2. Повторение пройденного материала (работа в парах). 3. Изучение нового материал (работа в парах). 4. Закрепление изученного материала (работа в парах). 5. Проверочная работа (итог урока). 6. Задание на дом. Группа слайдов 3-7. По плану учителя: повторение пройденного материала (работа в парах); объяснение нового и т.п. Учитель выполняет демонстрации с помощью компьютера и проектора. На экране высвечиваются вопросы, учащиеся готовят ответы на все вопросы, воспроизводят ответы друг перед другом и выполняют оценку ответов, затем отвечают перед классом (отвечающих выбирает учитель). Рассмотрим урок математики в 3 классе, посвященный умножению числа на произведение, который проходил в игровой, соревновательной форме, доставлял удовольствие и учителю, и учащимся. Компьютер «играл» против детей. Слайды были включены в следующие этапы урока.

  1. Гимнастика для ума (задания на развитие логического мышления).Слайд «Подумаем!».
  2. Устный счет.
Слайд «Посчитаем!» (учащимся предлагается цепочка числовых выражений, значения которых надо найти). Слайд на составление задач с величинами (на движение). 3. Сообщение темы и целей урока. 4. Работа над новой темой (учащиеся самостоятельно обсуждают в группе новую тему). 5. Тренировочные упражнения. 6. Проверим! 7. Решение задачи (опорная схема «части задачи»). 8. Итог урока. Слайд «Всем спасибо!». На этом уроке ученики проиграли со счетом 6:4. Многие из них расстроились, но интерес к работе был настолько велик, что учащиеся попросили матч-реванш. И на следующем уроке, посвященном приемам письменного умножения на числа, оканчивающимися нулями, ученики были более внимательными, активными, организовали хорошую взаимопомощь и в результате победили со счетом 6:3, Урок прошел под девизом «Один за всех и все за одного!». Рассмотрим подробнее возможности использования компьютера как эффективного средства создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе. Учитель может, например, отключить звук и предложить ученикам прокомментировать наблюдаемое на экране. Затем учитель может либо просмотреть с учениками материал еще раз со звуком, либо не возвращаться к просмотру, если учащиеся успешно справились с заданием. Условное название этого приема «Что бы это значило?». Можно остановить кадр и предложить ученику попробовать, проделав мысленно эксперимент, описав дальнейшее протекание процесса. Условное название этого приема «А что будет дальше?». Так можно либо создать проблемную ситуацию, связав ее с темой, либо на основе иллюстрации, анимации закрепить изученное. Проблемные ситуации хорошо работают в сильных классах, но с еще большим успехом их можно применить в слабых классах, т.е. в классах компенсирующего обучения (КО) и классах коррекционно-развивающего обучения (КРО). Включение проблемных ситуаций активизирует у школьников память, речь, мышление. У учащихся классов КО и КРО эффективность запоминания увеличивается в два раза, так как «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», повышается работоспособность. Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактическое и личностно-ориентированные параметры учебного процесса.
© 2010-2022