- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока литературного чтения
Конспект урока литературного чтения
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Богданова Е.В. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения в 3»б» классе.
Тема урока: Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте. ( И.С. Тургенев «Воробей»)
Цель: показать, что не только в поэтическом, но и в прозаическом тексте можно передать эмоциональное впечатление, жизненное переживание.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мы урок наш начинаем,
Что-то новое узнаем.
Интересно нам читать,
Думать, мыслить, рассуждать.
2. Дыхательная гимнастика. Речевая разминка.
1)-Представьте, что у вас замёрзли руки. На одном выдохе подуйте на каждый пальчик одной руки, затем другой руки.
- А теперь зарядка для язычка. Почистим верхние зубки языком, затем нижние зубы. Поцокайте язычком.
2)Почитайте столбик слов:
А
Да
Еда
Беда
Обеда
Победа. ( Сначала медленно, затем быстро, ускоряя темп)
- Что интересного заметили в словах? ( Прибавляется по одной букве)
3.Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения И. Бунина « Детство».
- Поэт всегда делится с нами своими впечатлениями и переживаниями.
- Что такое впечатление? А что такое переживание? (Прочитайте в учебнике стр. 129)
4. Работа по теме урока. Анаграммы
аргч (грач) атолсчак (ласточка) орбвоей (воробей)
ткуа (утка) кровсец (скворец)
- Какое слово лишнее? Воробей (зимующая птица)
- Под какой цифрой изображён воробей? ( Слайд 1)
- Что вы знаете про воробья? ( Слайд 2)
Воробей - маленькая, очень подвижная птичка. Клюв тонкий, твёрдый, к концу заостренный. У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. Воробьи чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. Воробьи помогают сохранить урожай, так как поедают вредных насекомых. Воробьи - очень прожорливые птички. Они селятся стайками. Если воробьиный сторож заметил в небе хищника, то издаёт звук, похожий на «чрр» и вся стая улетает.
5.Сообщение темы урока. Антиципация.
1) -Как вы думаете, почему мы вспомнили про воробья? ( Наверное, будем читать про воробья.)
- Сегодня мы познакомимся с произведением И. С. Тургенева «Воробей» (слайд 3)
-Как вы думаете, что должен был бы написать автор об этой птице, чтобы нам было интересно читать рассказ?
+Автор, наверное, должен описать какой-то неожиданный поступок, необычное поведение (дети предлагают варианты возможных поступков, поведения).
- А может произвести сильное эмоциональное впечатление прозаический текст? ( слайд 4)
Тема урока: Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте. ( И.С. Тургенев «Воробей») ( слайд 5)
- Поставим цель урока. ( Познакомиться с текстом И.С. Тургенева «Воробей» и
узнать, может ли прозаический текст произвести сильное эмоциональное впечатление),
-По данным словам можно предположить, о чём этот текст?
(Гнездо, молодой воробей, собака, героическая птица.) ( Слайд 6)
- Прочитав это произведение, мы сравним наши предположения с текстом.
2 )Словарная работа.
-Перед чтением произведения И.С. Тургенева «Воробей» разберём слова, которые встретятся в тексте. ( Слайд 7)
АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.
ЗАЧУЯВ ДИЧЬ - распознать чутьём, почувствовать носом
ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)
БЛАГОГОВЕТЬ - относиться с глубочайшим почтением и восхищением
КРАСТЬСЯ - проходить тайком, незаметно.
ГОЛОС ДИЧАЛ - стал диким
6. Первичное чтение текста. Чтение с остановками.
1 остановка: (до слов « Он упал…) Комментированное чтение учителя.
- Почему воробей сидел неподвижно? (Не умел лететь. Молодой.) Докажите.
Беседа после чтения:
-От чьего имени рассказывается текст? ( От имени автора)
Задайте вопросы по тексту, используя слова
КТО? ГДЕ? С КЕМ? ЧТО? ПОЧЕМУ? ( Слайд8)
- Как вы думаете, что будет дальше? ( Предположения детей)
2 остановка: ( до слов « Сила, сильнее его воли…) Комментированное чтение учителя.
- Как понять камнем упал? (Быстро)
- Как понять Искажённый? ( Растрёпанный)
- Почему автор поставил многоточие? (Напряжённый момент)
Беседа после чтения.
-Задайте вопросы, используя слова:
КТО? КАК? ПОЧЕМУ? КУДА? ЧТО? ( Слайд 9)
- Что чувствовал в этот момент старый воробей? (Воробей испытывал ужас, страх перед собакой, но в то же время любовь к птенцу.)
- А как выглядела собака именно в этот момент? Выборочное чтение
(Собака медленно приближалась, раскрыла зубастую пасть, казалась громадным чудовищем воробью)
- Что бы вы пережили, если были в этот момент на месте воробья?
- Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой?
- Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева?
(Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти. )
- Как вы думаете, чем закончится эта история? Желаете узнать?
3 остановка. ( Самостоятельное чтение учащимися)
- Прочитайте трудные слова: Благоговея, благоговел. Вспомним, что они обозначают. Если забыли, обратитесь к консультанту - Коту Учёному.
-Прочитайте самостоятельно. Сравните, совпали ваши предположения с концовкой текста.
Беседа после чтения.
- Совпали ваши предположения?
- Что почувствовала собака, когда увидела, как ведет себя черногрудый воробей? (Собака почувствовала силу духа воробья, пес был смущен.)
- Как понять смущён? (Удивился храбрости воробья.)
- Почему в тексте автор поставил многоточие? (Напряжённый и неожиданный момент.)
- В чём была неожиданность?
- Как вы относитесь к этой птице?
- А как автор относиться к воробью? Автор уважал воробья за его смелость. Автор «благоговел» - глубоко уважал», называл воробья «героической птицей»
- Почему автор просит нас не смеяться над ним?
- Что же сильнее страх или любовь? (Любовь сильнее страха.)
- Произвело на вас это произведение сильное эмоционально впечатление?
- Значит, может произвести сильное эмоциональное впечатление прозаический текст? ( Слайд10)
- Какой эпизод на вас произвёл сильное впечатление?
7.Игра « КУБИК БЛУМА» (слайд11)
- Разделимся на группы. В каждой группе
Командир - бросает кубик,
Секретарь - записывает готовое задание,
Докладчик - читает выполненное задание, остальные члены группы помогают.
Работа в группах. ( Придумайте 2 предложения, которые начинаются с данного слова…)
1. ПОЧЕМУ?
2. НАЗОВИ .
3. ПРИДУМАЙ.
4. ОБЪЯСНИ.
5.ПРЕДЛОЖИ.
6.ПОДЕЛИСЬ.
Примерные вопросы групп:
-
Почему воробей выпал из гнезда? Почему автор так назвал текст? Почему собака не тронула воробья? Почему воробей защитил своего птенца?
-
Назови главного героя текста. Назови автора произведения. Назови заголовок текста. Назови место, где происходило это событие. Назови кличку собаки.
-
Придумай другое название текста. Придумай конец этой истории.
-
Объясни, почему старый воробей спас. Объясни, почему воробей одичал. Объясни, что сила любви сильнее смерти. Объясните, этот текст - рассказ или сказка?
-
Предложи другую кличку собаки. Предложи другое название текста.
-
Поделись своими впечатлениями. - Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Поделись своим мнением - это сказка или рассказ? Как автор относится к старому воробью?
8.Беседа об авторе.- Кто написал это произведение? ( И.С.Тургенев) (слайд12)
- Прочитав его произведение, что можно о нём сказать? ( Внимательный, любит животных).
-Как автору удалось произвести на читателей сильное впечатление?
Рассказ об Иване Сергеевиче Тургеневе. (Вывешивается портрет И.С. Тургенева).
Великий русский писатель родился в 1818 году (1818-1883) в Орле в дворянской семье. Сначала он учился в Московском университете, затем переехал в Петербургский университет, а дальше он продолжал своё обучение в Берлинском Университете (в Германии). Иван Сергеевич Тургенев получил хорошее и разностороннее образование. Он писал о красоте русской природы, о людях, окружавших его, но делал это, как «…артист, художник и музыкант…» в одном лице. Поэтому, еще при жизни писателя, по многим его произведениям были поставлены спектакли, а позже и сняты художественные фильмы. Язык Тургенева богат и красочен. Он не только знает природу, но и чувствует её. В своих рассказах Иван Сергеевич воспевает силу любви и жизни.
9. Итог урока. Оценки за урок - Чему учит этот текст?
- Как надо относиться к птицам?- Как вы можете помочь зимующим птицам?
- Кому бы вы за работу на уроке поставили оценки?
10. Домашнее задание. Подготовить пересказ от другого лица. Как бы этот случай нам рассказал Молодой воробей, пёс Трезор или Старый воробей. ( Слайд13)