- Преподавателю
- Начальные классы
- Тема: Звук [ч’], буквы Ч, ч
Тема: Звук [ч’], буквы Ч, ч
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Панарина С.В. |
Дата | 21.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское
1 В класс
Открытый урок
От 04.12.2014
Подготовила:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Панарина Светлана Викторовна
2014-2015 учебный год
Урок обучения грамоте (чтение)
Тема
Звук [ч'], буквы Ч, ч
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч'], буквами Ч, ч, развития фонематического слуха, речи, памяти, логического мышления, воспитания внимания
Тип урока
Изучение нового материала
Планируемые результаты (предметные)
Устанавливают, что звук [ч'] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов
Личностные результаты
Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.
Познавательные: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические - характеризуют согласный звук [ч'].
Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, работают в паре
Основное содержание темы, понятия и термины
Согласный звук [ч'], мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова
Образовательные ресурсы
Предметные картинки, счетные палочки, электронное приложение к «Азбуке», презентация
Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приёмы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма
контроля
Осуществляемые
действия
Формируемые
умения
1
2
3
4
5
6
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Фронтальная. Словесный. Слово учителя
Приветствие учащихся.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
И книжки, и тетрадки,
И мысли - всё в порядке.
- Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Фронтальный. Наблюдение учителя
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
II. Речевая разминка
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка
- Как чирикает воробей?
- Чик-чирик-чирик.
Готовят артикуляционный аппарат к чтению
Коллективный. Правильное произношение звуков
III. Постановка учебной задачи
Слайд 1
Слайд 2
Фронтальная. Словесный.
Беседа
- Какой звук вы произнесли в начале слов?
- Кто догадался о теме нашего урока?
- Чему будем учиться на уроке? Какие цели поставим перед собой?
- Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [ч'] и букве, его обозначающей
- [ч'].
Слушают учителя
Принимают учебную задачу
Фронтальный. Устные ответы
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Выделение звука [ч'] (учебник, часть 2, с. 5)
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа
Учитель показывает рисунки с изображением мяча и ручки.
1. Что изображено на рисунках?
- Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните звуко-буквенный анализ слов мяч, ручка.
2. Охарактеризуйте звук [ч'].
- В русском языке этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает
Рассматривают рисунки.
1. Мяч, ручка.
Выполняют звуко-буквенный анализ слов.
2. В словах мяч, ручка звук [ч'] - мягкий, глухой согласный
Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч'] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначают мягкость на схемах-моделях
Фронтальный. Устные ответы
2. Выделение звука [ч']
(слова: чашка, учебник)
Коллективная, парная
Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой,
беседа
1. Возьмите карточки с рисунками (1 ряд - с рисунком чашки, 2 ряд - с рисунком учебника)
Проанализируйте с соседом по парте эти слова и закрасьте схемы слов.
В это время по два учащихся с каждого ряда на магнитной доске собирают схемы к ним.
Проверка по доске
- Какой новый звук встретился в словах? Сделайте вывод: какой это звук?
Рассматривают рисунки.
1. Чашка, учебник.
Выполняют звуко-буквенный анализ слов.
2. В словах чашка, учебник звук [ч'] - мягкий, глухой согласный
Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч'] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначают мягкость на схемах-моделях
Фронтальный. Устные ответы
3. Дидактическая игра «Кто больше?»
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра
- Придумайте слова со звуком [ч']
- Грач, врач, мяч, луч, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь, гречка, палочки, чайник
и т. д.
Различают звук в словах. Выделяют звук [ч'] из слов
Фронтальный. Игра
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
4. Знакомство с буквой Ч
Слайды 3-4
Фронтальная. Словесный, практический.
Беседа, моделирование буквы
- Звук [ч'] на письме обозначается буквой ч (че).
- На что похожа буква Ч?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.
В. Степанов
- Сделайте букву Ч из счетных палочек
Находят букву Ч
на «ленте букв».
Высказывают свои предположения
Из счетных палочек делают букву Ч
Распознают букву Ч на «ленте букв».
Моделируют ее из счетных палочек
Фронтальный. Устные ответы,
моделирование
5. Чтение слогов и слов
Коллективная. Словесный. Чтение
1. - Прочитайте слоги-слияния в «Азбуке» (с. 5):
ча - с радостью,
чо - с удивлением,
чу - пропеть,
че - с грустью,
чи - с вопросом
2. - Прочитайте слоги-слияния с экрана. Договорите до слова
3. Игра «Составляем слова» (с электронного приложения)
Хором читают слоги-слияния и слова Обращают внимание на сочетание ча, чу
(Чашка, чайка учу, червяк, читаю, горячо, грач, очки, учебник)
Читать слоги-слияния, слова, устанавливают, что звук [ч'] всегда мягкий
Коллективный.
Чтение слогов
Гимнастика для глаз (электронная ф/з минутка)
Коллективная.
«Чунга-чанга»
Выполняют правила, предложенные учителем
Осуществляют профилактику утомления
Коллективный. Правильное выполнение упражнений,
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
6. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4-5)
Слайд 5
Презентация «Часы»
Коллективная, парная. Словесный, практический.
Чтение, беседа, составление схемы слова
- Какой предмет помогает людям определять время? (Часы). У кого дома есть часы?
- Кто из вас уже умеет определять время по часам?
К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложно его усвоить.
- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?
- Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.
- Прочитайте и отгадайте загадку.
- Cоставьте схему слова - отгадки.
- Найдите в тексте загадки букву ч.
-Прочитай текст. Озаглавьте.
- Какие бывают часы?
- Можно ли обойтись без часов?
Поговорим о смысловом значении слова «часы».
Говорят: «Часы стоят».
Говорят: «Часы спешат».
Говорят: «Часы идут,
Но немножко отстают».
Мы смотрели с Мишкой вместе,
Но они стоят на месте.
В. Орлов
Рассматривают иллюстрацию. Часы.
Выполняют задание
в паре.
- Часы.
Составляют схему слова часы.
- Находят букву ч в загадке.
Читают текст (с.5), озаглавливают: «Часы».
Перечисляют, какие бывают часы
Работают в группах
Составляют схему слова «часы»
Высказывают предположения: если у нас не будет часов, мы не сможем узнать время и будем везде опаздывать или приходить раньше
Объясняют смысл выражений:
«Часы стоят»
«Часы спешат»
«Часы идут»
Читают загадку, текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Составляют рассказ по сюжетной картинке.
Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста. Получают задание для самостоятельного поиска дополнительных сведений в словаре и составления на их основе рассказа
Коллективный, парный.
Чтение, устные ответы
7. Правописание ча, чу
Фронтальная. Словесный, практический. Работа с правилом, беседа
- Прочитайте правило.
- Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после ч?
- В слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч'] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой
Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу
Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч'] всегда мягкий
Фронтальный. Устные ответы
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
Физкультминутка
Коллективная. Практический
Проводит ученик
«Самолёты»
Выполняют движения по тексту
Осуществляют профилактику утомления.
Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима
дня, активно участвуют в физкультминутке
Коллективный. Правильное
выполнение упражнения
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6)
Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение
- Прочитайте слова в столбиках.
- Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?
Читают слова.
Выполняют задание, отвечают на вопросы
Осуществляют сравнение слов, находят уменьшительно-ласкательные слова и объясняют их образование
Фронтальный. Чтение, устные ответы
2. Многозначные слова (учебник, с. 6)
Групповая. Словесный. Беседа, чтение
- Прочитайте стихотворение «Лисички».
- О каких лисичках идет речь?
- Какое еще имеет значение слово лисички?
- Прочитайте предложения «Ручки».
- Перечислите значения слова ручки
Читают стихотворение.
- Лисы (животные).
- Лисички (грибы).
Читают предложения.
- Руки девочки, школьная принадлежность, у двери
Определяют значение многозначных слов. Работают в группе; внимательно слушают друг друга
Групповой. Устные ответы, чтение
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
VI. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная, практический Словесный. Беседа Проверим себя
- Отгадайте загадку Кто же это ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят … (черепахи)
Мультфильм. Задание: кто больше запомнит слов со звуком [ч']. Работа по рисунку. - Назови слова с буквой Ч. Задание:
- Оцените свою работу на уроке. (Смайлики)
- Кто всё понял на уроке?
- Кому на уроке было трудно?
VI. Итог урока
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа
- Что нового вы узнали на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Спасибо за урок
Отвечают на вопросы учителя
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы