Классный час на тему СМИ

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Классный час Тема: СМИ. Информационная грамотность и безопасность «СМИ и Я» (3-4 класс) Учитель: Пунанцева ОН, учитель начальных классов МБОУ гимназия № 8 г. Мурманск Цель: способствовать формированию информационной грамотности; критического отношения к СМИ. Материалы: карточки для деления на группы, карточки для обозначения групп, «чёрный ящик», ватман для оформления проектной работы, листы А3 - 3 шт., клей-карандаш (по количеству детей), карточки - наклейки, карточки для голосования («+», «-» ), маркер. Технические средства: мультимедийный проектор, экран, компьютер с колонками. Экранно-звуковые пособия: музыка для фона (при работе над проектом), мультимедийная презентация. Ход занятия: Организационный момент: Дети заходят в класс. Берут карточку. Рассаживаются в группы в зависимости от полученной карточки. Парты расставлены для работы в трёх группах. - Сегодня нас ждёт очень интересное и в то же время важное занятие. Учитель указывает на чёрный ящик: Здесь загадки и сюрпризы, Игры, шутки - всё для вас! Пожелаем всем удачи! За работу! В добрый час! Сообщение темы и цели занятия: - Сегодня мы будем работать в группах. Покажите, что вы готовы начать работу. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Вспомните правила групповой работы. - Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить. - Внимание, чёрный ящик! (торжественная музыка). - Догадайтесь по описанию, что находится в чёрном ящике.
  1. Периодическое издание, обычно ежедневное, в виде больших листов, в котором публикуются материалы о текущих политических, общественных и др. событиях. (Газета)
  2. Периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи, художественные произведения, иллюстрации. (Журнал)
  3. Способ передачи информации на расстояние посредством радиоволн. (Радио)
  4. Система, которая передает и принимает визуальные изображения с помощью радиоволн или по кабелю. (Телевидение: пульт от TV)
  5. Всемирная глобальная компьютерная сеть, предоставляющая пользователям возможность доступа к многочисленным информационным и бизнес ресурсам и электронной почте. (Интернет: планшет)
На столе: газета, журнал, радио, планшетный компьютер, пульт от TV. - Как можно одним словом назвать эти предмет? (источники, средства информации) - Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? (средства информации) - Газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет - средства массовой информации. Мы говорим «массовой», так как эти средства направлены на воздействие не на одного, а на многих людей, массу. - Средства массовой информации сокращённо называют СМИ. Обратите внимание на первые буквы слов. -Какими СМИ пользуетесь вы? Назовите ваш любимый журнал, газету, телепередачу, сайт и т.п. - Я вижу, вы активные пользователи СМИ. Думаю, следующее задание окажется для вас интересным и неожиданным. Постановка проблемы: - Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте. В это время учитель вывешивает на доску знаки «+», «-». - Как вы думаете, почему на доске появились эти знаки? (СМИ имеют плюсы и минусы, оказывают положительное и отрицательное влияние на человека). - Предлагаю обсудить, какое значение имеют СМИ для человека. Учащиеся перечисляют значения СМИ, учитель вывешивает карточки под знаком «+» в соответствии с ответами детей. - Какое негативное влияние, вред могут оказывать СМИ? Учащиеся перечисляют «минусы» СМИ, учитель вывешивает карточки под знаком «-» в соответствии с ответами детей.

«+» Источник информации Средство общения Средство организации досуга Образование «-» Компьютерная зависимость Замена живого общения Вред здоровью Пропаганда жестокости

- Посмотрите, ребята, оказывается, СМИ могут оказывать не только положительное влияние на человека, но и отрицательное. - Может тогда не стоит пользоваться СМИ? Как вы думаете? (Стоит! Но необходимо соблюдать определённые правила.) - Без сомнения, каждый из нас, выходя на улицу, вспоминает правила дорожного движения, чтобы перейти дорогу. Летом, при купании в речке, не забывает правила безопасного поведения на воде. Дома, разогревая чайник, включая телевизор, также пользуется правилами безопасного обращения с электроприборами. Так и при использовании СМИ, мы должны соблюдать определённые правила безопасности, чтобы защитить себя от негативного (плохого) влияния информации и средств информации. - Предлагаю небольшую игру-соревнование. Вам необходимо сформулировать правило, которое поможет предотвратить то или иное негативное влияние СМИ. На обсуждение у вас есть 1 минута. Отвечать будет та группа, знак которой появится на экране. Экран: Компьютерная зависимость Замена живого общения Вред здоровью Пропаганда жестокости Доступ к личной информации Правила: - (Ограниченное использование TV и Интернет, гимнастика для глаз при чтении и просмотре телепередач и видео, посещение проверенных сайтов, просмотр рекомендованных TV-программ (10 +), информация должна быть интересной и полезной, и т.п.) - Перечисленные нами правила можно коротко записать в трёх словах, используя уже знакомые нам буквы. Сомневайся (сомневайся, информация достоверная или нет, полезная или вредная) Мысли (подходи к любой информации с умом; подумай, нужно ли её использовать) Интересуйся (интересуйся полезными, проверенными источниками информации) Решение проблемы: - Мы сказали, что информация должна быть не только интересной, но и полезной. - Но как же среди большого количества информации, которое предлагают нам TV, газеты, журналы, Интернет, найти именно такую - безопасную информацию? - Предлагаю вам поработать с различными источниками информации и разработать проекты для учащихся начальных классов «Детское телевидение», «Детский Интернет» и «Пресса для детей». Учитель вывешивает плакат «СМИ и Я» на доску. - Каждая из групп будет работать над своим проектом. Первая группа - «Детское телевидение» Ваша задача: из предложенного перечня TV-передач, выбрать только те передачи, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с названием выбранных вами передач, необходимо наклеить на лист ответа. Вторая группа - «Детский Интернет» Ваша задача: из предложенного перечня web-сайтов, выбрать только те сайты, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с описанием выбранных вами сайтов, необходимо наклеить на лист ответа, разделяя их на три группы: для развлечения, для образования, для общения. Третья группа - «Пресса для детей» Ваша задача: из предложенного ассортимента газет и журналов, выбрать только те, которые будут полезны и интересны для детей. Карточки, с изображением выбранных вами газет и журналов, необходимо наклеить на лист ответа. - Теперь можно приступать к делу. У вас есть 7 минут. Учащиеся работают в группах. На фоне звучит музыка. Подведение итогов: - Представьте свои проекты. Расскажите, что у вас получилось. Объясните, почему вы сделали именно такой выбор. Группы поочерёдно защищают проект. После выступления каждой группы, учащиеся оценивают работу, выражая согласие или несогласие с выбором товарищей знаками «+» и «-». - Зачем из общего потока информации делать выбор? Почему нельзя использовать любую информацию? (Это может быть опасно, вредно.) - Как можно использовать созданные вами проекты? (Использовать самостоятельно, порекомендовать сверстникам и т.п.) Рефлексия: - Я думаю, сегодняшнее занятие помогло вам овладеть правилами информационной безопасности. - Теперь вы готовы самостоятельно выбирать нужную и полезную информацию, среди той информации, которую предлагают нам СМИ - Если занятие было для вас полезным, понравилось вам, поднимите зелёные карточки, если у вас остались какие - то вопросы - жёлтые.

Газета. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты - gazzetta (итал. гасета). Почему именно от названия этой монеты? Потому что именно такова была стоимость газеты в XVI веке, в Венеции. Газеты содержали сообщения о придворной жизни, торговых новостях, сообщения о происшествиях в других городах. Название же самой монете дала сорока (итал. - gazza), изображённая на ней. Кстати, для тех, кто не умел читать (а не все могли похвастаться в те времена такими умениями) - новости читались вслух на специальных собраниях, и вход на них тоже был платный - и тоже одну «газетку».
Именно поэтому итальянское слово "gazzetta" вошло в обиход в своем современном значении и вышло далеко за пределы Италии. __________________________________________________________________ Журнал. Честь создания первого в истории журнала принадлежит Франции. «Journal des Savants» «является прообразом всех изданий данного вида». Периодичность выхода «Journal des Savants» особенно волновала его издателя. Вот как он описывает свои размышления: «Я долго размышлял, должен ли я издавать мой журнал 1 раз в год, ежемесячно или еженедельно… Наконец, я остановился на еженедельной периодичности, поскольку факты устаревают слишком быстро, чтобы говорить о них в ежегодном издании».
Уже с января 1666 года в «Journal des Savants» появляются первые иллюстрации: карты, схемы, гравюры, рисунки. Одной из первых и наиболее любопытных иллюстраций стал рисунок вши, размером 50 см. __________________________________________________________________ Радио. Создателем первой успешной системы обмена информацией с помощью радиоволн считается итальянский инженер Гульельмо Маркони. Однако работы Маркони были встречены без энтузиазма. В России изобретателем радиотелеграфии традиционно считают А.С.Попова. Интернет. В 1957 году Министерство обороны США посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Так была разработана компьютерная сеть. В первый раз удалось отправить всего три символа «LOG», после чего сеть перестала функционировать. В рабочее состояние систему вернули уже к вечеру, и следующая попытка оказалась успешной. Именно эту дату можно считать днём рождения Интернета. _____________________________________________________________ Телевидение. Технологии телевидения не были изобретены одним человеком и за один раз. Первая в мире передача движущегося изображения была осуществлена в 1923 году американцем Чарльзом Дженкинсом. ____________________________________________________________



Стоит красный сундучок,
Его не тронешь - он молчок.
Но стоит ручку повертеть,
Он будет говорить и петь.(Радио)

У неё ряд в ряд
Буквы к буквам стоят.
Грамотным без робости
Рассказывает новости. (Газета)















Голубок белый
В избу влетел,
Что на светет видал,
Всё рассказал. (Журнал)

Что за чудо, что за ящик?
Сам - певец и сам - рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
( Телевизор)
© 2010-2022