- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка 3 класс орфографическое правило
Конспект урока русского языка 3 класс орфографическое правило
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Щербак Д.Н. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока Предмет: русский язык Класс 2 «в» Тема урока «Что такое орфограмма. Орфографическое правило» Тип урока Открытие новых знаний Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с новым понятием «Орфограмма. Орфографическое правило». Развивать способности видеть в слове орфограмму, путём выполнения практической работы. Формируемые УУД : Личностные: учебно-познавательная мотивация, самообразование, нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания, развитие этических чувств. Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи Место проведения: классный кабинет. Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс, презентация «Орфограмма».
-
Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности.
- Создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность
- Устанавливаются тематические рамки
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Николаевич, и сегодня урок русского языка буду вести я.
-Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе идут уроки.
- Ребята, скажите для чего мы каждый день ходим в школу?
-Для чего нам это надо?
- Итак, сегодня на уроке вы откроете для себя что - то новое. Приступим к работе!
- Прежде чем записывать число в тетради, вспомните, как надо сидеть за партами.
- А зачем надо соблюдать эти правила?
А теперь открываем тетради и записываем сегодняшнее число классная работа.
-Приветствие учителя
- Чтоб учиться.
-Чтобы стать образованными и грамотными.
- спина прямая, ноги вместе, тетради под наклоном и т.д
- чтобы быть здоровыми.
Проверка порядка на партах.
Запись числа в тетради.
-
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель - организация и подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
-
Актуализацию изученных способов действий
-
Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
-
Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
-
Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование
- Ребята, скажите, а с чего мы начинаем наш урок? - Зачем мы проводим минутку чистописания, мы же умеем уже писать? С какой буквой мы поработаем сегодня, вы мне ответите сами, отгадав загадки. -Хозяин лесной просыпается весной А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой
- Живут в норке, Грызут корки, Короткие ножки, Боятся кошки - Как звали девочку из сказки про 3 медведей?
-Ребята, скажите, на какую букву все эти загадки? - С какой буквой будем работать?
-Чем похожи заглавная буква М и строчная? -Чем отличаются эти буквы?
Теперь взяли ручки и в воздухе перед собой попробовали написать букву «М». У всех получилось? - Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас друзья не скрою Ручку правильно держу. -Все показали, как они правильно держат ручку. А теперь пропишите Букву «м» заглавную и строчную до конца строки. Во время выполнения ходьба и наблюдение за ходом работы. -Кто выполнил задание, подает сигнал. Все выполнили? Молодцы.
- Ребята, давайте вспомним, а какие слова отгадки у нас были.
- Верно. Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. Сейчас проверить сможешь сам Свое внимание к словам. -Посмотрите на слова. Прочитайте. - Что заметили? -Почему пропущены именно эти буквы?
- Спишите эти слова, опасные места подчеркнем красным цветом. Что вы написали в слове «Медведь» на месте пропуска? А в слове «Мыши»? Почему вы написали именно букву «и»? А какую букву вы вставили в третьем слове? Большую или маленькую букву вы написали? И почему именно большую? Молодцы, верно выполнили задание. - А кто знает, как по - другому называется опасное место?
- С минутки чистописания.
1 чтобы красиво писать, чтобы вспомнить правила написания букв и т.д
-медведь
- мыши - Маша
- М
- м
-элементами
- высотой
Письмо в воздухе.
Прописывание буквы «М» в тетради.
-Медведь, мыши, Маша
- пропущены буквы - это опасные места
Беседа с учителем по выполнению написания орфограмм в словах-отгадках.
На экране появляются слайды с картинками отгадками.
Вывешивается иллюстрация этой буквы.
Прописывание в воздухе. Прописывание в тетради.
На экране появляются слова с пропущенными буквами. Медве__, мыш_, _аша.
- Выявление места и причины затруднения.
- Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - где возникло затруднение;
- Соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, которых не достает для решения конкретной задачи.
- Выполняемые УУД на данном этапе:
- Личностные: учебно - познавательный процесс, смыслообразование.
- Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
- Подведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы.
- Откройте учебник на странице 111 и прочитайте, как называется параграф.
-Ещё не проходили эту тему.
-что мы это еще не знаем и нам предстоит это сегодня узнать - орфограмма
- Построение выхода проекта из затруднения.
- Как мы будем открывать для себя новые знания? - Орфограмма.
- Сегодня на уроке мы должны узнать что такое орфограмма.
-С помощью учебника, работая коллективно с классом. На слайде выходят надписи: Тема: Орфограмма Цель: - узнать что такое орфограмма;
- Реализация построенного проекта.
-Кто же из вас был прав или оказался близок к истине? - Что такое орфограмма? -Есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 113. -Назовите, какие мы встретили орфограммы в наших словах?
-Давайте построим алгоритм « Как определить что перед нами орфограмма» -Первое, что нужно сделать: -Какой второй шаг? -Какой следующий шаг? Запишем этот алгоритм в тетрадь.
- нет.
-К правилу
- высказывание мнения детей.
- определение читает ученик вслух Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма. Орфограмма - это написание по правилу. - ответы детей. - орфограмма - написание по правилу. - читает один ученик вслух, остальные следят -звонкие и глухие согласные - жи и ши. -имя собственное пишется с большой буквы.
- Прочитать слово.
- Определить какая буква вызывает сомнение.
- Вспомнить и применить правило
На доске появляется алгоритм определения орфограммы.
Физминутка Вот так яблоко
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Выполнение физминутки вместе с учителем.
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Что нам сейчас предстоит сделать, чтобы хорошо усвоить новые знания? Чтобы закрепить, запишите под диктовку слова и выделите знакомые вам орфограммы. Шины, Вася, роща, Коля, чаща, карандаши, снежинка, мыши, дыши, ужи, дружит, лужи.
- закрепить то, что узнали.
- выполнение задания. Учащиеся работают в тетради, и у доски (по два слова), с проговариванием алгоритма.
- Произношу слово.
- Определяю, в каком месте возникает затруднение.
- Вспоминаю правило.
- Подчеркиваю орфограмму.
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- На доске есть несколько засекреченных слов. Что надо с ними сделать? -Расшифруйте.
- Спишите их и найдите орфограммы. -Кто выполнил, подает сигнал.
-Все выполнили? Чтобы проверить, правильность меняемся тетрадью со своим соседом. Совместная проверка. - Кто выполнил верно, что ставим себе? Что он означает? - А кто затруднился? - Что он означает?
расшифровать,
- шишки, чайка, щука, ужин
- знак +. Умеем находить орфограмму.
Знак вопроса - надо еще потренироваться
На слайде слова: ишишк, чаакй, акущ, жину
Обмен тетрадями соседей по парте и проверка правильности выполнения задания. 8.Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новаый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Выполняемые УУД: Личностные: - нравственно - эстетическое оценивание усваемого содержания. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование и преобразование модели; -умение структурировать знания; Коммуникативные: - - планирование учебного процесса; - формулирование и аргументация своего мнения, и позиция в коммуникации; - управление поведением партнера -Что нового узнали на уроке? -Что учились делать на уроке? -Посмотрите на доску. Что вы видите? -Сформулируйте задания к этим словам. Что такое орфограмма? -Как надо действовать, чтобы правильно определить орфограмму? -Выполняем задания по цепочке. Комментируя и аргументируя свой ответ. -Находим в учебнике упражнение 166. Читаем задание. Выполняем. -Что такое орфограмма -находить орфограммы Слова с пропущенными буквами. - списать вставить нужную орфограмму. - написание по правилу. - по алгоритму.
- выполнение задания. Открывается слайд со словами: Ж_знь, ш_ло, стриж_, ч_йник, ч_сы, щ_ка, ч_дак, ч_лок, доч_ка.
Комментированное письмо.
Выполнение у доски по цепочке. 1 ученик - 1 предложение. Остальные выполняют в тетрадях. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самоооценка учениками собственной учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Выполняемые УУД на данном этапе: Личностные: -внутренняя позиция школьника; -самооценка на основе критерия успешности; -эмпатия. Познавательные: -рефлексия способов и условия деятельности. Коммуникативные: -формулирование и аргументация своего мнения; - планирование учебного сотрудничества.
На экране открывается слайд со словами: Сегодня на уроке я вспомнил… Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне помог… Учащиеся проводят рефлексию по слайду.
Домашнее задание - Запишите в тетрадь слова: Жизнь, шило, стрижи, чайник, часы, щука, чудак, чулок, дочка. Ваша задача:
- Придумать и записать предложение с каждым из этих слов. Кто мне скажет, зачем мы выполняем домашнее задание?
- СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН!
- чтобы закрепить те умения и навыки, которые сегодня получили на уроке.