Тема: Звук [ч’], буквы Ч, ч

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куликовский филиал МБОУ СОШ с. Октябрьское



Тема: Звук [ч’], буквы Ч, ч



1 В класс




Открытый урок


От 04.12.2014





Подготовила:

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Панарина Светлана Викторовна



2014-2015 учебный год

Урок обучения грамоте (чтение)

Тема

Звук [ч'], буквы Ч, ч

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с согласным звуком [ч'], буквами Ч, ч, развития фонематического слуха, речи, памяти, логического мышления, воспитания внимания

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Устанавливают, что звук [ч'] всегда мягкий, глухой; читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; владеют навыками правописания ча, чу; раскрывают значение многозначных слов

Личностные результаты

Проявляют положительное отношение и интерес к процессу познания

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планируют решение учебной задачи под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические - характеризуют согласный звук [ч'].

Коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, работают в паре

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласный звук [ч'], мягкий; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Ч, ч; правописание ча, чу; многозначные слова

Образовательные ресурсы

Предметные картинки, счетные палочки, электронное приложение к «Азбуке», презентация

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

И книжки, и тетрадки,

И мысли - всё в порядке.

- Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

- Как чирикает воробей?

- Чик-чирик-чирик.

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Слайд 1

Слайд 2

Фронтальная. Словесный.

Беседа

- Какой звук вы произнесли в начале слов?

- Кто догадался о теме нашего урока?

- Чему будем учиться на уроке? Какие цели поставим перед собой?

- Сегодня мы отправляемся в гости к новому звуку [ч'] и букве, его обозначающей

- [ч'].

Слушают учителя

Принимают учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1. Выделение звука [ч'] (учебник, часть 2, с. 5)

Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа

Учитель показывает рисунки с изображением мяча и ручки.

1. Что изображено на рисунках?

- Найдите на с. 5 схемы-модели данных слов и выполните звуко-буквенный анализ слов мяч, ручка.

2. Охарактеризуйте звук [ч'].

- В русском языке этот звук всегда мягкий, твердым он не бывает

Рассматривают рисунки.

1. Мяч, ручка.

Выполняют звуко-буквенный анализ слов.

2. В словах мяч, ручка звук [ч'] - мягкий, глухой согласный

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч'] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначают мягкость на схемах-моделях

Фронтальный. Устные ответы

2. Выделение звука [ч']

(слова: чашка, учебник)

Коллективная, парная

Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой,

беседа

1. Возьмите карточки с рисунками (1 ряд - с рисунком чашки, 2 ряд - с рисунком учебника)

Проанализируйте с соседом по парте эти слова и закрасьте схемы слов.

В это время по два учащихся с каждого ряда на магнитной доске собирают схемы к ним.

Проверка по доске

- Какой новый звук встретился в словах? Сделайте вывод: какой это звук?

Рассматривают рисунки.

1. Чашка, учебник.

Выполняют звуко-буквенный анализ слов.

2. В словах чашка, учебник звук [ч'] - мягкий, глухой согласный

Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемым звуком. Выделяют звук [ч'] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения нового звука. Характеризуют выделенный звук, доказывают, что он согласный, глухой, всегда мягкий. Обозначают мягкость на схемах-моделях

Фронтальный. Устные ответы

3. Дидактическая игра «Кто больше?»

Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра

- Придумайте слова со звуком [ч']

- Грач, врач, мяч, луч, силач, калач, печь, речь, ночь, дочь, гречка, палочки, чайник
и т. д.

Различают звук в словах. Выделяют звук [ч'] из слов

Фронтальный. Игра

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

4. Знакомство с буквой Ч

Слайды 3-4

Фронтальная. Словесный, практический.

Беседа, моделирование буквы

- Звук [ч'] на письме обозначается буквой ч (че).

- На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

В. Степанов

- Сделайте букву Ч из счетных палочек

Находят букву Ч
на «ленте букв».

Высказывают свои предположения

Из счетных палочек делают букву Ч

Распознают букву Ч на «ленте букв».

Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы,

моделирование

5. Чтение слогов и слов

Коллективная. Словесный. Чтение

1. - Прочитайте слоги-слияния в «Азбуке» (с. 5):

ча - с радостью,

чо - с удивлением,

чу - пропеть,

че - с грустью,

чи - с вопросом

2. - Прочитайте слоги-слияния с экрана. Договорите до слова

3. Игра «Составляем слова» (с электронного приложения)

Хором читают слоги-слияния и слова Обращают внимание на сочетание ча, чу

(Чашка, чайка учу, червяк, читаю, горячо, грач, очки, учебник)

Читать слоги-слияния, слова, устанавливают, что звук [ч'] всегда мягкий

Коллективный.

Чтение слогов

Гимнастика для глаз (электронная ф/з минутка)

Коллективная.

«Чунга-чанга»

Выполняют правила, предложенные учителем

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение упражнений,

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

6. Работа с иллюстрацией и текстом (учебник, с. 4-5)

Слайд 5



Презентация «Часы»

Коллективная, парная. Словесный, практический.

Чтение, беседа, составление схемы слова

- Какой предмет помогает людям определять время? (Часы). У кого дома есть часы?

- Кто из вас уже умеет определять время по часам?

К своему и чужому времени нужно относиться бережно. Время бежит только вперёд и никогда не возвращается назад. И если вы на уроке на какое-то время отвлечётесь, пропустите объяснение материала, вам будет сложно его усвоить.

- Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

- Обсудите с другом, для чего нужны человеку часы.

- Прочитайте и отгадайте загадку.

- Cоставьте схему слова - отгадки.

- Найдите в тексте загадки букву ч.

-Прочитай текст. Озаглавьте.

- Какие бывают часы?

- Можно ли обойтись без часов?

Поговорим о смысловом значении слова «часы».

Говорят: «Часы стоят».

Говорят: «Часы спешат».

Говорят: «Часы идут,

Но немножко отстают».

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но они стоят на месте.

В. Орлов

Рассматривают иллюстрацию. Часы.

Выполняют задание
в паре.

- Часы.

Составляют схему слова часы.

- Находят букву ч в загадке.

Читают текст (с.5), озаглавливают: «Часы».

Перечисляют, какие бывают часы

Работают в группах

Составляют схему слова «часы»

Высказывают предположения: если у нас не будет часов, мы не сможем узнать время и будем везде опаздывать или приходить раньше

Объясняют смысл выражений:

«Часы стоят»

«Часы спешат»

«Часы идут»

Читают загадку, текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Составляют рассказ по сюжетной картинке.

Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного текста. Получают задание для самостоятельного поиска дополнительных сведений в словаре и составления на их основе рассказа

Коллективный, парный.

Чтение, устные ответы

7. Правописание ча, чу

Фронтальная. Словесный, практический. Работа с правилом, беседа

- Прочитайте правило.

- Найдите на странице слова с сочетанием ча, чу. Какие буквы пишутся после ч?

- В слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч'] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особой буквой

Читают правило, запоминают его, находят в словах сочетания ча, чу

Устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ча пишется всегда а, в слоге чу всегда пишется у, поскольку звук [ч'] всегда мягкий

Фронтальный. Устные ответы

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Проводит ученик

«Самолёты»

Выполняют движения по тексту

Осуществляют профилактику утомления.

Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима

дня, активно участвуют в физкультминутке

Коллективный. Правильное

выполнение упражнения

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Уменьшительно-ласкательные слова. Чтение слов в столбиках (учебник, с. 6)

Фронтальная. Словесный. Беседа, чтение

- Прочитайте слова в столбиках.

- Сравните, что общего в этих словах, чем они различаются. Как большой предмет превратить в маленький?

Читают слова.

Выполняют задание, отвечают на вопросы

Осуществляют сравнение слов, находят уменьшительно-ласкательные слова и объясняют их образование

Фронтальный. Чтение, устные ответы

2. Многозначные слова (учебник, с. 6)

Групповая. Словесный. Беседа, чтение

- Прочитайте стихотворение «Лисички».

- О каких лисичках идет речь?

- Какое еще имеет значение слово лисички?

- Прочитайте предложения «Ручки».

- Перечислите значения слова ручки

Читают стихотворение.

- Лисы (животные).

- Лисички (грибы).

Читают предложения.

- Руки девочки, школьная принадлежность, у двери

Определяют значение многозначных слов. Работают в группе; внимательно слушают друг друга

Групповой. Устные ответы, чтение

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, практический Словесный. Беседа Проверим себя
- Отгадайте загадку Кто же это ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят … (черепахи)
Мультфильм. Задание: кто больше запомнит слов со звуком [ч']. Работа по рисунку. - Назови слова с буквой Ч. Задание:

- Оцените свою работу на уроке. (Смайлики)

- Кто всё понял на уроке?

- Кому на уроке было трудно?

VI. Итог урока

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

- Что нового вы узнали на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Что особенно вам понравилось? Почему?

- Что вызвало затруднение? Почему?

- Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

- Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


© 2010-2022