Применение современных технологий для формирования УУД (Из опыта работы)

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ гимназия №2 г. Асино Томской области

Авдеева Татьяна Васильевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


Применение современных технологий для формирования УУД

(Из опыта работы)


Кто постигает новое, лелея старое,

Тот может быть учителем.

Конфуций.
Учитель, работающий в системе РО, понимает, что центральной задачей РО является общее психическое развитие ребенка: развитие ума, воли, чувств. Вовлечение в процесс обучения не только интеллектуальных, но и эмоционально-волевых качеств и стремлений обучающихся является, в свою очередь, базисом развития духовного потенциала личности, обеспечивает условия для формирования духовного здоровья детей. При этом сам процесс обучения предполагает достаточно высокий уровень субъективности ученика в обучающем процессе, актуализацию процессов смыслотворчества. Ученики - это, прежде всего, личности со своими интересами, проблемами, взглядами на окружающий их мир. В ежедневном общении с детьми педагог старается показать им, что воспринимает каждого из них как человека значимого, о котором заботится, чье мнение и чувства уважает, кому доверяет, даже если он случайно совершит ошибку. Ежедневно, из урока в урок, формирует не слушателя и исполнителя, а мыслящую и творческую личность, способную свободно выражать собственную точку зрения, спорить, отстаивая ее, зная, что выслушают, поймут, оценят. Поэтому дети смело спрашивают то, чего не знают или не понимают, не боясь насмешек одноклассников, одновременно приобретая навыки культурного общения, основанные на взаимопонимании и уважении. Чтобы учебный процесс не был утомительным, а нес детям радость и пользу, необходимо применение здоровьесберегающих технологий. «Забота о здоровье детей - важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - писал В. А. Сухомлинский. Творчески работающий учитель всегда находится в поиске: изучает новые технологии, опыт выдающихся педагогов, коллег школы, района, области, активно участвует в работе МО, делится опытом своей работы, участвует в профессиональных конкурсах и выбирает то, что наиболее подходит для учеников его класса. Урок - это совместное творчество учителя и обучающихся. Творчество - это способ положительной мотивации учения, от которого зависит эффективность работы учителя. Современный урок в начальной школе должен соответствовать требованиям ФГОС. Владение и умелое применение современных образовательных технологий : РКМЧП, РО, проблемного обучения, уровневой дифференциации, перспективно-опережающего обучения, интенсификации на основе алгоритмов, схемных и знаковых моделей, ИКТ и других повышает эффективность уроков, уровень познавательной активности школьников. Современный урок - это урок, когда ребенку интересно, и минуты урока не были для него утомительным ожиданием звонка на перемену. Необычное начало, игровые моменты, занимательные задания, доброжелательная атмосфера, соответствующий психологический настрой, своевременные физминутки - все это способствует хорошему настроению, дети чувствуют себя в классе уверенно и комфортно. Через поисковую, исследовательскую деятельность, технологию проблемного обучения, метод погружения (углубленного изучения нового), прогнозирования, деятельностный метод учитель учит детей учиться, что означает развитие универсальных учебных действий, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Ребенок - субъект для учителя, центральная фигура в классе, и именно он сам, с его подачи, будет «раскручивать» весь процесс познания на уроке. Чтобы не подавлять интеллектуальной инициативы учащихся и сформировать у них прочные навыки, следует придерживаться следующих правил:

  • все обучающиеся способны усвоить материал, овладеть умениями и навыками;
  • обучающиеся должны знать, что учитель верит в их силы и способности;
  • важно убедить обучающихся, что лучше самому приобрести знания и умения, чем списывать у соседа.
На уроках необходимо вызывать интеллектуальное напряжение обучающихся: поощрять познавательную активность, делать акцент на понимание, а не на механическое запоминание, не наказывать за неверные ответы, поощрять задавание вопросов по изучаемому материалу, не давать знания в готовом виде, а выводить их вместе с детьми, используя проблемные методы обучения, предлагать продолжить мысль, сделать по аналогии, догадаться, предположить; не ставить неудовлетворительных отметок сразу в журнал, дать возможность обучающимся разобраться, доказать себе и учителю, что он может усвоить материал; создать для обучающихся ситуации успеха, подчеркивая их интеллектуальные достижения.
Современный урок - это:
  • урок, после которого возникают вопросы, и их хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, урок, который не оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило;
  • умение на каждом уроке видеть реальные изменения, реальные продвижения и достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать их;
  • умение всей душой любить всех детей;
  • начало урока - момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока;
  • признание детьми права учителя учить; его авторитет, личность, разнообразные достоинства, интересы;
  • предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности.
Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. Важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации). Использование метода группового обучения весьма эффективно в реализации данной задачи. В 1 и во 2 классах чаще используют работу в парах. Парную работу рассматривают как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений первоклассников. Это определяется тем, что в начале учебного года большинство первоклассников:
  • не владеют умениями совместной деятельности;
  • не готовы сотрудничать в больших группах;
  • плохо знают друг друга;
  • не умеют общаться с малознакомыми сверстниками, избегая совместной деятельности с ними.
Работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Ее применяют на разных этапах любых уроков. Дети учатся планировать общую деятельность, договариваться о способах выполнения задания, соотносить свои действия с действиями партнера, принимать участие в сравнении цели и результата деятельности. Это является условием возникновения мотивации к совместной деятельности. Метод группового взаимодействия активно применяют с 3 класса, хотя дети уже знакомы с этой формой работы, в основном, при проведении классных часов, конкурсно-игровых, занимательных занятий (КВН, КВМ , …), что, естественно, является хорошей подготовкой для дальнейшей учебной деятельности обучающихся, а пока они учатся работать в группах постоянного состава, образованных по желанию детей. Один из главных принципов работы учителя - принимать ребенка таким, каков он есть. Прийти к взаимопониманию, стремиться сохранить и вырастить в нем ЕГО индивидуальность, ЕГО непохожесть на других. Никогда не сравнивать детей друг с другом: это унижает их достоинство, не позволяет быть самостоятельными, уверенными, стремиться к саморазвитию, важнейшим компонентом которого является: самореализация, самоорганизация и самореабилитация. Учить ребенка самопознанию, самооценке, познанию мира, целеполаганию и самоанализу. Учение - трудная работа. Большинство детей идут в школу с желанием, и перед педагогом стоит очень важная задача - поддержать этот интерес и развить всесторонне личность младшего школьника. А это значит: сформировать умения использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи, умение добывать знания, желание выполнить любую работу творчески. Учить детей фантазировать, будить их воображение, развивать мышление, внимание, память, речь. Первым в обучении на любом уроке, внеклассном занятии, свободном общении идет «слово». А именно, слово учителя, которое должно быть образцом для учащихся. Дети должны слышать красивую, грамотную, выразительную речь и учиться так же выражать свои мысли. Работе со словом следует уделять особое внимание. Слово представляет важнейшую единицу языка. При помощи слов называют все многообразные явления окружающего нас мира. Выполнить эту роль слово может потому, что оно имеет определенный смысл, значение. Основная работа осуществляется на уроках русского языка, литературного чтения. Привить интерес к родному языку, учить видеть красоту родного слова, силу, значимость, развивать речь учащихся - задача учителя. К. Д. Ушинский так сформулировал три цели при обучении детей родному языку: «во-первых, развитие дара слова; во-вторых, усвоение форм языка выработанных народом и литературой; в-третьих, усвоение грамматики» Развить «дар слова», вырастить грамотного носителя языка можно только при условии организации исследования, сравнения фактов языка в разных речевых ситуациях, используя активные формы познания: лингвистический эксперимент, диалог, дискуссии, инсценировки, работу со словарями, поиск необходимой информации, составление сообщений, сочинений, в целом способствуя развитию коммуникативной грамотности младших школьников, воспитанию умения учиться, самостоятельно добывать знания. С 1 класса идет знакомство детей со всеми сторонами русской речи: фонетической (звуковой), лексической (словарем), грамматической. Работая над лексикой, дети узнают значение и происхождение слов, им дается понятие об орфоэпии - правильном произношении и ударении и, конечно же, обучение словоупотреблению. Словарная работа нужна для усвоения навыков, умственного развития и обогащения словарного запаса. Разнообразие словарной работы на уроке, сделает ее более интересной и познавательной. Виды (некоторые) словарных диктантов, используемых на уроках: «Диктант для знакомства» -Из первых букв каждой группы слов «собери» новые слова и запиши их.
  1. Мандарин, ослик, речка, корона, орел, веревка, 28-я буква алфавита. (Морковь)\
  2. Дом, ель, вода, овощи, чашка, кастрюля, аист. (Девочка) и т. д.
«Развивайте память дети и стихи учите эти» - Выучите рифмовки и запишите их по памяти.
  1. Моет Зиночка морковь,
У нее обед готов. На столе салат, котлеты, Сок морковный и конфеты.
  1. У Тани тарелки на полке стоят
Красиво и ровно, как будто парад.

«Лексический диктант» -Замените каждое предложение одним словом.

  1. Ребенок мужского пола. (Мальчик)
  2. Птица черного цвета с белыми перьями в крыльях. (Сорока)
«Этимологический диктант» -Узнайте и запишите слова по их происхождению. Это слово происходит от латинского талеар, что означает резать. Первоначально оно означало кусок доски, отрезанный для пищи. Похожие по смыслу и по звучанию слова существуют и в польском, и в немецком языке. Русское слово - это уменьшительно-ласкательное от польского тарель. (Тарелка) Другие виды диктантов: буквенные, цифровые, диктанты с родственными словами, выборочные, графические, слуховые, третий «лишний» и т. д. Составление рассказов из группы словарных слов (декабрь, коньки, мороз, ребята). Параллельная работа с многозначными словами, синонимами, антонимами с обозначением терминов, постепенно углубляя от класса к классу. Так третьеклассники, усваивающие написание слова МЯГКИЙ, узнают, что этим словом можно назвать и диван, и свежий хлеб, и нежные краски, и доброго человека. Здесь же рассматривается и переносное значение слова. На интегрированном уроке обучения грамоте и письму в 1 классе (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева «Занимательная азбука», О. В. Пронина «Мои волшебные пальчики»), читая колыбельные песни, выясняется значение слова КОЛЫБЕЛЬ, подбираются слова синонимы к нему: ЛЮЛЬКА, ЗЫБКА, КАЧАЛКА, а также дети узнают о происхождении, истории этих слов, пользуясь соответствующими словарями, рассматривают иллюстрации с их изображением. Современные дети (младшие школьники), плохо понимают и объясняют смысл фразеологизмов, пословиц, поговорок, с трудом отгадывают ребусы, поэтому важно систематически использовать данные задания не только для работы на разных уроках, но и просто в общении с детьми. Ребята слушают, удивляются, интересуются значением, и, ненароком, можно попросить их самих придумать пословицу на заданную тему, что способствует развитию и мысли, и речи детей. Речь учащихся формируется и развивается с первых дней ребенка в школе, что является важной необходимостью. Учитель обязан обращать внимание на все, допущенные при чтении, пересказах, ответах на вопросы, в общении друг с другом ошибки. Тщательно анализируя сочинения, изложения, проговаривать написанное или сказанное детьми, чтобы они слышали себя «со стороны», и вместе вносили поправки в их «творчество». Пример. Фрагмент из рассказа «Как я провела лето». Эльвира, 2 класс. «Летом мы были в Томске, в гостях у маминой подруги. Там у нее родились трое щенят…» (Разбираем, у кого на самом деле родились щенята? Как правильно нужно выразить свои мысли?) Интересные задания увлекают детей, и уже с первого класса они с удовольствием придумывают свои ребусы, пословицы, загадки, сочиняют стихи, сказки, ведут читательские дневники, оформляют свои первые книжки-малышки, где они и поэты, и художники. В результате, есть победители районного конкурса «Волшебное перо»: Родион - 2008г., Лиза - 2009г. Кропотливая и систематическая работа учителя достигает цели. Детям нравятся уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира. К выпуску из начальной школы, они достаточно грамотно пишут сочинения, изложения, хорошо пересказывают, в большинстве своем, становятся думающими читателями, понимающими замысел автора, они чувствуют слово, что называется, «кожей», сочувствуют, радуются, переживают, удивляются, восхищаются, скорбят вместе с героями из прочитанных произведений. Работая над тем или иным произведением, в тетрадях по чтению ребята составляют планы, делают иллюстрации, записывают «словарь настроений», пишут сочинения-рассуждения. Все, выше сказанное, также способствует формированию нравственной личности. Творческие работы ребят с удовольствием используются на уроках, во внеклассной работе. Дети видят, что их труд ценят и продолжают творить. Уроки математики - одни из самых любимых в школе, даже если ребенок не обладает особыми способностями. Ребята любят считать, отгадывать, чертить фигуры. Первоначальные математические познания должны входить с самых ранних лет в образование и воспитание детей. Умственную самостоятельность и «смекалку» нельзя вложить ни в чью голову. Логика и математика неразделимы. Работа по учебнику Л. Г. Петерсон дает возможность ученикам эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умении анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать. Предлагаются задания творческого характера, есть свобода выбора. Они развивают ум, волю, чувства, внимание, духовные потребности и мотивы деятельности. Детям всегда хочется выполнить больше. Это радует. Работа в учебнике-тетради позволяет экономить время на уроке для сложных заданий. С первого класса усиленно ведется работа над формированием вычислительных навыков. Чтобы сформировать у учащихся хорошие письменные вычислительные навыки, необходимо, прежде всего, научить устному счету, довести этот навык до автоматизма. Очень важно в каждом конкретном случае рассмотреть самые различные способы, приемы вычисления, а дети выбирают для себя более удобный, рациональный, понятный. Обучая математике, необходимо сформировать у обучающихся:
  1. четкое представление об образовании натурального ряда чисел;
  2. представление о составе числа;
  3. деятельностные способности ;
  4. систему ценностей и общеучебных умений.
Например, чтобы познакомить первоклассников с составом числа 9, им предлагается разложить 9 треугольников в 2 ряда. У всех получаются разные решения. Количество треугольников в каждом ряду обозначается числом, рассматривая все варианты, составляется таблица сложения 9. Из таблицы вычеркиваются примеры, в которых одно слагаемое 1 и первое слагаемое меньше второго, устанавливаем зависимость между компонентами. Чтобы сформировать способность к вычитанию и сложению трехзначных чисел с переходом через разряд, дети дают характеристику числа, выстраивают его графическую модель, выражают число в различных счетных единицах, в различных единицах измерения. (2 класс) Решение текстовых задач, «Блиц-турниров» способствует развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся, приводит в порядок ум, делает его гибким. Особое внимание учеников обращается на составление обратных задач, они учатся составлять схемы к задачам, выбирать соответствующую из предложенных, придумывать задачи к выражениям, схемам, изменять вопрос, условие по заданию учителя, различать прямую и косвенную формы задач, выполнять преобразования из одной формы в другую. В классе всегда есть дети, которые быстро справляются с заданиями, они могут самостоятельно разобраться в новом материале, им предлагаются дополнительные задания занимательного характера, головоломки. А такие одаренные ученики, как Миша (4а класс), Рома (2 А класс) выполняют программу по математике на 2-3 года вперед. Они изучают математику с опережением, для них всегда готовы задания по их способностям, также они иногда выполняют роль контролеров, консультантов. Мои четвероклассники в 2008г. показали высокие результаты, участвуя в районных олимпиадах по предметам. В период с 2006г. по 2010г. мои ученики - активные участники и победители различных конкурсов на уровне района, области, есть победитель РФ. Стремление научить каждого, вызывает особенное беспокойство «за слабых» учеников. Учитель должен так организовать учебный процесс, чтобы эти ребята принимали активное участие в общей работе, чтобы не были обречены на пассивное выслушивание и запоминание чужих мыслей. Задача педагога - вызвать у слабого ученика как можно больше положительных эмоций, связанных с учебным процессом. Зная сильные стороны своих учеников, тщательно продумывать каждый вопрос, с которым обращаешься на уроке. Чем слабее ребенок, тем меньше должна быть вероятность неверного ответа. Своевременная похвала, поддержка, помощь учителя обеспечивают этим детям комфортное существование в классном коллективе. С такими детьми нужно проводить дополнительные занятия по русскому языку и математике, по отдельно составленной программе. Приятно отметить, что проведенные школьным психологом (Небаевой Е. А.) исследования интеллектуальных особенностей моих обучающихся, за 2004 - 2008гг., показали очень хорошие результаты.

Сравнительная диагностика при поступлении в школу и на выпуске из начальной школы 4 класса «А»

Познавательные

процессы

Сравнение

результатов

2004г.

2008г. 1. Память



  • Выше среднего

30%

70%

Динамика

  • Ниже среднего

15%

0%

Динамика

2.

Мышление



  • Выше среднего

10%

45%

Динамика

  • Ниже среднего

25%

0%

Динамика 3.

Внимание





  • Выше среднего

0%

25%

Динамика

  • Ниже среднего

10%

0%

Динамика


Родители - первые помощники. Они не только активно посещают родительские собрания, но и помогают в организации внеклассных мероприятий, и являются почетными гостями, участниками и благодарными зрителями. Взаимопонимание между родителями, родителями и учителем - залог успешного сотрудничества семьи и школы. Они имеют полное право в любое время прийти на уроки и посмотреть, как учится их ребенок. Когда родителям приходится много работать, чтобы обеспечить достойную жизнь своим детям, на помощь приходят бабушки и дедушки. Они не только интересуются успехами и проблемами своих внуков, но и предлагают помощь в проведении классных часов, сопровождают коллективные выходы на различные культурные мероприятия. Итак, Валентина Константиновна, бабушка Лизы, (в прошлом учитель истории) провела классный час «Как раньше учились дети», «Блокада Ленинграда» и серию классных часов, посвященных 65-летию Победы «Этот праздник со слезами на глазах». Елена Ивановна , мама Евы и Светы , провела классный час «Святая Пасха». Все проходило на достойном уровне, дети слушали, затаив дыхание, потом задавали вопросы. Такая связь поколений очень важна и для взрослых, и для малышей. Это воспитание нравственности, доброты, взаимопонимания, взаимоуважения, патриотизма. Приятно, когда к празднику, вдруг прочитаешь в местной газете поздравление от родителей со словами благодарности. Это дает силы и большое желание трудиться еще лучше.


Использованные источники

Литература:


  1. Л. А. Ефросинина. Урок - важнейшее условие формирования универсальных учебных действий. ж. Начальная школа №2, 2012г.
  2. М. Г. Кудряшева. Приемы педагогической техники в начальной школе. ж.. Начальная школа №12, 2011г.
  3. С. Ю. Кремнева. Словарные диктанты. Пособие к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой. «Русский язык. 1 класс.в двух частях». Издательство «ЭКЗАМЕН». Москва. 2008.
  4. Автор-составитель: О. Н. Хижнякова. Книга «Современные образовательные технологии в начальной школе». Педагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.
  5. И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов. ж. Начальная школа №10, 2012г.
  6. Л. П. Антипова. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. ж. Начальная школа №8, 2011г.
© 2010-2022