Урок окружающего мира 1 класс УМК Школа России Тема: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Тип урока: конструирование способа действия. Цели деятельности учителя: познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту, с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем должна попадать в очистные сооружения; получат возможность научиться проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и групповая. Образовательные ресурсы: оборудование для демонстрации очистки воды с помощью фильтра: лабораторный стакан, воронка, фильтр; таблица или слайд с изображением очистных сооружений; кукла Злючка-Грязючка; цветные фишки; краска, кисточка, вода в стакане для мытья кисточки.

Сценарий урока I. Организационный момент. Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. Подготовка рабочего места. Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька, замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовется, Лентой серебристой вьется. Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею я вам доложить: Без нее нам не прожить! - Вода - великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь - вода.

II. Актуализация полученных знаний.

- Что вы знаете про воду? Какая она?

- Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Оживите её.

(Дети рисуют каплю воды так, как её представляют.

Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

- Кому нужна вода?

- Ребята, хотите ли вы спросить что-нибудь? (дети задают вопросы)

- Зачем вода растениям?

- Как они её получают?

- Нужна ли вода животным?

- Нужна ли вода человеку?

- Для чего нужна вода человеку?

- Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла.

III. Постановка проблемы и задач урока. Познавательные УУД: общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о значении воды в доме; логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.). Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Личностные УУД: знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов; диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.

На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

Проблема урока: 1. Беседа. - Кто из вас, ребята, сегодня утром умывался? Значит, все открывали кран и видели, как из него течет вода.

- Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

А кто из вас знает, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Ученики отвечают на вопрос муравья.)

IV. Поиск решения проблемы. Учитель. Откройте учебник на с. 60, давайте рассмотрим рисунок-схему и проследим путь воды. Укажите синими фишками, откуда вода начинает свой путь в наш дом. (Ученики кладут две фишки: на реку (возле стрелки) и на подземную воду.) Учитель делает необходимые пояснения, просит пальчиком показать путь воды в дом, смотрит, проходя по рядам. Отдельное пояснение дается о станции очистки воды.

- Где начало этого пути?

- Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

- Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодца, да вёдра с коромыслами.

- Почему речная вода попадает на станцию очистки? - В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства. Затем учитель предлагает детям самостоятельно пройти по синему лабиринту в доме и рассказать, куда же поступает чистая вода. После ответов учащиеся проводят опыт, моделирующий загрязнение воды в быту. Ученики окунают кисточку в краску, затем моют кисточку в стакане с чистой водой. Учитель. Какой стала кисточка? Ученики. Чистой. Учитель. А что произошло с водой? Ученики. Она стала грязной, мутной. Учитель. В наших стаканчиках кто-то поселился. Посмотрите на рисунок в учебнике. (Читает вслух слова Злючки-Грязючки.) А вот и она сама! (Демонстрирует куклу Злючку-Грязючку, сшитую из лоскутков «грязного» цвета.) Злючка-Грязючка. Скажите-ка мне, ребята, что произойдет с чистой водой в раковине, ванне, стиральной машине и других местах, где она оказалась. Куда же уходит грязная вода? Ученики. В канализацию. Злючка-Грязючка. Проследите путь грязной воды по коричневому лабиринту. Учащиеся выполняют задание. Затем обсуждаются два возможных пути загрязненной воды: в реку или в очистные сооружения. Учитель. Какой из них выбрать? Если грязная вода попадет в реку, что произойдет? Ученики. Вода в реке станет грязной. Учитель. Хорошо ли будет от этого обитателям реки? Кто обрадуется загрязнению реки? Ученики. Злючка-Грязючка. Учитель. Можем ли мы помешать Злючке-Грязючке попасть в чистую реку? (Ученики высказывают предположение, что нужно направить загрязненную воду в очистные сооружения.) Учитель демонстрирует опыт: очистка загрязненной воды с помощью фильтра. Для опыта берется вода из стакана, в котором была помыта кисточка. Учитель. Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку-Грязючку? Где она осталась? (Демонстрирует краску на фильтре.) Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях. Учитель показывает очистные сооружения на таблице или слайде. Учитель (возвращая детей к рисунку в учебнике). Положим коричневую фишку в том месте, где грязная вода попадает в очистные сооружения. А какая вода из них выходит? Какой фишкой нам это показать? Ученики. Синей фишкой. Учитель. Проверим себя: такого ли цвета стрелка ведет от очистных сооружений к реке? Какой путь грязной воды из дома опасен для реки? Зачеркнем красным карандашом неверный путь. (Ученики зачеркивают коричневую стрелку в учебнике. При работе по варианту Б вместо зачеркивания можно закрыть стрелку красной фишкой, аналогичной запрещающему сигналу светофора.)

Физкультминутка Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Я утром закаляюсь, Хлопаем по воде. Водичкой обливаюсь. Обливаем себя водой. Пусть тельце будет красненьким, Поглаживаем руками тельце. А ротик пусть зубастеньким. Улыбаемся. Пусть ручки будут чистыми, Намыливаем руки. А ножки будут быстрыми. Бег на месте. 2. Работа в рабочей тетради. Выполняется задание в рабочей тетради (с. 38). Предлагается сделать это с помощью синего и коричневого карандашей. Синим карандашом ученики показывают путь от реки до станции очистки воды и от станции очистки к дому, коричневым карандашом - от дома до очистных сооружений, затем опять синим - от очистных сооружений до реки. III. Итоги урока. Учитель. Что нового узнали на уроке?

Ученики. Откуда в наш дом приходит вода и куда она после уходит? Как люди защищают реки от Злючки-Грязючки?

Проект урока окружающего мира в 1 В классе МБОУ «Лицей г. Абдулино».

Дата: 27.11.12

Учитель: Гурьянова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов, 1 квалификационная категория, стаж работы 14 лет.

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Тип урока: конструирование способа действия. Цели деятельности учителя: познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту, с помощью опытов показать процессы загрязнения и очистки воды, раскрыть опасность загрязнения природных водоемов и значение очистных сооружений.
Планируемые образовательные результаты: Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся прослеживать по рисунку-схеме путь воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязненной воды; усвоить, что в наш дом поступает речная или подземная вода, в доме она загрязняется и затем должна попадать в очистные сооружения; получат возможность научиться проводить опыты, показывающие загрязнение воды и ее очистку; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами. Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться): Познавательные: общеучебные - извлечение необходимой информации из прослушанной сказки; логические - дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений об окружающем мире. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания; принимать другое мнение и позицию, допускать существование различных точек зрения. Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и групповая. Образовательные ресурсы: оборудование для демонстрации очистки воды с помощью фильтра: лабораторный стакан, воронка, фильтр; таблица или слайд с изображением очистных сооружений; кукла Злючка-Грязючка; цветные фишки; краска, кисточка, вода в стакане для мытья кисточки.



© 2010-2022