Урок окружающего мира на тему «Где живут слоны?» ( 1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Михайлова Ирина Петровна

учитель начальных классов

МБОУ»Краснооктябрьская СОШ

Новошешминского муниципального района РТ»

Предмет: Окружающий мир (УМК «Школа России»)

Класс: 1

Тема урока: «Где живут слоны?»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: Формировать предметные умения: - формировать представления о жарких (тропических лесах и саванны) районах Земли, разнообразии жизни в этих районах; -называть отличительные признаки животных (индийский и африканский слоны). Формировать УУД: - формулировать проблемный вопрос с помощью учителя; проводить сравнение; формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить осознанное речевое высказывание (Познавательные УУД);
-ставить учебную задачу; осуществлять контроль, коррекцию, оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД);

-оформлять свои ответы в устной форме, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, умение слушать и понимать других (Коммуникативные УУД);
Формы работы: фронтальная , индивидуальная, работа в парах. Оборудование: -учебник «Окружающий мир» 1класс. Часть 2. А.А. Плешаков, 2011г; - рабочая тетрадь, 1 класс, часть 2. А.А. Плешаков, 2014г; - ПК; - презентация; - глобусы на каждую парту; - карты с изображением саванны и тропических лесов; - картинки с животными - волк, рысь, рыбы, пингвин, белый медведь, слон; - карточки - лес, Северный Полюс, река, Южный Полюс; - карточки со словами «животные», «место обитания»; - картинки с изображением африканского и индийского слонов; - цветные карандаши.

Ход урока.

I. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас! Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнём, И урок скорей начнём! -Как всегда помогать вести урок мне будут наши помощники: Муравьишка - Вопросик и Мудрая Черепаха. II. Актуализация знаний. а) Постановка учебной проблемы На доске картинки с изображением животных и мест их обитания. (Приложение1) Животные - волк, рысь, рыбы, пингвин, белый медведь, слон. Место обитания - лес, Северный Полюс, река, Южный Полюс. А вот и первый вопрос от Муравьишки-Вопросика. Он интересуется, где живут эти животные. Расселите животных по месту их обитания. Дети сомневаются, куда расселить слона, предлагают разные варианты его расселения. -У: Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем? -Д: Не знаем, где живет слон. У: На какой вопрос мы сегодня должны ребята найти ответ? Д: Где живут слоны? Учитель открывает презентацию ( Слайд 1) У: На прошлом уроке мы путешествовали по очень холодным районам нашей страны. Напомните их названия. Д: Северный полюс и Южный полюс. У: Ребята как вы думаете, есть ли на Земле такие места где всегда жарко и круглый год светит солнце? (дети высказывают свои мнения) У: Чтобы узнать об этом мы должны с вами отправиться в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус. У: А что такое глобус? ( Модель Земли) б) Практическая работа -Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины. -Эта линия называется экватор. (Слайд № 2) У: А сейчас обратимся к карте. ( У каждого ребенка лежат образцы карт) Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. А теперь по обе стороны от экватора найдите области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? ( Д: Саванна) У: Зеленым? ( Д: влажные тропические леса) (Слайд 3) У: Именно в эти места мы сегодня и отправимся. в) Постановка учебной задачи -Какие цели мы поставим, отправляясь в путешествие? Д: Что такое саванна? Что такое влажные тропические леса? Какие там природные условия? Каких животных там можно встретить? Как они приспособились к жизни в этих условиях? (Учитель помогает и корректирует ответы детей) У: Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут главной целью нашего урока. Как вы думаете, какой? Д: Где живут слоны? У: Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь! III. Изучение новой темы У: Саванна. Прежде чем, я вам расскажу о саванне, скажите, какой вы себе ее представляете. ( учитель показывает слайд 4, дети высказывают свои предположения) Рассказ учителя (Слайд 4,5) Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья. До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода. Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром. У: Как вы думаете, можно ли в этой местности встретить животных? (Да!) У: Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне. -Мы познакомимся еще с одним жарким районом. Напомните мне, как он называется? Д: Тропические леса. У: Что вы знаете о тропических лесах? ( Учитель показывает слайд 6 дети высказывают свои предположения) Рассказ учителя (Слайд 6,7) В этих лесах всегда жарко. Но дожди здесь идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, как в тропических лесах. Многие деревья достигают огромной высоты - 50-60 метров. Это высота 15-20-этажного дома. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними - еще и еще меньше. А в самом низу на земле - кусты, папоротники, травы... Цепкие лианы, как змеи, обвивают стволы, перебрасываются с одного дерева на другое. В тропическом лесу всегда сумрачно. Тесно растениям на земле, они тянутся вверх, к свету и солнцу. Пройти через чащу без топора вряд ли удастся. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.. А какое многообразие деревьев можно встретить в этих лесах. Это и высоченные пальмы с пышным пучком листьев на верхушке, и бананы, которые свесили до земли широкие и длинные, как полотенца, листья и гроздья спелых плодов, и даже фикусы. Много разных птиц и зверей бегает, летает, ползает в лесной чаще. У:Вот какие интересные районы нашей Земли мы посетили. Давайте еще раз вспомним их названия. Первичное закрепление -Как называются открытые места в жарких странах? ( Д: саванна) -Как называются густые влажные леса в жарких странах? ( Д: тропические леса) IV. Физкультминутка Дует ветер нам в лицо - Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше.
V. Работа с учебником. У: Какие животные населяют эти районы, вы расскажите мне сами. (Работа в парах) ( Учащиеся работают по рисункам в учебнике - стр. 14, 15) Им нужно внимательно рассмотреть рисунки и рассказать о том, что увидели. Сначала выслушиваются ответы о животных саванны а, потом выслушиваются ответы о животных тропических лесов). После ответов детей учитель показывает этих животных. (Слайд 8,9 ) VI. Обобщение и закрепление У: Напомните, какова была главная цель нашего урока? Д: Узнать, где живут слоны? У: Как мы теперь ответим на этот вопрос? Д: Слоны живут в саванне и в тропических лесах. Африканский слон живет в саванне, а индийский слон - в тропических лесах. У: На первый взгляд они похожи, а на самом деле?(Слайд 10) У: Сейчас мы проведем исследование и посмотрим, похожи ли африканский и индийский слоны, и если не похожи, то чем? (Работа в парах. Каждая пара учеников получает картинки с изображением слонов и проводит сравнение ) Д: У африканского слона уши больше и круглее, у индийского - меньше и заострены внизу. Спина у африканского слона прямая, слегка вогнутая, у индийского - выпуклая. Бивни у африканского слона длиннее. Учитель дополняет ответы детей показывая таблицу (Слайд 11) Слоны Африканские Индийские Ноги
Короче Тело
Массивнее Спина Вогнутая Выпуклая Уши Большие Маленькие Бивни У самцов и самок Только у самцов
Короче и легче Шерсть Меньше больше

У: Что такое бивни? (ответы детей) (Слайд 12). У:Это видоизменённые передние зубы. Они очень прочные, состоят из слоновой кости. Бивни помогают слону выкапывать из земли съедобные корни, обдирать с деревьев кору, воевать с врагами. У: Для чего слону такие большие уши? (ответы детей) У:Своими огромными ушами слон обмахивается, когда ему жарко. Они любят обдавать себя водой, пылью, грязью. Много пьют, часто купаются и играют с водой. У: Что такое хобот? У: Он служит слону и носом, и губами, и руками. С помощью него слон дышит, нюхает, ест, пьет, ощупывает и берет разные предметы. (Слайд 13) У: Ребята какой можно сделать вывод, действительно похожи или нет эти слоны? (ответы детей) Д: Слоны внешне похожи ,но по строению различаются. Рабата в рабочей тетради. Стр.12-13 соедините стрелочками, какой слон индийский, а какой африканский. (взаимопроверка). А теперь вспомните соседей слона, найдите их на с.13 (р,т), укажите стрелками, кто где живет. Молодцы! Хорошо потрудились. VII. Подведение итога урока (слайд 14) - Итак, подведём итог нашего урока. -Какие жаркие районы нашей планеты вы узнали? - Каких животных можно встретить в этих районах? - Как они приспособились к условиям жизни? - Какой вопрос мы поставили в начале урока? - Ответили ли мы сегодня на вопрос, поставленный в начале урока? - Что показалось самым интересным? - Что запомнилось лучше всего? - Что показалось сложным? VIII. Рефлексия У: Вот и подходит к концу наш урок. Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану (Слайд 15) . Я знал… Я узнал… Мне бы хотелось больше узнать о….































Приложение 1.

ЖИВОТНЫЕ

МЕСТО ОБИТАНИЯ





ВОЛК

РЫСЬ

РЫБЫ

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

ПИНГВИНЫ

СЛОН





ЛЕС

РЕКА

СЕВЕРНЫЙ ПОЛЮС

ЮЖНЫЙ ПОЛЮС





















© 2010-2022