Урок изобразительного искусства

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №141

Открытый урок по изобразительному искусству

в 3 классе

по теме:

«Народные промыслы. Золотая хохлома».

Автор - составитель:

учитель начальных классов

Фёдорова

Юлия Анатольевна

Цели урока:

●Познакомить учеников с одним из видов народных художественных промыслов - хохломой;

●Подробно рассказать о хохломской росписи, об истории её появления, помочь изучить её характерные черты и узнать о практическом её применении;

●Научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке изделие;

●Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;

●Развивать детскую фантазию и умение работать с гуашевыми красками в процессе творчества.

Оборудование:

- учебник по изобразительному искусству 3 класс «Разноцветный мир»;

- рабочая тетрадь по изобразительному искусству 3 класс «Разноцветный мир»;

- кисти, краски (гуашь),

- проектор

- экран



Ход урока. Урок №1.

Учитель: Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что на перемене вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись?

(Показ сначала шкатулки, ложки, матрёшки, а потом слайды №1,2,3)

Дети: По дереву.

Учитель: Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы?

Дети: Посуда, столовые приборы, мебель.

Учитель: Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись?

Дети: Хохломская роспись.

Учитель: Сейчас узнаете, нажав на клавишу.

( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляется слайд №4)

Учитель: Правильно. Сегодня на уроке вы познакомитесь с этим видом народного художественного промысла и даже научитесь украшать хохломской росписью изделие. Откуда пришёл к нам этот промысел?

( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляется слайд №5)

Учитель: Внимательно посмотрите и сравните хохломские изделия с другими предметами. Чем они различаются?

Дети: Цветом, красками и элементами узора.

- 1 страница -

Учитель: Определите, из каких элементов состоит орнамент хохломской росписи.

Дети: Цветы, ягоды, птицы.

Учитель: Давайте проверим.

( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляются ответы на слайде №6)

Учитель: Какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях?

Дети: Золотым, жёлтым, красным, чёрным и зелёным.

Учитель: Давайте проверим.

( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляются ответы на слайде №6)

Учитель: Рассмотрите росписи и скажите, какие цвета взяли народные мастера за основу?

Дети: Чёрный, красный и золотой.

( показ слайда №7,8,9,10)

Учитель: Подведём небольшой итог:

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.

( показ слайда №11)

Учитель: А сейчас я вам расскажу как создаются изделия с хохломской росписью.

( показ слайда №12)

- 2 страница -

Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

( показ слайда №13)

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.

( показ слайда №14)

Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.

( показ слайда №15)

Существуют разнообразные виды орнаментов:

  • «пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;

  • «травка» - узор из крупных и мелких травинок;

«кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

( показ слайда №16)

Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется

( показ слайда №17)





- 3 страница -

Учитель: Рассмотрите сколько видов хохломской росписи!

( показ слайда №18)

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

( показ слайда №19)

Учитель: В современном мире тоже используется хохломская роспись. Посмотрите некоторые предметы.

( показ слайда №20,21,22)

Учитель: А теперь давайте попробуем выполнить узор под хохлому. Откройте тетради на странице 30, выполните задание №3-4-5

( показ слайда №23)

( дети работают в тетрадях по изобразительному искусству)

Учитель: Покажите, как у вас получилось. Поднимите вверх тетради. Молодцы!

Домашнее задание:Подготовить детали цилиндра для росписи.Пример построения цилиндра смотрите на странице 10

( показ слайда №24)

( показ слайда №25)



- 4 страница -







© 2010-2022