Урок для 1 класса по теме «Рыбы, их существенные признаки, строение тела»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Окружающий мир

УМК «Гармония»

Конспект урока 1 класс

«Рыбы, их существенные признаки, строение тела»







Урок для 1 класса по теме «Рыбы, их существенные признаки, строение тела»



Учитель : Кочергина О.С.

учитель начальных классов



Тип урока : Изучение нового материала.

Цели урока:

Обучающие:

Продолжить расширять представления учащихся о живой природе, познакомить с разнообразием морской и речной фауны, существенными признаками рыб и отличительными особенностями.

Развивающие:

Развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.

Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы.

Необходимое оборудование и материалы.

Медиапроектор, экран, компьютер, карточки с изображение млекопитающих, птиц, рыб, насекомых.



























Ход урока.

1.Психологический настрой детей на урок.

Здравствуйте ребята. Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Чтобы у нас с вами все получилось, нужно приготовить свой организм. Сделаем массаж головы: разотрем ладошки и теплыми пальчиками помассируем голову. Снова разотрем ладошки и погладим ушки , чтобы они хорошо слышали. Подышем : вдохнем и выдохнем. Я рада начать урок .Жду от вас красивых ответов.

2. Повторение пройденного.

На предыдущих уроках мы познакомились с разнообразием и красотой животных некоторых классов. Какие классы животных вы знаете? Запись на доске( млекопитающие, птицы, насекомые)

-Охарактеризуйте каждую группу. Кто такие млекопитающие?( вскармливают детенышей молоком, тело покрыто шерстью)

-Кто такие птицы? (тело покрыто перьями, несут яйца, детеныши появляются из яиц)

- Кто такие насекомые ? (самая многочисленная группа животных , тело состоит из головы, груди, брюшка, имеют 6 ног)

- Молодцы ребята.

3. Изучение нового материала.

Мы сегодня продолжаем наше путешествие в мир природы. А куда мы отправимся и к кому в гости на этот раз вы узнаете когда отгадаете загадку.

Крылья есть, да не летает

Глаза есть , да не мигает

Ног нет, да не догонишь

( Рыба)

Значит какая тема нашего занятия? ( Рыбы. Строение рыб.)

( слайд 1)

- А где живут рыбы?

( рыбы обитают в озерах, прудах, в реках, в морях и океанах, и даже в аквариумах)

- Я предлагаю сегодня нам всем отправиться в экспедицию. Согласны ?

- Кто знает , что такое экспедиция?

-А где мы можем узнать точное лексическое значение слова?

- (читаем слайд 2) Экспедиция - это путешествие с определенным заданием.

В этой экспедиции

На вас я буду полагаться,

На ваши знания и эрудицию

В дороге опираться!

Задача в экспедиции

Для всех, для всех

От её решения быстрого

Зависит наш успех!

- Как вы думаете, на чем можно путешествовать в подводное царство?

-А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате-батискафе.

- Для чего предназначен этот аппарат ? ( слайд 3 )

- Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна. Батискаф- маленькая подводная лодка, находясь на которой , вы должны соблюдать определённые правила. Какие как вы думаете ?

- Не шуметь

-Быть внимательными.

- Отвечать на поставленные вопросы.

От четкого выполенияэтих правил зависит успех всей нашей экспедиции.

- Подводное путешествие будет проходить по плану, того,чтобы вы хотели узнать о рыбах того, что еще не знаете ? которые записываются в бортовой журнал. ( запись на доске )

Дата отправления: « » 2011 года.

( план вывешивается на доске )

- Наша экспедиция будет проходить под девизом «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги ! » ( слайд 4 )

-Вы готовы?

-Начинаем погружение на морское дно

( видео морского дна, музыка шум волн ) ( слайд 5)

- Закройте глазки.Откройте.

- Как здесь красиво!

- Как много животных и растений!

- Кого вы узнали?

-Ребята кто такие рыбы ? ( животные которые живут в воде, тело покрыто чешуёй) ( слайд 6 )

- Давайте посмотрим , из каких частей состоит рыба ? (голова, туловище, хвост, плавники )

- Что вы можете сказать о теле рыб ? ( тело обтекаемо, покрыто чешуей)

- Для чего нужна им чешуя ? ( чешуя - дополнительная защита, основной защитой является слизь, которая покрывает кожу рыб )

- Ребята , зачем рыбкам нужны плавники и хвост? ( с помощью плавников рыба плавает выше, ниже а с помощью хвоста может поварачивать )

- Давайте себя представим в качестве рыбок и немножко отдохнем.

4. Физминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде.

То сожмутся , разожмутся

То зароются в песке.

То плавниками шевеля,

Играют в прятки больше дня.

И никогда покоя не знает дно морское.

- А как рыба дышит? Ведь она же живёт в воде ? ( через жабры, которые находятся за головой в них поступает вода с кислородом )

- А , что еще есть у рыб, чего нет у людей, животных живущих на суше? Почему рыбк в воде не тонут ? (У них есть плавательный пузырь. Что это такое ? Это мешочек наполненный воздухом, который позволяет рыбкам легче всплывать и опускаться на глубину)

-Что вы еще можете ещё сказать про рыб ?Что у них есть ещё? Рыба позвоночное животное . Вдоль спины её тянется хребет, который состоит из позвоночников как и у человека. Позвоночник- это прочная основа для любого организма, для любой косточки , для всего тела.

- А что можно сказать о глазах рыбы ? ( хорошее зрение, нет век, вода очищает и увлажняет глаза )

- Ребята давайте сделаем вывод, каковы отличительные признаки рыб от других животных которых мы с вами уже изучили ? ( жабры, чешуя, плавники, хвост, плавательный пузырь) ( слайд 7 )

5. Работа по учебнику.

- ребята посмотрите на рыбок. Чем они отличаются друг от друга.

( формой тела, величиной, окраской, местом обитания )

- Какой водоем находится у нас в деревне?( река)

-А как называется река ?

-А какие рыбки живут там ?

6. Доклады. ( слайд 8 )

А мы продолжаем наше путешествие и сегодня мы познакомимся ещё с интересными рыбками мимо которых будем проплывать , а помогут нам в этом ребята докладчики.

Акула- молот.

- свирепая хищница , одна из самых опасных для человека рыб. Обитает в теплых водах мирового океана. Вырастает до 7 м.Своё название получила за морду, напоминающую молот.Характерный для этого животного молот выполняет сразу несколько функций:

Глаза расположены на концах «обухов» молота позволяют рыбе глядеть на 360 градусов вокруг себя.

Молот рыбы способен улавливать очень слабые электрические поля, которые излучают все живые рыбы. Даже если донная рыба зароется в песок, это не спасает ее от акулы. Ученые установили , что она может улавливать электрические разряды в одну миллионную вольта.

Молот , который достигает внушительных размеров, является своеобразным поплавком, удерживающий рыбу на плаву.

Рацион питания акулы- молота составляют в основном донные рыбы- скаты и камбала, однако акула не брезгует всем, что может попасться ей на глаза и представляет для неё интерес. Неоднократно было замечено, что акула хватает даже то, что падает с проходящих мимо судов.

Морской конёк.

Я расскажу вам об удивительном создании - морской конёк. Вы наверное подумали , а чем же он уникален ? Дело в том , что мама морского конька откладывает икринки в карман, который находится на животе папы. И вот именно папа и вынашивает детёнышей. Представьте себе , что морских коньков , «рожает» папа! Этому морскому коню нечем кусаться и он питается мелкими рыбешками, засасывая их своим ртом, словно пипеткой.

Тело его покрыто необычными чешуйками , а изменёнными и очень похожими на пупырышки. Хвост - это руль с помощью которого он удерживается на плаву, прикрепляется им за водоросли. Перемещается Морской конек с помощью плавников , которые есть на спине и брюшке. Дышит жабрами. Они тоже необычные , потому что закрыты кожей и практически не видны. Вот такой это необычный житель.

Форма тела рыб очень разнообразна :от почти прямой линии как у рыбы ремень, до почти шарообразной у рыбы луны, от почти острой иглообразной у рыбы иглы до почти плоской , широкой как у камбалы. т.е речной мир многообразен и интересен.

Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться.

  1. Какие открытия для себя вы сделали ?

  2. С какими рыбами познакомились в пути ?

  3. Кто сегодня хорошо поработал и кого можно похвалить ?

Работа в парах.

А в заключении давайте выпустим рыб в воду. Поработаем в паре. Я вам раздаю карточки с разными животными, посмотрите внимательно на них, найдите среди них рыб, обсудите в паре кто пойдет выпускать рыбу в воду( у детей на столах различные карточки - насекомые, животные, птицы, рыбы )

- Наш батискаф всплывает на поверхность. Закройте глазки, откройте.

-Я рада , что вы на уроке испытали радость познания нового.

7.Рефлексия.

- Ребята у вас на партах лежат 3 сигнальные карточки. Покажите мне красную, если считаете ,что очень хорошо запомнили, где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных.

Если сомневаетесь , что можете всё это назвать, то поднимите зеленую карточку.

Кто считает , что ничего не запомнил, поднимите синюю карточку

- Всем хочу сказать спасибо за урок.

- Молодцы. Урок окончен.



© 2010-2022