Обобщение опыта работы по формированию личностных УУД

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирвание учебно-познавательной мотивации первоклассников как условие их успешной школьной адаптации Сформированность у первоклассников учебно-познавательной мотивации, входящей составной частью в такой личностный образовательный результат, как смыслообразование - важное условие успешной школьной адаптации первоклассников. Слайд 2 Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Слайд 3 Поэтому, принимая школьников в первый класс, для нас важно сделать учебный процесс не только комфортным, но и построить его так, чтобы первоклассник не остался равнодушен к учению и знаниям, чтобы он учился не только из чувства долга или по принуждению. Т.е. мы должны создать на своих уроках условия для появления внутренних ПОБУЖДЕНИЙ к учению, к познанию. Эти задачи, вытекающие из логики адаптации ребенка к школе, являются одновременно и требованиями новых стандартов, которые ориентируют школу на достижение не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов. Слайд 4 Мы и раньше знали, что главная задача начальной школы - научить ребенка учиться, но это означает не только оснастить его необходимыми для учебной деятельности средствами - умениями и навыками. Учебно-познавательная мотивация является компонентом смыслообразования, выступающим важным личностным результатом обучения ребенка в школе, и делающее его полноценным субъектом собственной учебной деятельности и саморазвития. Слайд 5 Поэтому нужно сделать так, чтобы задачи, которые ставятся перед школьником в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Слайд 6 На любом уроке главная задача учителя состоит в создании условий, необходимых для формирования учебно-познавательной мотивации. На наш взгляд, в первом классе особо важно создание обстановки доброжелательности, внимательности к учащимся, доверия, а так же в активном включении учащихся в познавательную деятельность. Исходя из сказанного, при подготовке к уроку мы стремимся, учитывая реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. Слайд 7 Необходимо как можно чаще вносить элементы новизны, строить свою работу с учащимися таким образом, чтобы уровень сложности предъявленных заданий постоянно повышался, использовать игровую мотивацию, создавать проблемные ситуации, предлагать творческие задания, вызывающие интерес у детей. Слайд 8 Формирование познавательной мотивации может строиться на всех этапах урока. Создание исходной мотивации обычно происходит на начальном этапе урока, где актуализируются мотивы предыдущих достижений ("мы в течение нескольких уроков учились решать уравнения…"), бывают вызваны мотивы относительной неудовлетворенности ("Кому нравится решать уравнения? Кто считает, что научился…?"), усиливаются мотивы ориентации на предстоящую работу посредством игровой мотивации ("а у одного знакомого сказочного героя возникли проблемы…") при этом используются непроизвольные мотивы удивления, любознательности (Кто же это? Чем можно помочь?). Подкрепление и усиление возникшей мотивации чаще всего происходит за счет использования элементов занимательности, коллективных форм деятельности, творческих заданий и заданий логического содержания. Совместное открытие нового знания строится на основе обобщенных методов работы с базовыми знаниями. Когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам способен прийти к объяснению частных явлений. Учебная деятельность тогда приобретает для него творческий характер, и вызывает у него интерес к дальнейшему изучению предмета, стимулирует его познавательную активность. На этапе завершения урока происходит самоконтроль, самооценка деятельности обучающихся, дается позитивная оценка учителя. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Как педагог я стараюсь занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять функции режиссера, но не распорядителя, играть роль не только организатора, но и равноправного участника такого учебного процесса, который строится как диалог учащихся с познаваемой реальностью, другими людьми, как обогащение их целостного личностного опыта. Как мне кажется, описанная форма организации учебной деятельности детей в школе приносит видимые результаты. Нам интересно учиться вместе, класс в целом успешно справляется с программными требованиями, даже слабые ученики к концу года заметно продвинулись в своем развитии. Не раз я слышала от ребят, что кто-то любит уроки русского языка, а кто-то «обожает» математику, т.е. достаточно серьезные предметы вызывают у детей радость и приносят положительные эмоции. Немаловажно, что несмотря на усложнение учебного материала, на то, что уже прошла пора привлекательности школы за счет новизны ситуации, подавляющее большинство ребят с желанием ходят в школу, многие рассказывают, как они скучали в дни каникул. Конечно, процесс адаптации нельзя считать окончательно законченным. Психологическая диагностика помогла осознать нам определенные слабые места, что позволяет ставить новые задачи, над решением которых мы и будем работать в дальнейшем.



© 2010-2022