- Преподавателю
- Начальные классы
- Статья на тему Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Статья на тему Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тарасенко С.В. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Проектные задачи как новая форма учебной деятельности в начальной школе Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем - профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Очень важным становится формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий Тарасенко Светлана Викторовна выбрала проектную деятельность, т.к. в её основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью проектной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Ставить и удерживать цели;
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- актуальности;
- проблемности;
- объективности;
- системности;
- доступности;
- сотрудничества;
- самоопределения;
- самостоятельности, индивидуализации;
- теоретической и практической значимости исследования.
В начальной школе проектная деятельность осуществляется как на уроках (когда обучающимся предлагается определённая тема проекта - коллективный проект), так и во внеурочное время. Необходимо стремиться к тому, чтобы результаты выполненных проектов были «осязаемыми», социально значимыми, актуальными для микросоциума и важными для ребёнка, заканчивались конкретным результатом, были готовы к внедрению (например, выявление безопасного и самого краткого пути от дома к школе; убеждённость во влиянии школьной формы на стиль поведения; ознакомление с правилами безопасного использования компьютера и т.д.).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Организация внеурочной деятельности по направлению «проектная деятельность» в форме школьного клуба. Клуб «Юный исследователь» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результат изменений. Проектная деятельность положительно влияет на процесс обучения. Она не только расширяет кругозор обучающихся, но и формирует у них положительный опыт публичных выступлений, коммуникативные умения: вести диалог, беседу, отстаивать и доказывать свою точку зрения на защите проекта, обеспечивает успешное усвоение учебного материала, интеллектуально и нравственно развивает детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг другу. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде. Участие в проектной деятельности побуждает детей к активному участию в олимпиадах, городских конкурсах. Проектная деятельность помогает сделает жизнь детей более насыщенной, интересной; подготовить их к современной жизни; сплотить детский коллектив; реализовать свой творческий потенциал, даст возможность проявить себя и почувствовать себя успешным. Классы Тарвсенко С.В. удачно проходят внешний и внутришкольный мониторинг, дети успешно обучаются в старших классах. Учителя - предметники, работающие с этими детьми, отмечают высокий уровень развития, хорошую работоспособность, заинтересованность в обучении, высокую мотивацию учебного труда и активное участие в проектной деятельности на региональном и Всероссийском уровнях.
Описание инновационного опыта.
Работая по УМК «Школа 2100», которая предлагает в учебниках темы проектов по всем предметам с 1-го класса, ученики Тарасенко С.В. с первых дней обучения в школе знакомятся с проектами и под руководством учителя активно включаются в проектную деятельность. Прослеживается динамика роста участников проектов. Родители стали активными помощниками и единомышленниками своим детям и учителю - научному руководителю. Темы подбирались совместно с учётом мнения и интересов обучающихся. В марте проходит защита проектов на уровне классного коллектива, куда приглашаются родители и другие учащиеся из параллельных классов. Лучшие проекты выставляются на общешкольный уровень в апреле, на ежегодной научно-практической конференции «Ступени». Ученики моего класса - победители регионального конкурса «Шаг в будущее» и Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке» в г. Москве, участвуя очно и заочно. Учитель во внеурочной работе использует проектную деятельность «Юный исследователь», в которую вовлечены все 100% обучающихся класса. Цели проектной деятельности: успешность, альтернативная учебной; общеучебные организационные умения; общеучебные умения поиска сведений; творческие общеучебные умения; применение полученных знаний; коммуникативные умения и навыки (публичное выступление); привлечение родителей. Основные признаки отличия проектной деятельности от других видов деятельности: направленность на достижение конкретных целей; координированное выполнение взаимосвязанных действий; ограниченная протяжённость во времени с определённым началом и концом; неповторимость и уникальность.