Методический конспект по литературному чтению в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок

литературного чтения в начальной школе (3-й класс).

Н.А. Некрасов. "Мороз-воевода" Цели урока:

  • Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, работать по плану, сверяя свои действия с целью;
  • Корректировать свою деятельность, диалоги с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
  • Вычитывать все виды текстовой информации;
  • Слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности, задавать вопросы;
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально - творческую деятельность;
  • обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
  • реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова "Мороз - воевода";
  • развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
  • воспитывать интерес к классической литературе, к поэзии 19 века;
  • воспитывать любовь к русской природе;
  • способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование: портрет Н.А. Некрасова, презентация по теме урока, мультимедиа проектор, экран, рисунки детей «Как я представляю Мороза», выставка книг с произведениями Н.Некрасова, памятки по определению темы и жанра произведения, по подготовке к выразительному чтению, листы белой бумаги, цветные карандаши, таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение.

Ход урока:

  1. Психологический настрой учащихся.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.



Посмотрите по сторонам всё ли в порядке в классе? Всё ли обычно?

- Ой, кругом снег, снежинки!!

-Кто догадался почему? О чём говорит дата - 2 декабря?

- Наступила зима.

Давайте пригласим зиму и поздороваемся с ней ! ( Шолохов Никита).

Работа над пословицами о зиме.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь - году начало, зиме середина.

Февраль - месяц лютый, спрашивает как обутый.

- На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в зале есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи .

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!

  1. Подготовка к восприятию стихотворения Некрасова Н.А. ( Мороз - Воевода).

Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения "Мороз-воевода" Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова "Мороз-воевода". Некрасов написал поэму «Мороз Красный нос» о женщине крестьянке, о её встрече с Морозом в лесу. Мы познакомимся с отрывком из поэмы - "Мороз - воевода", определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.

3.Сообщение темы и цели урока.

- Кто может поставить цели перед нами?

(Ознакомиться с новым стихотворением. Найти его особенности).

4.Первичное восприятие текста.

Учитель читает стихотворение .

- Понравилось это стихотворение , Чем?

5. Словарная работа ( по презентации ).

6. Определение темы и жанра произведения. - Смоделируйте обложку книги для одноимённого произведения. (Жанр произведения - стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения - Николай Алексеевич Некрасов, название произведения - "Мороз-воевода"). 7. Чтение текста и анализ текста стихотворения.

-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

-Как покоряется Морозу природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Что он может?

-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.). 8. Словесное рисование образа « Мороза - Воеводы». Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он - волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может. 9. Представление сказочного образа Деда мороза.

Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть,может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый.А в стих-нии у Н.Некрасоваон-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).

-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, каки любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.ТаковН.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты. 10. Работа над выразительным чтением стихотворения. Индивидуальное и хоровое чтение. 11. Итог урока. -Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения "Мороз-воевода" Н.А. Некрасова; - реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова "Мороз-воевода". 12. Рефлексия. - Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? - Продолжите предложения: ( на слайде ). - Спасибо за работу!

Время урока истекло.

Я вам, ребята, благодарна.

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Звучит « Новогодняя песенка ».



© 2010-2022