Конспект урока русского языка 3 класс орфографическое правило

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Конспект урока Предмет: русский язык Класс 2 «в» Тема урока «Что такое орфограмма. Орфографическое правило» Тип урока Открытие новых знаний Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с новым понятием «Орфограмма. Орфографическое правило». Развивать способности видеть в слове орфограмму, путём выполнения практической работы. Формируемые УУД : Личностные: учебно-познавательная мотивация, самообразование, нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания, развитие этических чувств. Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи Место проведения: классный кабинет. Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс, презентация «Орфограмма».



  1. Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель - Включение в систему деятельности на личностно значимом уровне.. Данный этап процесса обучения предполагает осознанно вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. А именно:
  1. Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности.
  2. Создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность
  3. Устанавливаются тематические рамки
Выполняемые УУД на данном этапе: Личностные: самоопределение, учебно-познавательная мотивация Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Николаевич, и сегодня урок русского языка буду вести я.

-Ребята, послушайте, какая тишина!

Это в школе идут уроки.

- Ребята, скажите для чего мы каждый день ходим в школу?

-Для чего нам это надо?

- Итак, сегодня на уроке вы откроете для себя что - то новое. Приступим к работе!

- Прежде чем записывать число в тетради, вспомните, как надо сидеть за партами.

- А зачем надо соблюдать эти правила?

А теперь открываем тетради и записываем сегодняшнее число классная работа.

-Приветствие учителя

- Чтоб учиться.

-Чтобы стать образованными и грамотными.

- спина прямая, ноги вместе, тетради под наклоном и т.д

- чтобы быть здоровыми.





Проверка порядка на партах.





























Запись числа в тетради.

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель - организация и подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

  1. Актуализацию изученных способов действий

  2. Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.

  3. Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление

  4. Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование

Выполняемые УУД на данном этапе: Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразование Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение , использование знаково - символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая само регуляция. Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


- Ребята, скажите, а с чего мы начинаем наш урок? - Зачем мы проводим минутку чистописания, мы же умеем уже писать? С какой буквой мы поработаем сегодня, вы мне ответите сами, отгадав загадки. -Хозяин лесной просыпается весной А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой



- Живут в норке, Грызут корки, Короткие ножки, Боятся кошки - Как звали девочку из сказки про 3 медведей?

-Ребята, скажите, на какую букву все эти загадки? - С какой буквой будем работать?

-Чем похожи заглавная буква М и строчная? -Чем отличаются эти буквы?









Теперь взяли ручки и в воздухе перед собой попробовали написать букву «М». У всех получилось? - Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас друзья не скрою Ручку правильно держу. -Все показали, как они правильно держат ручку. А теперь пропишите Букву «м» заглавную и строчную до конца строки. Во время выполнения ходьба и наблюдение за ходом работы. -Кто выполнил задание, подает сигнал. Все выполнили? Молодцы.





- Ребята, давайте вспомним, а какие слова отгадки у нас были.



- Верно. Чтоб ошибок избежать, Зоркость будем развивать. Сейчас проверить сможешь сам Свое внимание к словам. -Посмотрите на слова. Прочитайте. - Что заметили? -Почему пропущены именно эти буквы?

- Спишите эти слова, опасные места подчеркнем красным цветом. Что вы написали в слове «Медведь» на месте пропуска? А в слове «Мыши»? Почему вы написали именно букву «и»? А какую букву вы вставили в третьем слове? Большую или маленькую букву вы написали? И почему именно большую? Молодцы, верно выполнили задание. - А кто знает, как по - другому называется опасное место?


- С минутки чистописания.

1 чтобы красиво писать, чтобы вспомнить правила написания букв и т.д





-медведь









- мыши - Маша



- М

- м

-элементами

- высотой











Письмо в воздухе.





Прописывание буквы «М» в тетради.















-Медведь, мыши, Маша















- пропущены буквы - это опасные места







Беседа с учителем по выполнению написания орфограмм в словах-отгадках.













На экране появляются слайды с картинками отгадками.



























Вывешивается иллюстрация этой буквы.







Прописывание в воздухе. Прописывание в тетради.


































На экране появляются слова с пропущенными буквами. Медве__, мыш_, _аша.




















  1. Выявление места и причины затруднения.
Цель - выявление и фиксация места причины затруднения. На этом этапе учащиеся должны:
  1. Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - где возникло затруднение;
  2. Соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, которых не достает для решения конкретной задачи.
  3. Выполняемые УУД на данном этапе:
  4. Личностные: учебно - познавательный процесс, смыслообразование.
  5. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  6. Подведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы.
- Почему вы не смогли ответить мне на вопрос? - На полях поставим себе знак вопроса. - Как вы думаете, что он означает?

- Откройте учебник на странице 111 и прочитайте, как называется параграф.
-Ещё не проходили эту тему.

-что мы это еще не знаем и нам предстоит это сегодня узнать - орфограмма





  1. Построение выхода проекта из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий - ставят цель, - согласовывают тему урока, - выбирают способ, - - строят план достижения цели, - определяют средства, ресурсы и сроки. Выполняемые УУД на данном этапе: Личностные: самоопределение. Познавательные: постановка познавательной цели, построение логической цени рассуждения, использование знаково символических средств, построение речевых высказываний. Регулятивные: познавательная инициатива, планирование , прогнозирование. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи. - Скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока? - Чему мы должны сегодня научиться, что должны сегодня узнать?

- Как мы будем открывать для себя новые знания? - Орфограмма.

- Сегодня на уроке мы должны узнать что такое орфограмма.

-С помощью учебника, работая коллективно с классом. На слайде выходят надписи: Тема: Орфограмма Цель: - узнать что такое орфограмма;
  1. Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Выполняемые УУД на данном этапе: Личностные: - нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания; Регулятивные: Волевая саморегуляция; - познавательная инициатива; Познавательные: - выдвижение гипотез и их обоснование; - установление причинно - следственных связей, доказательство. -анализ, синтез, сравнение, обобщение; - поиск необходимой информации. Коммуникативные: - формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, - достижение договоренностей и согласование общего решения; -разрешение конфликта на основе учета интереса всех участников. -Вернемся к нашим словам. Прочитайте. -Можем ли мы на слух точно определить, какие пропущены буквы? - Если мы не можем определить на слух, какую букву надо писать, к чему мы прибегаем? -Кто из вас сможет ответить, что такое орфограмма? -Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 112.







-Кто же из вас был прав или оказался близок к истине? - Что такое орфограмма? -Есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 113. -Назовите, какие мы встретили орфограммы в наших словах?











-Давайте построим алгоритм « Как определить что перед нами орфограмма» -Первое, что нужно сделать: -Какой второй шаг? -Какой следующий шаг? Запишем этот алгоритм в тетрадь.



- нет.

-К правилу

- высказывание мнения детей.

- определение читает ученик вслух Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма. Орфограмма - это написание по правилу. - ответы детей. - орфограмма - написание по правилу. - читает один ученик вслух, остальные следят -звонкие и глухие согласные - жи и ши. -имя собственное пишется с большой буквы.









  1. Прочитать слово.
  2. Определить какая буква вызывает сомнение.
  3. Вспомнить и применить правило
Открывается слайд, с пропущенными буквами в словах. Медве__, мыш_, _аша.











































На доске появляется алгоритм определения орфограммы.




Физминутка Вот так яблоко

Вот так яблоко!(Встали.)

Оно (Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)

Руку протяните, (Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Выполнение физминутки вместе с учителем.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель - применение нового знания в типовых задачах. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия(фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух. Выполняемые УУД на данном этапе: - Регулятивные: - контроль, коррекция, волевая саморегуляция. Познавательные: - самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале; - построение речевых высказываний; Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества; - адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.
- Что нам сейчас предстоит сделать, чтобы хорошо усвоить новые знания? Чтобы закрепить, запишите под диктовку слова и выделите знакомые вам орфограммы. Шины, Вася, роща, Коля, чаща, карандаши, снежинка, мыши, дыши, ужи, дружит, лужи.


- закрепить то, что узнали.



- выполнение задания. Учащиеся работают в тетради, и у доски (по два слова), с проговариванием алгоритма.
  1. Произношу слово.
  2. Определяю, в каком месте возникает затруднение.
  3. Вспоминаю правило.
  4. Подчеркиваю орфограмму.
  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения. Выполняемые УУД: Личностные: Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения -А сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить, как вы поняли новую тему.

- На доске есть несколько засекреченных слов. Что надо с ними сделать? -Расшифруйте.

- Спишите их и найдите орфограммы. -Кто выполнил, подает сигнал.
-Все выполнили? Чтобы проверить, правильность меняемся тетрадью со своим соседом. Совместная проверка. - Кто выполнил верно, что ставим себе? Что он означает? - А кто затруднился? - Что он означает?









расшифровать,



- шишки, чайка, щука, ужин







- знак +. Умеем находить орфограмму.

Знак вопроса - надо еще потренироваться







На слайде слова: ишишк, чаакй, акущ, жину











Обмен тетрадями соседей по парте и проверка правильности выполнения задания. 8.Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новаый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Выполняемые УУД: Личностные: - нравственно - эстетическое оценивание усваемого содержания. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - моделирование и преобразование модели; -умение структурировать знания; Коммуникативные: - - планирование учебного процесса; - формулирование и аргументация своего мнения, и позиция в коммуникации; - управление поведением партнера -Что нового узнали на уроке? -Что учились делать на уроке? -Посмотрите на доску. Что вы видите? -Сформулируйте задания к этим словам. Что такое орфограмма? -Как надо действовать, чтобы правильно определить орфограмму? -Выполняем задания по цепочке. Комментируя и аргументируя свой ответ. -Находим в учебнике упражнение 166. Читаем задание. Выполняем. -Что такое орфограмма -находить орфограммы Слова с пропущенными буквами. - списать вставить нужную орфограмму. - написание по правилу. - по алгоритму.



- выполнение задания. Открывается слайд со словами: Ж_знь, ш_ло, стриж_, ч_йник, ч_сы, щ_ка, ч_дак, ч_лок, доч_ка.







Комментированное письмо.





Выполнение у доски по цепочке. 1 ученик - 1 предложение. Остальные выполняют в тетрадях. 9.Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самоооценка учениками собственной учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Выполняемые УУД на данном этапе: Личностные: -внутренняя позиция школьника; -самооценка на основе критерия успешности; -эмпатия. Познавательные: -рефлексия способов и условия деятельности. Коммуникативные: -формулирование и аргументация своего мнения; - планирование учебного сотрудничества.

На экране открывается слайд со словами: Сегодня на уроке я вспомнил… Я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно… Мне помог… Учащиеся проводят рефлексию по слайду.

Домашнее задание - Запишите в тетрадь слова: Жизнь, шило, стрижи, чайник, часы, щука, чудак, чулок, дочка. Ваша задача:

- Придумать и записать предложение с каждым из этих слов. Кто мне скажет, зачем мы выполняем домашнее задание?

- СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН!

- чтобы закрепить те умения и навыки, которые сегодня получили на уроке.



© 2010-2022