- Преподавателю
- Начальные классы
- Пояснительная записка по математике ПНШ (1 класс)
Пояснительная записка по математике ПНШ (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Субботина Т.В. |
Дата | 29.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для 1 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой базы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 г. (статья 7. 9. 32):
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009,
регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011,
регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373);
Курс рассчитан на 132 часа (4 часа в неделю). Начальный курс математики имеет цель: - ввести ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного минимума начального математического образования и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, как множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а также предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности. Изучение предмета «Математика» способствует решению следующих задач:
- Развитие у обучающихся познавательных действий: логических и алгоритмических (включая знаково-символические), формирование элементов системного мышления, планирование, систематизацию и структурирование знаний, моделирование, дифференциацию существенных и несущественных условий.
- Математическое развитие младшего школьника; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать верные и неверные высказывания, делать обоснованные выводы.
- Освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи математическими средствами.
- Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
- Конкретизированы требования к уровню усвоения учебного материала обучающимися по разделам программы, детализированы дидактические единицы; в соответствии с ФГОС НОО определены планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС НОО.
- Наряду с определёнными авторами методами организации образовательного процесса используются методы критического мышления, информационно-коммуникационные технологии, позволяющие оптимизировать процесс достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Название, автор и год издания конкретной программы, на основе которой разработана рабочая программа Рабочая программа составлена на основе программы и учебников «Математика» А.Л.Чекина УМК «Перспективная начальная школа» 2011 г. (в сборнике «Программы по учебным предметам 1-4 классы», автор Р.Г. Чуракова - М.: Академкнига/учебник 2011 г. - 91 с.) УМК, используемый для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.Данный вариант типовой программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: • Чекин А.Л. Математика. 1 класс: Учебник. (91с) - М.: Академкнига/ Учебник, 2011 год • Юдина Е.П. Математика: Тетради для самостоятельной работы №1, №2. (127с.) - М.; Академкнига/Учебник, 2014 г. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Цели курса соответствуют теме школы: «Освоение новых информационных технологий на основе ФГОС».
Общая характеристика учебного предмета «Математика» В содержание разделов программы внесён перечень интегрированных уроков, проектов и практических работ.Основная дидактическая идея курса может быть выражена следующей формулой: через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. При этом ребенку предлагается постичь суть предмета через естественную связь математики с окружающим миром. Отличительной чертой настоящего курса является значительное увеличение изучения геометрического материала и изучения величин. Изучение же арифметического материала, оставаясь стержнем всего курса, осуществляется с возможным паритетом теоретической и прикладной составляющих, а в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений. Содержание всего курса можно представить как взаимосвязанное развитие пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач) и алгебраической. Арифметическая линия прежде всего представлена материалом по изучению чисел. Числа изучаются в такой последовательности: - натуральные числа от 1 до 10 и число 0 (1-е полугодие 1-го класса), - целые числа от 0 до 20 (2-е полугодие 1-го класса), Числа от 1 до 5 и число 0 изучаются на количественной основе. Числа от 6 до 10 изучаются на аддитивной основе с опорой на число 5. Числа второго десятка и все остальные натуральные числа изучаются на основе принципов нумерации (письменной и устной) десятичной системы счисления. Особенностью изучения арифметических действий в настоящем курсе является строгое следование математической сути этого понятия. Именно поэтому при введении любого арифметического действия (бинарной алгебраической операции) с самого начала рассматриваются не только компоненты этого действия, но и, в обязательном порядке, его результат. Арифметические действия над числами изучаются на следующей теоретической основе и в такой последовательности: Сложение (систематическое изучение начинается с 1 полугодия 1-го класса) определяется на основе объединения непересекающихся множеств и сначала выполняется на множестве чисел от 0 до 5. В дальнейшем изучаются свойства сложения, которые используются при проведении устных и письменных вычислений. Сложение многозначных чисел базируется на знании таблицы сложения однозначных чисел и на поразрядном способе сложения. Вычитание (систематическое изучение начинается со 2 полугодия 1-го класса) изначально вводится на основе вычитания подмножества из множества, причем происходит это, когда учащиеся изучили числа в пределах первого десятка. Далее устанавливается связь между сложением и вычитанием, которая опирается на идею обратной операции. На основе этой связи выполняется вычитание с применением таблицы сложения, а потом осуществляется переход к рассмотрению случаев вычитания многозначных чисел, где главную роль играет поразрядный принцип вычитания, возможность которого базируется на соответствующих свойствах вычитания. Геометрическая линия выстраивается следующим образом. В 1-м классе изучаются следующие геометрические понятия:
- плоская геометрическая фигура (круг, треугольник, прямоугольник),
- прямая и кривая линии, точка, отрезок, дуга, направленный отрезок (дуга), пересекающиеся и непересекающиеся линии, ломаная линия, замкнутая и незамкнутая линии,
- внутренняя и внешняя области относительно границы,
- многоугольник, прямой угол, прямоугольник,
- симметричные фигуры.
Описание места учебного предмета «Математика» в учебном плане
Согласно учебному плану МОУ СОШ № 56 2014-2015 уч. года всего на изучение математики в 1 классе отводится 132 ч. (4 ч. - в неделю, 33 учебные недели). Предусмотрены 2 проверочные работы.
1 класс - 132 ч
1. Признаки предметов.
Расположение предметов в окружающем пространстве (10 ч)
2. Геометрические фигуры и их свойства (18 ч)
3. Числа и цифры (28 ч)
4. Сложение и вычитание (48 ч)
5. Величины и их измерение (18 ч)
6. Арифметическая сюжетная задача (10 ч)
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета «Математика» Предметные: Обучающийся научится:
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
- вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
- сравнивать изученные числа и записывать результаты сравнения с помощью знаков (>,<,=);
- записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);
- употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);
- пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;
- воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
- применять переместительное свойство сложения;
- применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
- применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
- применять правила сложения и вычитания с нулём;
- понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
- распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);
- распознавать симметричные фигуры и изображения;
- распознавать и формулировать простые задачи;
- употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;
- выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее - короче, дальше - ближе, тяжелее - легче, раньше - позже, дороже - дешевле);
- использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
- понимать количественный и порядковый смысл числа;
- понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
- воспроизводить переместительное свойство сложения;
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём;
- использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
- различать внутреннюю область по отношению к замкнутой линии (границе);
- устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;
- понимать и использовать термин «точка пересечения»;
- строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;
- описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);
- понимать суточную и годовую цикличность;
- представлять информацию в таблице;
- планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию;
- объяснять, сравнивать, обобщать данные, делать выводы.
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- формулировать вопросы;
- испытывать познавательный интерес к математической науке.
- использовать знания в повседневной жизни;
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить;
- устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены.
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- работать по предложенному плану;
- осуществлять итоговый контроль по результату;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- планировать своё действие в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- Осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- ориентироваться в учебнике;
- осуществлять анализ объектов (чисел, геометрических фигур, числовых выражений, предметов) с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения математических задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- обобщать на основе выделения существенной связи;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям таких математических объектов, как числа, выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры;
- строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- осуществлять подведение под понятие;
- устанавливать аналогии;
- владеть общим приёмом решения задач в одно действие
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач;
- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших математических моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД Обучающийся научится:
- знать правила общения и поведения в школе и следовать им;
- формулировать собственное мнение и позицию, оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- строить несложное монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Содержание разделов и тем учебного курса «Математика»
- Тема: «Признаки предметов. Расположение предметов в окружающем пространстве». (10 часов)
- отличать и сравнивать предметы по цвету, форме, величине (размеру).
- описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий).
- Расположение предметов слева, справа, вверху, внизу по отношению к наблюдателю, их комбинация.
- Расположение предметов по порядку: установление первого и последнего, следующего и предшествующего (если они существуют).
- распознавать симметричные фигуры и изображения;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать внутреннюю область по отношению к замкнутой линии (границе);
- устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;
- строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;
- понимать и использовать термин «точка пересечения».
- Распознавание формы данных геометрических фигур в реальных предметах.
- Прямые и кривые линии.
- Точка. Отрезок. Дуга.
- Изображение направленных отрезков (дуг) с помощью стрелок. Пересекающиеся и непересекающиеся линии. Точка пересечения.
- Ломаная линия.
- Замкнутые и незамкнутые линии. Замкнутая ломаная линия.
- Многоугольник. Четырёхугольник.
- Пересечение прямых линий под прямым углом.
- Прямоугольник.
- Симметричные фигуры.
- Коллективный творческий проект «Геометрические фигуры».
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
- вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
- сравнивать изученные числа и записывать результаты сравнения с помощью знаков (>,<,=).
- понимать количественный и порядковый смысл числа.
- записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);
- употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);
- пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;
- воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
- применять переместительное свойство сложения;
- применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
- применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
- применять правила сложения и вычитания с нулём;
- понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника.
- понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
- воспроизводить переместительное свойство сложения;
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- воспроизводить правила сложения и вычитания с нулём;
- использовать»инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания.
Практические работы:
- Переместительное свойство сложения.
- Взаимосвязь сложения и вычитания. Игра «Корзинка».
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- находить значение сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см);
- выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, относящимися к соответствующим величинам (длиннее - короче, дальше - ближе, тяжелее - легче, раньше - позже, дороже - дешевле);
- использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времён года.
- понимать суточную и годовую цикличность;
- представлять информацию в таблице.
- Измерение длины отрезка.
- Сантиметр как единица длины. Построение отрезков заданной длины.
- Дециметр как более крупная единица длины.
- Сравнение длин на основе их измерения.
- Сложение и вычитание длин.
- распознавать и формулировать простые задачи;
- употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи.
- представлять информацию в таблице.
- Распознавание и составление сюжетных арифметических задач.
- Составление задач по рисункам.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний Особенностью контроля обучающихся в 1 классе является безотметочное обучение, но основные функции контроля: обучающие, развивающие, воспитывающие и контролирующие могут нести на себе следующие инструментарии контроля: портфолио, устное тестирование, рефлексия, что позволяет формировать навыки самооценки и самоконтроля. Текущий контроль проводится в форме самостоятельных работ, математических диктантов, тестов. Итоговый контроль проводится в форме контрольной работы. В конце первого класса проводятся 2 контрольные работы, позволяющие учителю оценить уровень освоения содержания предмета школьниками. При этом первая контрольная работа рассчитана на проверку уровня достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, соответствующих требованиям ФГОС. Вторая контрольная работа проверяет уровень достижения планируемых результатов, определяемых содержанием и требованиями реализуемой авторской программы.
Описание материально-технического обеспечения
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Кол-во Примечание 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Учебно-методические комплекты (УМК) для 1 класса (программа, учебники, рабочие тетради, дидактические материалы и др.) К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки 2. Печатные пособия Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения Карточки с заданиями по математике для 1 класса (в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки) Табель-календарь на текущий год Д П К
Д/К
Например, с прозрачным клапаном для письма фломастером поверх условия задачи 3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса математики) на СD - диске (мультимедийное пособие 2011 год) П При наличии необходимых технических условий. 4. Технические средства обучения (ТСО) Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Видеомагнитофон Телевизор с универсальной подставкой Персональный компьютер Мультимедийный проектор Шкаф для хранения таблиц Сканер (по возможности) Принтер лазерный (по возможности) Фотокамера цифровая (по возможности)
Д Д Д Д Д Д /П Д Д Д Д Д
Размер не менее 150 х 150 см
Диагональ экрана не менее 72 см
Демонстрационные пособия
Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10 Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 100 Д
Д
Д
Д Размер объектов не менее 5 см Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревкуазмер объектов не менее 5 см Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку Например, магнитное поле с комплектом карточек от 1 до 20 и 20 двусторонних фишек (одна сторона - одного цвета, другая- другого) Например, 100 бусин двух цветов ( по 10 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку Длиной не менее 2 м; с возможностью крепления карточек и письма маркерами 5. Экранно-звуковые пособия Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения. Д При наличие технических средств
Занимательные задания по математике для 1-4 класса.
Д
6 Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10 К
Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20 к Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
Комплект для изучения состава числа
к Например, 20 двусторонних фишек (одна сторона- одного цвета, другая- другого) с возможностью фиксации фишек в линейном порядке по пятеркам и десяткам Например, бусины двух цветов ( по 5 бусин одного цвета, идущих подряд), нанизанные на прочную веревку
Линейка Угольники классные Комплекты цифр и знаков Комплекты цифр и знаков («математический веер») Набор геометрических фигур К Д Д К Д
8. Игры и игрушки
Настольные развивающие игры Конструкторы Электронные игры развивающего характера Ф Ф Ф
9. Оборудование класса
Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Подставки для книг, держатели и т.п. Ф
Д Д Д Д
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами