- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок изобразительного искусства
Урок изобразительного искусства
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фёдорова Ю.А. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №141
Открытый урок по изобразительному искусству
в 3 классе
по теме:
«Народные промыслы. Золотая хохлома».
Автор - составитель:
учитель начальных классов
Фёдорова
Юлия Анатольевна
Цели урока:
●Познакомить учеников с одним из видов народных художественных промыслов - хохломой;
●Подробно рассказать о хохломской росписи, об истории её появления, помочь изучить её характерные черты и узнать о практическом её применении;
●Научить детей составлять из элементов хохломской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке изделие;
●Воспитывать у учеников интерес и любовь к народному искусству;
●Развивать детскую фантазию и умение работать с гуашевыми красками в процессе творчества.
Оборудование:
- учебник по изобразительному искусству 3 класс «Разноцветный мир»;
- рабочая тетрадь по изобразительному искусству 3 класс «Разноцветный мир»;
- кисти, краски (гуашь),
- проектор
- экран
Ход урока. Урок №1.
Учитель: Ребята! Перед вами изделия одного из видов народных промыслов. Я думаю, что на перемене вы уже успели рассмотреть эти образцы, поэтому сейчас без труда сможете мне сказать: по какому материалу выполнена эта роспись?
(Показ сначала шкатулки, ложки, матрёшки, а потом слайды №1,2,3)
Дети: По дереву.
Учитель: Да, ребята, вы правы. Все предметы, украшенные этой росписью, сделаны из дерева. А какие это предметы?
Дети: Посуда, столовые приборы, мебель.
Учитель: Может быть, кто-то из вас знает, как называется эта роспись?
Дети: Хохломская роспись.
Учитель: Сейчас узнаете, нажав на клавишу.
( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляется слайд №4)
Учитель: Правильно. Сегодня на уроке вы познакомитесь с этим видом народного художественного промысла и даже научитесь украшать хохломской росписью изделие. Откуда пришёл к нам этот промысел?
( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляется слайд №5)
Учитель: Внимательно посмотрите и сравните хохломские изделия с другими предметами. Чем они различаются?
Дети: Цветом, красками и элементами узора.
- 1 страница -
Учитель: Определите, из каких элементов состоит орнамент хохломской росписи.
Дети: Цветы, ягоды, птицы.
Учитель: Давайте проверим.
( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляются ответы на слайде №6)
Учитель: Какими цветами выполнен узор на хохломских изделиях?
Дети: Золотым, жёлтым, красным, чёрным и зелёным.
Учитель: Давайте проверим.
( выходит ребёнок и нажимает на клавишу компьютера, появляются ответы на слайде №6)
Учитель: Рассмотрите росписи и скажите, какие цвета взяли народные мастера за основу?
Дети: Чёрный, красный и золотой.
( показ слайда №7,8,9,10)
Учитель: Подведём небольшой итог:
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным, желтым) цветом по золотистому фону.
( показ слайда №11)
Учитель: А сейчас я вам расскажу как создаются изделия с хохломской росписью.
( показ слайда №12)
- 2 страница -
Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.
( показ слайда №13)
После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла).В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
( показ слайда №14)
Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
( показ слайда №15)
Существуют разнообразные виды орнаментов:
-
«пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
-
«травка» - узор из крупных и мелких травинок;
«кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;
( показ слайда №16)
Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется
( показ слайда №17)
- 3 страница -
Учитель: Рассмотрите сколько видов хохломской росписи!
( показ слайда №18)
Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
( показ слайда №19)
Учитель: В современном мире тоже используется хохломская роспись. Посмотрите некоторые предметы.
( показ слайда №20,21,22)
Учитель: А теперь давайте попробуем выполнить узор под хохлому. Откройте тетради на странице 30, выполните задание №3-4-5
( показ слайда №23)
( дети работают в тетрадях по изобразительному искусству)
Учитель: Покажите, как у вас получилось. Поднимите вверх тетради. Молодцы!
Домашнее задание:Подготовить детали цилиндра для росписи.Пример построения цилиндра смотрите на странице 10
( показ слайда №24)
( показ слайда №25)
- 4 страница -